Методические особенности изучения государственного бюджета на уроках экономики в школе

Авторы: Махова Анна Владимировна, Курячая Алина Романовна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 128-131

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Махова А. В., Курячая А. Р. Методические особенности изучения государственного бюджета на уроках экономики в школе // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 128-131.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности изучения темы «Проблемы формирования государственного бюджета» в рамках реализации образовательной программы в средней школе. 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В данной статье предлагается методическая разработка урока по теме «Формирование государственного бюджета» для учащихся старших классов с разработкой практических задач.

В данной статье представлены элементы методической разработки урока, на тему «Проблемы формирования государственного бюджета» в рамках реализации образовательной программы в средней школе, на основе рабочей программы по дисциплине «Обществознание» автора Л. Н. Боголюбова [3]. Тип урока в методической разработке – закрепление изученного материала, метод ведения – решение задач. Поставленные цели урока: образовательная – познакомить учащихся с понятием государственный бюджет; развивающая – развивать умение решать задачи, работать с дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы; воспитательная – воспитывать культуру экономического мышления. Задачи урока следующие: ознакомить учащихся с основными понятиями государственного бюджета, сформировать у учащихся знания о государственном бюджете.

Основные понятия: государственный бюджет, стадии бюджетного процесса, государственные доходы и расходы, прямые и косвенные налоги.

Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию (обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях обучающихся.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность решения задач. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.

Приведем примеры задач по исследуемой теме:

Задача 1

На диаграммах (рис. 1 и 2) приведен бюджет России за 2014 год.

Дохода условного бюджета

Рис. 1. Доходы условного бюджета

Расходы условного бюджета

Рис. 2. Расходы условного бюджета

Найти:

1. Чему равна общая сумма налоговых поступлений?

2. Чему равен дефицит (профицит) бюджета?

3. Сколько процентов от доходов государства составляет дефицит (профицит) бюджета?

Решение:

1. Найдем сумму налоговых поступлений:

Сумма налоговых поступлений равна: налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами плюс налоги на товары, реализуемые на территории РФ плюс налоги на товары, ввозимые на территорию РФ.

2884,6 + 2702,2 + 1821,8 = 7408,6 трлн р.

2. Посчитаем доходы государственного бюджета:

Сумма доходов государственного бюджета равна: доходы от внешнеэкономической деятельности плюс налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами плюс налоги на товары, реализуемые на территории РФ плюс налоги на товары, ввозимые на территорию РФ плюс доходы от использования имущества, находящееся в собственности РФ плюс прочие доходы.

5463,4 + 2884,6 + 2702,2 + 1821,8 + 445,6 + 220,2 = 13537,8 трлн р.

3. Посчитаем расходы государственного бюджета:

Сумма расходов государственного бюджета равна: расходы на социальную политику плюс расходы на национальную экономику и оборону плюс расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность плюс расходы на общегосударственные вопросы плюс прочие расходы.

3452,4 + 3062,9 + 2479,1 + 2086,2 + 934,7 + 1815,3 = 13830,6 трлн р.

Расходы превышают доходы, следовательно, бюджет в дефиците.

Чтобы найти сумму дефицита нужно, от суммы государственных расходов отнять сумму государственных доходов.

Дефицит – 13830,6 – 13537,8 = 292,8

4. Найдем процент дефицита от дохода:

Сумму дефицита умножаем на сто и делим на сумму дохода.

292,8*100/13537,8 = 2,16 %

Ответ: Сумма налоговый поступлений – 7408,6 трл руб, дефицит – 292,8, процент дефицита от дохода – 2,16 %.

Задача 2

Определите, сбалансирован ли государственный бюджет страны в 2017 г, если известно, что государственные инвестиции составляют 40 млрд р., трансферты – 22 млрд.р., военные расходы – 9 млрд р., расходы на содержание административного аппарата – 30 млрд р., проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 125 млрд р., - 5 % годовых, расходы на экологию – 0,7 млрд р., а налоговые поступления – 141 млрд р., доходы от государственной собственности – 6 млрд р.

Решение:

1. Рассчитаем сумму процентов по обслуживанию государственного долга. Известно, что проценты по обслуживанию государственного долга, составляющего 125 млрд р., составляют 5 % годовых, следовательно, их сумма равна:

125*5/100 = 6,25 млрд р.

2. Посчитаем сумму расходов:

Государственные инвестиции – 40 млрд р.

Трансферты – 22 млрд р.

Военные расходы – 9 млрд р.

Расходы на содержание административного аппарата – 30 млрд р.

Проценты по обслуживанию государственного долга – 6,25 млрд р.

Расходы на экологию – 0,7 млрд р.

Общая сумма расходов составляет:

40 + 22 + 9 + 30 + 6,25 + 0,7 = 107,95 млрд р.

Общая сумма доходов равна:

141 + 6 = 147 млрд р.

Таким образом, мы видим, что сумма доходов превышает сумму расходов, следовательно, бюджет является сбалансированным.

Ответ: Бюджет является сбалансированным.

Практическая значимость изучения данной темы в школьной программе должна заключаться следующем: во-первых, учащиеся должны понять, почему государство занимается производством общественных благ, должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему; во-вторых, узнать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику; называть основные методы воздействия государства на экономику; в-третьих научиться объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике. Данная методика проведения урока получения и закрепления знаний помогает реализовывать поставленные цели и задачи: активизировать умственную деятельность учащихся на протяжении всего урока; повышать интерес к изучаемой теме; развивать способность к анализу ситуации.

Список литературы

  1. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/fed_budget/ (дата обращения: 01.03.2018).
  2. Государственный бюджет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humanitar.ru/ page/ch5_14 (дата обращения: 01.03.2018).
  3. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8, 9, 11 кл.: составлено на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie /library/2014/01/31/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po (дата обращения: 09.02.2018).

 

Материал поступил в редакцию 18.04.2018
© Махова А. В., Курячая А. Р., 2018