Сетевой образовательный модуль «По следам Филеаса Фогга»

Авторы: Ковалёва Виктория Алексеевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 132-141

Объём: 0,46

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ковалёва В. А. Сетевой образовательный модуль «По следам Филеаса Фогга» // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 132-141.

Аннотация: В данной статье рассматривается СОМ по английскому языку как условие для развития знаний, умений и навыков аудирования, монологической и диалогической речи. В статье описывается ход учебного занятия, дана общая характеристика занятия, а также общие ожидаемые результаты модуля (продукты и эффекты) и формы контроля результатов; проанализировано само проведенное учебное занятие; говорится о его структуре, местах проведения, времени на этапах и многое другое.

Актуальность исследования заключается в рассмотрении инновационных методов проведения СОМа по иностранному языку на практике, во время которого никто не загнан в рамки школьной программы.

Новизна – введение нового метода обучения, вида деятельности для обучающихся, а также проверки знаний.

Цель – продемонстрировать СОМ как вид деятельности, который способствует лучшему развитию навыков аудирования, монологической и диалогической речи по теме модуля: «По следам Филеаса Фогга», чем обычный урок.

Предмет – СОМ по иностранному языку как один из способов усовершенствования речи обучающихся посредством создания искусственных речевых ситуаций.

Объект исследования – СОМ как способ развивать умение детей работать по группам в команде.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к данной форме обучения;
  • способствовать лучшему развитию навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

 

Раздел 4. Блок образовательной деятельности в лагере

4.1. Общая характеристика занятия. Ход учебного занятия

Номер и тематика смены

1 смена 2018 г. («Время детских открытий»)

Название (тема) модуля

«По следам Филеаса Фогга»

Возрастная группа обучающихся

10-11 классы

Разработчики, реализаторы

Педагогический работник лагеря «Хрустальный»:

Ковалёва Виктория Алексеевна;

учителя английского языка: Сысоева Снежана Игоревна, Емельянова Александра Дмитриевна

Название формы реализации блока

Познавательно-развлекательная игра по произведению Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней»

Количество академических часов в рамках модуля

3ч. (120 минут)

Краткое описание формы реализации блока

Вводная часть представляет собой фронтальную работу со всеми обучающимися, в ходе которой им предстоит ответить на следующие вопросы: «Вы любите путешествовать? Куда и где вы в последний раз путешествовали? В какое время года лучше отправиться в путешествие? Какие самые популярные места для путешествий? Какую страну вы хотели бы посетить? Почему?»

Далее педагогический работник д/л «Хрустальный» кратко знакомит учащихся с тематикой СОМа, формулирует учебную задачу, распределяет детей по группам.

Первый этап сетевого образовательного модуля реализуется в рамках общелагерного дела «Путешествие вокруг света».  Обучающимся предлагается к просмотру отрывок из фильма «Вокруг света за 80 дней» на английском языке с английскими субтитрами. Перед просмотром фильма педагогический работник лагеря выдает каждому ребенку оценочные листы с заданиями и предлагает ответить на вопросы: «Что повлияло на решение Филеаса Фогга отправиться в длительное путешествие? С какими трудностями он сталкивался, кто ему помогал?»

На 2 этапе обучающиеся снимают видеоролик, в котором рассказывают о том, чем, по их мнению, могло закончиться путешествие главного героя. Работа на данном этапе происходит по группам.

Заключительная часть. Группы показывают свои видеоролики  учителю, обучающиеся отвечают на его вопросы по работе, получают отметки. Получившиеся видеоролики выкладывают в группу «Хрустального». Учитель контролирует выполнение задания: создание видеоролика, размещение его на стене группы лагеря в социальной сети «ВКонтакте» с комментариями (Название лагеря, название СОМа, название видеоролика, номер отряда, ФИ творческой группы) и с использованием хэштегов #Artek TimeOfChildren's Discoveries, #ArtekEnglish, #ArtekSchool, #(Name of the camp); Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений учащихся.

В качестве мотивации к получению дополнительной оценки педагогическим работником могут быть использованы упражнения из приложения 6.

Дидактические единицы (элементы содержания)

- Английский язык: лексика по теме «Путешествия» (лексические единицы: trip, journey, travelling, voyage, by, check in/out, take/get on/get off), временные формы (Past Simple Active/Passive, Present Perfect);

- литература: произведение Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней».

Используемые площадки проведения

В лагере «Хрустальный»: актовый зал; 5 этаж, холл №1; музыкальная комната.

 

Общие ожидаемые результаты модуля (продукты и эффекты) и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

Письменные переводы слов и словосочетаний с русского языка на английский; видео-реклама об одной из понравившихся стран мира.

2.

Эффекты модуля

- Повышение мотивации к самопознанию, саморазвитию и самореализации;

- Развитие коммуникативных способностей;

- Повышение интереса к изучению иностранного языка в современном мире;

- Овладение навыками проектной деятельности;

- Овладения навыками взаимодействия в группе.

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

1. Проверка устных ответов обучающихся

• Правильность устных ответов с точки зрения фонетики, лексики и грамматики;

• Умение аргументировать ответ или мнение.

2. Проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся

• Количество правильных ответов;

• Грамотность письменной речи;

• Правильное употребление времён и грамматических конструкций в письменной речи, например, Present Perfect, Past Simple

3. Проверка созданных обучающимися видео-реклам

1. Длительность видеоролика составляет 1…1,5 минуты;

2. Придумать название видеоролика (например, продолжение фильма: «Филеас Фогг в Индии»);

3. Каждый обучающийся должен поучаствовать в видеоролике;

4. Необходимо использовать как минимум 3 лексических единицы в видео;

5. В видео должны использоваться такие слова, как: trip, journey, travelling, voyage, by, check in/out, take/get on/get off;

6. Интересная подача материала;

7. Отсутствие грамматических, лексических и фонетических ошибок в устной речи;

8. Обязательное участие всех участников группы в работе;

9. Обязательные элементы содержания:

- на первом слайде видеоролика проговорить либо с помощью титров обозначить название СОМа;

- основная часть: рассказать продолжение фильма;

- заключительная часть (в титрах присутствует: название лагеря, номер отряда и свои ФИ);

10. Своевременное размещение видеоролика на стене группы лагеря в социальной сети «ВКонтакте» с комментариями (название СОМа, номер отряда, название лагеря, название видеоролика, ФИ творческой группы).

4.2. Модель реализации блока образовательной деятельности в лагере в рамках сетевого образовательного модуля

Название этапа

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

Вводная часть

19.00-19.10

0,5

Вожатый А: Ковалёва В.А.

Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Вожатый кратко знакомит учащихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, смотрят фильм «Вокруг света за 80 дней», а также распределяет обучающихся по группам

Работа с вводной частью

Актовый зал

Этап 1

19.10-20.00

1

Педагогический работник д/л «Хрустальный» Ковалёва Виктория Алексеевна, Учителя английского языка: Сысоева Снежана Игоревна, Емельянова Александра Дмитриевна

Обучающиеся смотрят фильм и выполняют задания к нему в индивидуальных рабочих листах

Говорение, аудирование, проверка усвоения материала по теме: «Путешествия»

Холл возле ресепшена

Этап 2

20.00-20.25

 

Педагогический работник д/л «Хрустальный» Ковалёва Виктория Алексеевна, Учителя английского языка: Сысоева Снежана Игоревна, Емельянова Александра Дмитриевна

Обучающиеся снимают видео

Отработка лексического, грамматического и фонетического навыков

Музыкальная комната

Заключительная часть

20.55-21.00

0,5

Педагогический работник д/л «Хрустальный» Ковалёва Виктория Алексеевна, Учителя английского языка: Сысоева Снежана Игоревна, Емельянова Александра Дмитриевна

Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений учащихся

Самоконтроль, самокоррекция, рефлексия по материалу и освоению речевых умений

Актовый зал

4.3. Информация о сопровождении и обеспечении блока образовательной деятельности в лагере в рамках сетевого образовательного модуля

 

Перечень необходимого с указанием требований

Назначение

Количество

1. Материальное сопровождение

  1.  

Ручки

Заполнение оценочных листов

100

  1.  

Карандаши

Заполнение оценочных листов

50

  1.  

Бумага А4

Печать оценочных листов

150 листов

  1.  

Бумага А4 (цветная)

Печать вспомогательного раздаточного материала

1 упаковка

  1.  

Папки

Для заданий и материалов

20

2. Информационно-техническое сопровождение

  1.  

Компьютеры (телевизоры)

Для просмотра фильма

2…3

  1.  

Экран и проектор

Для просмотра фильма

1

 

4.4. Материалы для реализации блока образовательной деятельности в лагере

Приложение 1 

Дидактические материалы для проведения этапов

Введение. Вопросы по теме: «Travelling»

Where and when did you travel last?

What season do you think is the best for travelling?

What are the most polular places for travelling?

What are the most popular world-famous attractions?

What country you would like to visit? Why?

В данном задании учитель может применить управляемый диалог, например, Маша задает вопрос Саше, Саша отвечает на вопрос и задает новый вопрос Кире.

1 этап. Просмотр фильма на английском языке с английскими субтитрами «Вокруг света за 80 дней». (https://bmovies.to/film/around-the-world-in-80-days.8jv/q7vwwv).

Задание 1

Translate from Russian into English

Вы отказались носить

 

нет ли человека достаточно храброго, чтобы быть моим камердинером

 

вы сможете отпустить в любую секунду

 

мы нарушили барьер скорости человека

 

он был надлежащим образом отправлен в сумасшедший дом

 

непроницаемый

 

деревья не насильственные, трава не является древесным углем

 

он украл мой кошелек

 

уловка

 

присоединяйтесь к нам

 

взять их

 

2 этап.

На 2 этапе обучающиеся снимают видеоролик, в котором рассказывают о том, чем, по их мнению, могло закончиться путешествие главного героя. Работа на данном этапе происходит по группам. Затем обучающиеся презентуют свои видеоролики учителям английского языка и выкладывают их в социальную сеть ВКонтакте, а именно в группу лагеря «Хрустальный».

Заключительная часть. Группы показывают свои видеоролики учителю, обучающиеся отвечают на его вопросы по работе, получают отметки. Получившиеся видеоролики выкладывают в группу «Хрустального». 

Приложение 2

Инструкция к 1 этапу. Просмотр видеоролика

Задача:

Вам предстоит посмотреть фильм на английском языке с английскими субтитрами режиссера Фрэнка Корачи, снятый на основе знаменитого романа Жюля Верна в 2004 году. В главных ролях: Джеки Чан, Стив Куган, Роберт Файф, Джим Бродбент. Во время просмотра отрывка фильма следует выполнить задание1 индивидуального оценочного листа.

Время на выполнение задания:

2 минуты

Инструктаж

36 минут

Просмотр отрывка фильма

10 минут

Выполнение задания к фильму

Критерии оценивания видеоролика:

1. Длительность видеоролика составляет 1…1,5 минуты;
2. Придумать название видеоролика (например, продолжение фильма: «Филеас Фогг в Индии»;
3. Каждый обучающийся должен поучаствовать в видеоролике;
4. Необходимо использовать, как минимум 3 лексических единицы в видео;
5. В видео должны использоваться такие слова, как: trip, journey, travelling, voyage, by, check in/out, take/get on/get off;
6. Интересная подача материала;
7. Отсутствие грамматических, лексических и фонетических ошибок в устной речи;
8. Обязательное участие всех участников группы в работе;
9. Обязательные элементы содержания:

  • на первом слайде видеоролика проговорить либо с помощью титров обозначить название СОМа;
  • основная часть: рассказать продолжение фильма;
  • заключительная часть (в титрах присутствует: название лагеря, номер отряда и свои ФИ);

10. Своевременное размещение видеоролика на стене группы лагеря в социальной сети «ВКонтакте» с комментариями (название СОМа, номер отряда, название лагеря, название видеоролика, ФИ творческой группы).

Пример размещения поста:

СОМ по английскому языку
12 squad, camp Сrystal «Time of children's discoveries»
Voronov Ilya, Ivanova Vlada, Mikhailov Alex.
Counselor: Viktoria Kovaleva
#Artek TimeOf Children's Discoveries, #ArtekEnglish, #ArtekSchool, # Crystal.

Приложение 3

Индивидуальный оценочный лист

Задание 1

Translate from Russian into English

Вы отказались носить

 

нет ли человека достаточно храброго, чтобы быть моим камердинером

 

вы сможете отпустить в любую секунду

 

мы нарушили барьер скорости человека

 

он был надлежащим образом отправлен в сумасшедший дом

 

непроницаемый

 

деревья не насильственные, трава не является древесным углем

 

он украл мой кошелек

 

уловка

 

присоединяйтесь к нам

 

взять их

 

Приложение 4

Ответы к письменному заданию по фильму

Задание 1. Ответы:

- you refused to wear;
- Is there no man brave enough to be my valet;
- you'll be able to let go any second;
- we've broken the human speed barrier;
- he was duly dispatched to a lunatic asylum;
- impenetrable;
- trees are not violent, grass is not charcoal;
- he stole my purse;
- ruse;
- join us;
- get them.

Задание 3. Ответы:

  1. take off,
  2. accommodation
  3. miss
  4. ferry
  5. compartments
  6. take off.

Приложение 5

Оценочный лист для учителя

ФИО

Отряд

Оценка

Оценка

Оценка

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

32

 

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

35

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Задание 2. Match the words from two lines to make 10 collocations (pair words):

1. passport

a) a plane

2. ticket

b) bag

3. overhead

c) jacket

4. information

d) locker

5. catch

f) compartment

6. emergency

g) control

7. life

h) collector

8. board

i) exit

9. non-smoking

j) desk

10. hand

k) a bus

Задание 3. Complete the sentences with the appropriate words. Use only one word in each gap: miss, ferry, compartments, accommodation, take off.

1. The pilot has just announced that we are going to _________ in ten minutes.

2. A travel agency arrange ______________and book tickets.

3. If you don’t hurry up, we are going to _______________ our train.

4. You can go by ____________from England to France.

5. Different sections of a train are called _____________.

6. If you are late for a flight, the plane will __________without you.

An extra mark tasks

Задание 4. Complete the sentences with the appropriate words. Use only one word in each gap. Отсутствует перечень слов

Travelling by plane is fast. Of course you have to check __________ at the airport two hours before your flight takes __________, but after you go _________ the passport control you can have a nice cup of coffee while you are waiting ________ your flight. If you want to carry a lot of baggage, you can go __________ car.

Задание 5. Игра (если осталось время). Один из игроков записывает название страны, а другие пытаются угадать. Они могут задавать вопросы, но лидер игры может отвечать только «да» или «нет». Если кто-то догадывается о стране, становится лидером.

Let’s play a game.

– One of you writes down the name of the country and the others try to guess. They can ask questions, but the leader of the game can answer only “yes” or “no”. Someone who guesses the country become the leader.

For example:

I choose the country .You can ask me:

– Is it a big country? (Yes, it is.)

– Is it an English speaking country? (Yes, it is.)

– Is it Great Britain? (No, it isn’t.)

– Is it the U.S.A.? (Yes, it is. You are the leader now).

– Let’s start the game!

4.5. Анализ проведенного учебного занятия

Самоанализ, рефлексия. Данный модуль стал ярким и запоминающимся как для артековцев, так и для педагогов. Благодаря использованию в качестве образовательных площадок в д/л «Хрустальный» обучающиеся практиковали английский язык, совершенствовали навыки чтения, аудирования, говорения. Результатом данной образовательной деятельности стали театрализованные постановки продолжения фильма: «Вокруг света за 80 дней», которые ребята выложили в группу д/л «Хрустальный».

Интеграция с дополнительным образованием помогла сделать процесс обучения более продуктивным и «живым», позволила избежать привычных форм перевода и оценивания, что ребятам очень понравилось.

Совместная работа учителей английского языка и вожатого А позволила на 1 этапе познакомить ребят с героями из фильма: «Вокруг света за 80 дней», удивительно красивыми местами, изучить новую лексику, а также улучшить говорение и аудирование, прошла проверка усвоения материала по теме: «Путешествия», где обучающиеся закрепили полученные знания по новой лексике на основе сопоставительных упражнений. Вторая часть задания на втором этапе - производство видео, которое способствовало отработке лексического, грамматического и фонетического навыков. Данная форма обучения позволила избежать привычных форм перевода, что ребятам очень понравилось.

Последам Филеаса Фогга

Рис. 1. Ребята выполняют задание

Таким образом, эмоциональная насыщенность модуля, нетрадиционные виды деятельности, нестандартные подход к результатам работы и проверки понимания изученного позволило соединить образовательную деятельность в д/л «Хрустальный». Конечно, все это оставило положительный след в детских сердцах, но самое главное, что домой артековцы увезли видео, которые сделали самостоятельно. В них они обобщили и творчески оформили информацию на английском языке в новой необычной для них форме, которая обязательно порадует родителей, родных и друзей, а также учителей, но самое главное, будет напоминать о прекрасном месте и времени, которое они провели в «Артеке». Ребята еще раз доказали, что они творческие и талантливые.

 

Материал поступил в редакцию 19.03.2018
© Ковалева В. А., 2018