Проблемы обеспечения предприятий технического сервиса запасными частями

Авторы: Аксенова Анна Викторовна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 98-102

Объём: 0,32

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Аксенова А. В. Проблемы обеспечения предприятий технического сервиса запасными частями // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 98-102.

Аннотация: Статья посвящена вопросам улучшения качества запасных частей. Автор считает, что необходимо создать централизованный орган для управления и контроля за предприятиями, занимающимися изготовлением и восстановлением деталей. Кроме того, на предприятиях необходимо использовать более качественные материалы, а также новые методы контроля качества и новое высокоточное контрольное оборудование.

Интенсивное развитие автомобильного парка России уже не новость, ведь автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы.

На 1 января 2017 г. автопарк России составлял 41 млн легковых автомобилей. Средний возраст автомобилей — 12 лет и 6 месяцев, кроме того, треть машин (32 %) — старше 15 лет. Доля иномарок превышает половину парка — 58 %. Каждый пятый автомобиль — это внедорожник или кроссовер. Чуть более четверти парка (28 %) — техника, отвечающая нормам Евро-4, а 4,5 % — это дизельный транспорт; также продажи коммерческого транспорта, начиная от легких и заканчивая тяжелыми автомобилями, возросли на 2,6 %, по сравнению с 2016 г. [1].

Для автомобильного транспорта характерно многообразие условий эксплуатации, и недостаток внимания к уровню приспособленности автомобиля к тем или иным условиям ведет к дополнительным затратам транспорта на ремонт и его простой в ремонте. Кроме того, в России большинство дорог не соответствуют стандартам, что также увеличивает износ и снижает надежность и сроки эксплуатации машин. Таким образом, отечественный парк автотранспортных средств характеризуется сильной изношенностью, неоднородностью марочного состава и слабой материально-технической базой станций технического обслуживания автомобилей.

Техническим обслуживанием и ремонтом в нашей стране занимаются станции технического обслуживания автомобиля, и в зависимости от выявленной проблемы автомобиль может быть направлен в специализированную ремонтную мастерскую.

Станция технического обслуживания автомобилей (далее – СТОА) – это организация, которая предоставляет услуги населению по плановому техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению автополомок, установке дополнительного оборудования и восстановительному ремонту автотранспорта.

Все действующие предприятия СТОА можно разделить на 4 группы по степени комплектации материально-технической базы:

  1. Фирменные СТОА. Их особенность заключается в том, что фирма-производитель берет на себя всю ответственность за поддержание работоспособности продукции в течение всего срока эксплуатации, кроме того, они располагают оригинальными запасными частями;
  2. Прежние государственные СТОА. Эти СТОА чаще всего характеризуются изношенным оборудованием, низкими расценками, они имеют хороший имидж, но их МТБ не отличается высоким качеством; чаще всего при ремонте они используют не раз восстановленные детали;
  3. Частные, вновь созданные, СТОА. Они составляют основную конкуренцию фирменным СТОА, однако не имеют как таковой своей МТБ;
  4. Гаражные автосервисы. Как правило, их содержат люди с узкой специализацией, хорошо разбирающиеся в машинах. Они характеризуются слабо развитой МТБ с низким качеством.

Если рассматривать данную классификацию более внимательно и детально, то реальными возможностями и перспективами роста обладают фирменные и частные станции технического обслуживания автомобилей. Их можно увидеть не только непосредственно в крупных и маленьких городах и поселках, но и на главных дорогах вблизи населенных пунктов.

Что же касается бывших государственных станций технического обслуживания, то они почти изжили себя, и без дополнительного финансирования от государства их нельзя уже рассматривать как сеть высококвалифицированных и высококачественных мастерских.

Отдельным пунктом были выделены гаражные автосервисы, они преимущественно распространены в небольших городах, поселках и деревнях, там, где наравне с новыми автомобилями используются и «ветераны» российского автопрома. Они специализируются как на ремонте, так и на поставках запасных частей, снятых со списанных автомобилей, особенно это актуально для «ветеранов», чьи запасные части больше не выпускаются. Так, например, в моем родном городе есть два или три гаражных автосервиса, которые специализируются на поставках запасных частей для автомобилей УАЗ-469 (1981), так как найти деталь в современных магазинах невозможно, и таких автомобилей в нашей стране множество.

Кроме того, фирменные и частные станции технического обслуживания значительно отличаются друг от друга способами доставки и хранения запасных частей.

Так, в фирменных СТОА поставками запасных частей занимается завод-изготовитель, кроме того, если на складе предприятия нет какой-либо необходимой здесь и сейчас запасной части, оно может заказать данную деталь с регионального склада или из одного из объединенных с ним в сеть СТОА [2].

То, что касается остальных предприятий, то чаще всего при возникновении подобной ситуации они направляют клиента в специализированный магазин за докупкой необходимой детали. И тут всплывает еще одна проблема, а именно: выбор качественной детали, стоимость которой будет приемлема для кошелька клиента.

Существует множество предприятий, занимающихся изготовлением запасных частей [3]:

  1. Специализированные фирмы по изготовлению деталей и узлов автомобиля. Качество деталей, произведенных на таких предприятиях, почти не уступает заводскому, и такие детали дешевле оригинальных. Они значительно усложняют жизнь заводу-изготовителю, поэтому он запрещает своим дилерам реализовывать неоригинальные запасные части.
  2. Предприятия-имитаторы. Они производят детали специально для продажи на рынке. Их отличает низкая номенклатура, которую реализуют по низким ценам, но вот качества таких деталей невысокое, однако, несмотря на это, такие детали пользуются спросом.
  3. Фирмы, занимающиеся разборкой списанных автомобилей и продажей подержанных, восстановленных деталей. Их услугами чаще всего пользуются гаражные мастерские.

Итак, все эти детали поступают на рынок запасных частей. Многие магазины располагают каталогами тех деталей, которые они реализуют, что значительно ускоряет процесс покупки необходимой детали и снижает вероятность покупки, а, следовательно, и установки неподходящей.

Также стоит отметить, что в последние годы набирает обороты использование при ремонте восстановленных деталей. Кто-то относится к ним предвзято, кто-то вполне положительно. Восстановленные запасные части используют с согласия клиента все СТОА. Частные и гаражные мастерские их закупают на предприятиях, занимающихся восстановлением деталей, большинство клиентов относятся с большим подозрением к таким деталям, и далеко не каждый соглашается на такой вариант. А вот фирменные СТОА получают запасные части, восстановленные в мастерских завода-изготовителя, что также повышает доверие к данным деталям.

Если говорить о стоимости восстановленных запасных частей, то предприятие, как правило, занимается восстановлением только в том случае, когда это экономически эффективно и целесообразно, стоимость таких деталей, как правило, на 40…50 % ниже, чем у новой, однако ресурс приближен к новой детали на 90 %. Именно поэтому знающие люди не отказываются от подобных деталей в качестве запасных частей.

На восстановленные детали ставятся специальные пометки, указывающие на то, к какой категории принадлежит восстановленная деталь. Существуют две категории:

  1. Надпись на детали или упаковке Remanufactured. Это агрегаты, восстановленные полностью: производитель оставляет только корпус агрегата, но меняет все внутренние части на новые. Иногда из-за механических повреждений меняется и корпус, однако в любом случае производитель пишет на упаковке и в сопроводительной документации, что запасная часть была восстановлена в заводских условиях;
  2. Надпись на детали или упаковке Rebuilt. Оно означает, что запасная часть прошла полную разборку с заменой исключительно неисправных компонентов (неисправный компонент заменяется, но меняется в самом агрегате не всё). После этого агрегат проходит цикл испытаний и проверок, а затем постпает в продажу.

Запчасти с вышеуказанными надписями являются, по сути, практически новыми узлами, надежность которых гарантирована производителями.

  1. Надпись на детали или упаковке Recondition. Это запасные части, восстановленные без особого контроля. После небольшого осмотра в них заменяют неисправные компоненты, после чего они поступают в продажу;
  2. Надпись на детали или упаковке Repaired. Это когда на узел просто устанавливаются исправные, но подержанные компоненты. Это метод, когда из нескольких неисправных агрегатов с разными поломками собирается один исправный.

Узлы и детали, относящиеся к 3 и 4 категориям, как правило, восстанавливаются не на заводах и имеют крайне ограниченный срок гарантии качества [4].

Особенно часто к ремонту восстановленными деталями прибегают производители грузовых автомобилей, также хорошо знакомы с такими деталями ремонтные мастерские, обслуживающие раритетные автомобили.

Существуют разные категории восстановленных деталей, и необходимо внимательно смотреть и контролировать то, что устанавливают на автомобиль в случае, если клиент соглашается на установку восстановленных запасных частей.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что современные СТОА, исключая фирменные, не могут похвастаться многономенклатурной и качественной МТБ, и именно поэтому чаще всего они несут ответственность не за качество устанавливаемых деталей, а только за качество выполнения работы.

Я считаю, что для того, чтобы поднять качество поставляемых сегодня на рынок деталей, необходимо в первую очередь создать централизованный орган для управления и контроля за предприятиями, занимающимися изготовлением и восстановлением деталей. Кроме того, часть проблемы будет решена сама собой, если на предприятиях будут использоваться более качественные материалы, а также новые методы контроля качества и, соответственно, новое высокоточное контрольное оборудование.

Конечно, все это скажется на итоговой цене детали, однако, от надежности деталей, используемых при ремонте машины, зависит не только срок эксплуатации машины в целом, но и жизни и здоровье всех участников дорожного движения, включая пешеходов.

Список литературы

  1. Парк легковых автомобилей в России: ключевые цифры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/25055/ (дата обращения: 01.04.2018).
  2. Агафонов А. В. Определение потребности дилерских станций технического обслуживания автомобилей в запасных частях и повышение эффективности управления запасами: дис. … канд. техн. наук. Москва, 2003. 221 с.
  3. Сысоев Д. К. Повышение качества и эффективности технического сервиса легковых автомобилей региона: автореф. дис. … канд. техн. наук. Липецк, 2012. 26 с.
  4. Автозапчасти и цены [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.autozap.biz/news/zapchasti/ (дата обращения: 01.04.2018).

 

Материал поступил в редакцию 11.04.2018
© Аксенова А. В., 2018