Проблемное обучение. Метод рецензирования в обучении письменной речи на иностранном языке

Авторы: Тишкова Ирина Леонидовна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 142-145

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Тишкова И. Л. Проблемное обучение. Метод рецензирования в обучении письменной речи на иностранном языке // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 142-145.

Аннотация: В статье анализируется проблема обучения иноязычной письменной речи. Подчёркивается взаимосвязь выбора технологии обучения с научным подходом к тому, как учить: на основе каких принципов, с помощью каких методов и методических приемов, каких средств обучения, какова должна быть организация обучения. Автором приводится пример использования метода рецензирования и социальных сетей в процессе обучения иноязычной письменной речи. 

Одним из аспектов формирования иноязычной коммуникативной компетенции является обучение письменной речи на иностранном языке.

Целью обучения письменной речи является формирование у обучаемых письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, включают формирование у обучаемых необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Сегодня обучению письменной речи на иностранном языке уделяется меньше внимания по сравнению с обучением другим видам речевой деятельности. Одной из причин является отсутствие достаточного количества времени для письменных работ во время занятий. Большая часть письменных работ приходится на внеаудиторное время, при этом необходимо предпринять особые усилия для создания мотивации обучаемых овладеть письменной речью на иностранном языке.

Известно множество методов проблемного обучения иноязычной деятельности – проектный метод, метод кейсов (использование конкретных ситуаций), метод дискуссии, деловая игра, метод рецензирования и другие.

Остановимся на одном из перечисленных методов. Метод рецензирования – один из методов, направленных на развитие умений письменной речи с использованием анализа письменных работ. Следует вспомнить значение данного термина. Рецензирование – процедура рассмотрения научных статей и монографий специалистами в той же области (отсюда название в некоторых языках – «рассмотрение коллегами», «равными»). В преподавании иностранных языков предполагается взаимное рецензирование письменных работ студентов. В российской методической литературе данный метод пока не разработан в полной мере. Но современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет по-новому взглянуть на метод рецензирования в обучении письменной речи на иностранном языке.

Метод рецензирования предполагает взаимную проверку и оценку обучаемыми письменных работ друг друга. Обучаемые должны оценить структуру, содержание, стилистику, лексико-грамматическую составляющую письменной работы с тем, чтобы автор письменного высказывания мог доработать его. Что же при этом оценивает преподаватель? Так как метод рецензирования тесно связан с проектным методом, то преподаватель может оценивать, прежде всего, внеаудиторную учебно-познавательную деятельность обучаемого. На начальном этапе преподаватель вынужден давать оценку письменных работ студентов, чтобы обучаемые понимали, что преподаватель осуществляет контроль каждого этапа обучения.

Метод рецензирования как элемент проектной работы имеет несколько этапов.

На первом этапе происходит знакомство обучаемых со структурой письменной работы (эссе, открытки, телеграммы, вывески на домах, учреждениях, объявления-инструкции, объявления-информации о поиске работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни, личные письма, автобиографические сведения, впечатления об увиденном и услышанном, рецензии на книгу, на рассказ, произведение искусства, изложение прочитанного, услышанного, резюме, основная идея прочитанного, услышанного и т. д.).

Второй этап предполагает создание групп для выполнения группового проекта. При этом необходимо объяснить студентам, что студент может получить знания не только от преподавателя. Технология «обучение в сотрудничестве» позволяет обучающимся учиться друг у друга. Преподавателю следует учитывать психологический климат в группах и готовность обучаемых помогать друг другу.

Третий этап предполагает знакомство с фразами и выражениями на иностранном языке, которые необходимы для корректного выражения согласия или несогласия, рекомендаций по содержанию и структуре письменной работы. На этом этапе можно предложить студентам удачные и неудачные примеры рецензирования письменных работ. Если уровень подготовки студентов достаточно высок, можно предложить доработать готовые комментарии, добавив собственное мнение и впечатление  по содержанию письменной работы.

На четвёртом этапе можно предложить групповое задание с последующим обсуждением. Группа анализирует предложенную письменную работу, каждый участник даёт свой комментарий, вместе с преподавателем выбираются наиболее интересные. Преподавателю следует чётко сформулировать критерии оценки письменной работы.

Обучение навыкам письменной речи требует немало времени, ещё больше времени требуется на проверку письменных работ. Но использование информационно-коммуникационных технологий может быть существенным подспорьем в осуществлении поставленных задач при обучении письменной речи на иностранном языке. Тем более что большинство современных студентов предпочитают общаться в различных социальных сетях и блогах и осуществляют это очень успешно.

Пятый этап предполагает выбор интернет-платформы для осуществления проекта. Можно предложить для этого социальную сеть « В контакте», создав закрытую группу, в которой будут состоять только участники проекта и преподаватель.

Шестой этап предполагает подготовку и написание письменной работы. На данном этапе каждый студент собирает необходимую информацию вне учебной аудитории, анализирует её, выполняет письменное задание по изучаемой теме (эссе, изложение, объявление и т. д.) и с соответствующим содержанием, затем размещает работу на интернет-платформе.

Седьмой этап. На этом этапе каждая мини-группа изучает и комментирует работу каждого участника группы. Преподаватель также может комментировать и письменную работу, и комментарии рецензентов. Каждый автор опубликованной письменной работы может принять самостоятельно решение о доработке письменной работы с учётом комментариев участников группы. Он также вправе не вносить изменения. Если уровень владения иностранным языком позволяет, то автор письменной работы может отреагировать на полученный комментарий согласием или несогласием. Окончательная работа также публикуется и оценивается преподавателем по заранее обозначенным критериям. У преподавателя отпадает необходимость давать свою рецензию на каждую работу, и время на проверку письменных работ значительно сокращается.

На восьмом этапе необходимо вместе с обучаемыми проанализировать результаты работы, студентам предлагается самостоятельно определить сильные и слабые стороны выполненной работы, трудности, возникшие во время выполнения проекта.

Как любой проблемный метод, метод рецензирования нельзя отнести к универсальному методу обучения письменной речи. К недостаткам можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки у студентов, недостаточность времени на изучение той или иной темы, непривычность студентов к такой форме работы, затруднения в управлении познавательной деятельностью студентов.

Тем не менее, необходимо отметить, что метод рецензирования позволяет изменить отношение преподавателя и обучающихся к процессу обучения письменной речи в целом и обучения написанию конкретного вида работы в частности. Студенты получают значительно больше конструктивных комментариев от нескольких однокурсников, чем от одного преподавателя. Взаимодействуя в мини-группах, студенты учатся друг у друга, в более неформальной обстановке используют иностранный язык как средство общения, а также отвечают за процесс и результат обучения. Используемая для реализации проекта интернет-технология позволяет студентам мгновенно получать комментарии в режиме онлайн, что ускоряет процесс корректировки черновой версии письменной работы и подготовки финальной версии.

Список литературы

  1. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург) 2012 г. СПб. : Реноме. 2012. С. 405-407.
  2. Мушникова Ю. С. Социальные сети как интерактивная форма обучения иностранному языку в старшей школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 33. С. 62-63. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/167/45394/ (дата обращения: 01.04.2018).
  3. Пантилеева Е. С. Социальные сети Интернет, как средства обучения иностранного языка [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2015. № 10. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5022 (дата обращения: 01.10.2017).
  4. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М. : Глосса-Пресс, Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. 177 с.
  5. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С.2-9.

Материал поступил в редакцию 20.04.2018
© Тишкова И. Л., 2018