Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945)

Авторы: Ешпанов Владимир Сарсембаевич, Умархажиева Милана Руслановна, Юсупов Руслан Рустамбекович, Сарсембай Милена Владимировна

.

Рубрика: Исторические науки

Страницы: 154-158

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Работа образовательных учреждений народного образования Актюбинской области в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945) / В. С. Ешпанов, М. Р. Умархажиева, Р. Р. Юсупов, М. В. Сарсембай // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 154-158.

Аннотация: В статье авторами рассмотрено развитие педагогической деятельности Актюбинской области в условиях военного времени. Представленный архивный материал восстанавливает объективную историю народного образования. Проводится исследование на основе существующего материала, но не ставится окончательная точка в осмыслении этого периода, остается место для новых изысканий. Наличие данных позволило нам определить динамику развития народного образования области в рассматриваемый период. В процессе работы были выделены негативные и положительные аспекты работы Актюбинских педагогов. Особое внимание уделено системе планирования педагогических показателей, что дает возможность оценить развитие работы народного образования области в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война коренным образом изменила все сферы жизни общества нашей страны, осложнила деятельность народного образования. Сохранение и восстановление системы образования с самого начала войны являлось важнейшей задачей руководства Актюбинской области.

В условиях военного времени были поставлены перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учительского состава. Призыв в армию, массовая эвакуация, переход на другую работу учителей привели к резкому сокращению численности педагогических кадров, к существенному изменению и в их составе: заметно увеличился процент женщин в учреждениях системы просвещения, появилось много слабо подготовленных работников. Для покрытия недостатков в учительских кадрах через курсовую сеть областного отдела народного образования Актюбинской области к началу 1940-1941 учебного года подготовлено следующее количество учителей.

Таблица 1

Подготовка школьных учителей

Наименование курсов

Сроки обучения

Выпуски

1

Учителей начальных школ

8…10 месяцев

109

87

2

Учителей начальных школ

1,5 месяца

63

39

3

Учитель биохимии

10 месяцев

16

16

4

Учитель русского языка

10 месяцев

25

-

5

Курсы выдвиженцев из НШ в НСШ

1,5 месяца

129

-

Источник: [1, с. 85].

Всего через курсовую сеть подготовлено 269 человек и выдвинуто из начальных школ для работы в неполно-средних школах 73 человека. Из общего числа учителей должно обучаться заочно в педучилище – 1283 человека, в институте – 467 человек. Фактически в текущем учебном году обучаются и явились на заочную сессию: в педучилище – 679 человек, в институт – 358 человек[1].

Перед школой в военное время были поставлены задачи:

1. Охватить всех детей школьного возраста обучением и не допускать отсева без уважительных причин;
2. Обеспечить повседневный педагогический надзор за детьми, усилить заботу об их здоровье, жизни и быте;
3. Добиться прочных знаний учащихся по всем предметам и обеспечить коммунистическое воспитание учащихся;
4. Развивать у учащихся благородное чувство патриотизма, любовь и преданность нашей Родине и жгучую ненависть к фашистским извергам;
5. Воспитать у учащихся готовность к труду и обороне;
6. Вовлечь учащихся в общественно-практическую работу, направленную на помощь фронту, на скорейший разгром врага.

На протяжении учебного года школы города и области работали над разрешением этих основных задач[2].

Трудности военного времени ставили школу и педагогов в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VII-X классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывались индивидуально-групповые обучения и проводились дополнительные учебные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Необходимость охвата обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привело к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы.

В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с V по X класс, в которых обучались молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. Организация работы в этих школах имела свою специфику. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т.д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам те же права, что и те, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы.

Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В школе на первый план выдвигалось так называемое идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся. Кроме того, все мероприятия государственного характера по повышению производительности труда активно подпитывались идеологической работой среди педагогов страны. Этим занимался разветвленный идеологический аппарат с группой политработников. Такая работа активно проводилась на всех объектах государственного значения [2, с. 214].

Основными причинами, влияющими на низкий уровень успеваемости по целому ряду школ области, являются:

1. Недостаточный контроль и практическое руководство существующей школьной сетью со стороны органов народного образования.
2. Недостаточная общая и педагогическая подготовленность значительной части преподавательского состава, невысокое качество подготовки к урокам и их проведения. Далеко не все преподаватели использовали наглядные пособия, не проводились опыты. Работе с отстающими учениками уделялось мало внимания.
3. Директора и заведующие учебными частями школ уделяли очень мало внимания контролю качества работы учителей и успеваемостью учащихся. Редко посещали уроки учителей, не организовали широкого обслуживания их достоинств и недостатков.
4. Слабая трудовая дисциплина учащихся (пропуски уроков, опоздания). Связь школы с родителями была налажена плохо.
5. Слабая организация социалистического соревнования[3].

Особое внимание в системе образования обращалось на обучение школьников военному делу [3, с. 71]. В общеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебный план данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств и правил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело.

Говоря о развитии школы в период Великой Отечественной войны, следует отметить как положительные, так и отрицательные стороны ее деятельности. Как положительное достижения школы военного времени можно отметить укрепление ее связи с жизнью, возвращение в школу трудовой подготовки, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства и т.д. Однако в этот период школу окончательно поставили на путь идеологической политизации, как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.

Таким образом, военное время создало серьезные трудности в работе школ, но, несмотря на это, она сблизила школу с жизнью и потребовала некоторых реформ в области народного образования. Реформирование народного образования было вызвано необходимостью восстановления всеобуча и перестройкой учебно-воспитательного процесса с учетом военных условий, что явилось важной вехой в истории Актюбинской области.

Список литературы

  1. Ешпанов В. С. Из истории развития системы образования Актюбинской области Казахстана в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Проблемы Востоковедения. Уфа. 2017. № 4. С. 83-87.
  2. Ешпанов В. С., Казманов Н. К. Промышленность Актюбинской области в годы Великой Отечественной войны: состояние и развитие в начальный период // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 7. С. 212-216.
  3. Ешпанов В. С., Умархажиева М. Р., Сарсембай М. В. Из истории Актюбинских железнодорожников: тыловая магистраль жизни в годы Великой Отечественной войны // Наука без границ. 2018. № 3. С. 66-72.

 

Материал поступил в редакцию 18.04.2018
© Ешпанов В. С., Умархажиева М. Р., Юсупов Р. Р., Сарсембай М. В., 2018


[1] Государственный Архив Актюбинской Области. Ф. 13. Оп. 11. Д. 9. Л. 13.
[2] ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 11. Л. 19.
[3] ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 11. Л. 31.