Фиксированные формы поведения – персеверация

Авторы: Фромич Юлия Валерьевна, Ступина Татьяна Григорьевна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 120-123

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Фромич Ю. В., Ступина Т. Г. Фиксированные формы поведения – персеверация // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 120-123.

Аннотация: В статье рассматривается одна из фиксированных форм поведения человека – персеверация. Авторы отмечают о разнообразии данного явления, которое относится к консервативности как действующих раздражителей и стимулов, так и вызываемых ими реакций и состояний. Учитывая физиологические основы данного явления, а также факторы, вызывающие их проявление, можно говорить о комплексе причин, оказывающих решающее значение в поведении человека. Исследование в данной области будет интересно специалистам разных областей, занимающимся проблемами поведения человека.

В настоящее время специалисты разных областей, занимающиеся разработкой и анализом эффективных форм совершенствования различных видов деятельности, останавливаются на выявлении комплекса причин факторов, оказывающих решающее значение в поведении человека. Нам представляется важным и необходимым остановиться на вопросе о фиксированных формах поведения человека, как одной из возможных причин, оказывающих максимальное влияние на поведенческие акты.

Одной из фиксированных форм поведения является персеверация. Слово персеверация имеет латинское происхождение (persevero) и значит упорствовать, стоять на своём.

Выделяют следующие виды персевераций:

Сенсорная персеверация. С физиологической стороны эта персеверация означает сохранение в нервных клетках возбуждения после прекращения действия раздражителя.

Пример такой персеверации дал Ньютон. Если делать достаточно быстрые кругообразные движения горящим углем, то получается восприятие непрерывного огненного круга.

Иногда персеверация ощущений приобретает характер навязчивости. После того, как действие раздражителя кончилось (если раздражитель действовал в течение продолжительного времени), возникают навязчивые ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные и др.).

Психомоторная персеверация. Эту персеверацию можно наблюдать у спортсменов. Чем сильнее и продолжительней движение бегуна, тем более оно персеверирует.

Персеверация представлений памяти. Довольно распространённая персеверация, связанная с навязчивостью представлений. Например, после посещения концерта у нас в ушах ещё долго звучит прослушанная музыка или мы напеваем мелодию.

Персеверация в области воображения. Чаще всего персеверирующими образами являются впечатляющие образы художественной литературы. Бывает персеверация в области творческого воображения. Известно, что Бетховен страдал от теснившихся в его сознании музыкальных образов.

Персеверация в сфере мышления выражается в инерции «застойности» понятий и суждений, умственных операций. Левитов считает, что всякого рода предрассудки можно рассматривать как случаи персеверации. В каком-то роде персеверациями являются существующие традиционные взгляды и убеждения, переходящие из одного поколения в другое.

Н. Д. Левитов наблюдал персеверацию умственных операций в процессе решения задач в эксперименте: испытуемым предлагалось придумать как можно больше существительных, начинающихся с буквы «С». После эксперимента испытуемые продолжали придумывать такие слова, хотя от них этого не требовалось, т. е. персеверировала установка на решение задачи и после того, когда требуемая операция по решению задачи окончилась [1, с. 95].

Эмоциональная персеверация выражается в сохранении эмоций после того, как вызвавшая их причина перестала действовать. Так, узнав приятную новость, мы улыбаемся, и, нас долгое время не покидает весёлое настроение. Или после того, как устрашающий объект исчез, и опасность миновала, человек ещё продолжает переживать страх.

Персеверацию в действиях можно наблюдать как в поведении животных, так и человека.

Некоторые авторы относят к персеверации и привычки как стереотипные действия, ставшие потребностью. Так, отмечают различную роль стереотипии в различных привычках. Привычки очень консервативны и искоренять их очень трудно даже тогда, когда их вред очевиден. Но существуют привычки и полезные. Это привычка к чёткому режиму, различные моральные привычки. В таких привычках персеверативная тенденция часто находится под контролем сознания. Что касается привычных жестов, походки, мимики, выражений в речи – всё это непроизвольно. Часто утром, услышав понравившуюся нам мелодию, мы невольно повторяем её в течение всего дня. Это повторение становится навязчивым и привычным. Такого рода привычки являются реакцией на «впечатляющие» раздражители, и они настолько насыщены персеверацией, что их можно назвать персеверативными.

Но не всякая персеверация – привычка. Мы ощущаем привычку как потребность, а персеверирующие образы навязчивы, от них хочется отделаться, как от чего-то постороннего. Если часто мы рассматриваем персеверацию как краткий эпизод, то привычка никогда не бывает и не может быть временным явлением.

Большое значение персеверации и её тесной связи со стереотипностью и навязчивостью придавал И. П. Павлов [2, с. 56]. Раскрыв физиологический механизм персеверации, он подчеркнул, что в основе этого состояния лежит застойность, иначе, инертность нервных процессов. Кроме того, Павлов считал стереотипность, навязчивость и персеверацию одним и тем же явлением. Если физиологическую основу персеверации следует искать в инертности основных нервных процессов, то факторы персеверации можно будет найти, исследуя подвижность нервных процессов. Как мы видим из учения И. П. Павлова, физиологическая основа всех видов персеверации по существу одна. Но это не говорит о том, что такое состояние характерно для какой-либо одной сферы жизни человека. Существование отдельных реакций, а также более целостных и сложных психических состояний, обозначаемых понятием персеверации, не вызывает никаких сомнений. Как психическое состояние, персеверация многообразна по своей структуре и находится в зависимости от ситуации и в какой-то мере от индивидуальных особенностей человека.

В одних случаях состояние персеверации относится больше к познавательной деятельности (настороженность против неизвестного), в других – к эмоциональной жизни (упрямство, последствия уже изжитых эмоций), в-третьих и наиболее многочисленных, персеверация означает инертность и противодействие вторжению нового, т. е. так или иначе характеризует изменения в волевой сфере.

Персеверацию могут вызывать не только отдельные предметы и их качества, но также ситуации. Чтобы раздражитель имел персеверирующее значение, важна его объективная и субъективная значимость.

Существует мнение, согласно которому труднее изменить представление или действие, чем выработать противоположные. Но в таком случае человеку легче выработать новые взгляды, овладеть новым методом работы и т. п., чем изменить, т. е. усовершенствовать привычное. Однако такой способ решения задачи не всегда себя оправдывает.

Различают персеверацию как временное состояние и персеверацию как свойство или черту личности или характера. Но хотя во втором случае персеверация является устойчивым проявлением этого состояния, оно совсем необязательно в разных ситуациях. Человек может проявлять персеверативность в учении и совсем не быть персеверативным в занятиях физкультурой и спортом. Являясь персеверативным, человек либо не замечает и даже отрицает у себя наличие этого явления, либо старается как-то оправдать это состояние, либо, осуждая у себя персеверацию, пытается от неё избавиться.

Некоторые исследователи пытались соотнести персеверацию с другими компонентами личности. Так, было установлено, что испытуемые, занявшие в кривой распределения по тестам на персеверацию в обе стороны крайние места, т. е. показавшие или очень высокий, или очень низкий уровень персеверации, обладают такими чертами, как недостаток самоконтроля, упрямство, обидчивость.

Наиболее склонные к персеверации безрассудны. Занимающие среднее положение в кривой распределения – разумны, гармоничны, смелы, веселы.

Чем разнообразнее деятельность человека, чем шире круг решаемых им задач, тем меньше вероятность возникновения явления персеверации при переходе к новым проблемам. Соответственно, чем привычнее для человека занятие и уже границы его деятельности, тем больше возможностей для образования явления персеверации. Из этого легко заключить, что такое состояние порождается однообразием, узостью круга мышления и деятельности.

Таким образом, учитывая физиологические основы фиксированных форм поведения, персеверации, а также факторы, вызывающие их проявление, можно говорить о комплексе причин, оказывающих решающее значение в поведении человека. При разработке эффективных форм совершенствования различных видов деятельности специалистам необходимо учитывать влияние этих факторов на эффективность и успешность выполнения поставленных задач перед работником.

Список литературы

  1. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека М. : Просвещение, 1964. 343 с.
  2. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М. : Издательство Академии Наук СССР, 1949. 128 с.

 

Материал поступил в редакцию 18.04.2018
© Фромич Ю. В., Ступина Т. Г., 2018