Транспортно-логистический потенциал как один из приоритетов развития республики Казахстан

Авторы: Тюлюбаева Динара Муратбековна, Кегенбеков Жандос Кадырханович, Эхсанулла Рахматулла

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 15-18

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (21), апрель 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Тюлюбаева Д. М., Кегенбеков Ж. К., Эхсанулла Р. Транспортно-логистический потенциал как один из приоритетов развития республики Казахстан // Наука без границ. 2018. № 4 (21). С. 15-18.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы повышения транзитного потенциала. А также влияние роста объемов транзитных грузов на экономику Республики Казахстан.

Казахстан – стремительно развивающееся государство. Именно поэтому руководством страны ставятся все новые задачи развития Республики Казахстан, среди которых вхождение государства в число тридцати развитых стран мира. Именно эта цель была обозначена в качестве ключевой в Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 г., озвученной Лидером нации в рамках ежегодного послания народу в 2012 г.

В обращении Президента РК к народу в 2018 г.[1] Глава государства констатировал рост транзитных перевозок грузов через Республику в 2017 г. на 17 миллионов тонн, что составило 17 %. При этом настоятельной потребностью является увеличение доходности от транзита до 5 млрд долларов в 2020 г.

Следует отметить, что транспортные перевозки являются достаточно доходным бизнесом. Никто также не будет оспаривать того факта, что Казахстан находится в выгодном географическом положении для развития востребованной бизнесом транспортно-логистической инфраструктуры. Все более развивающиеся интеграционные процессы создают для Казахстана привлекательную перспективу сделать логистику вполне прибыльным сектором для экономики страны в условиях возрастающих внешнеэкономических взаимодействий со странами ближнего и дальнего зарубежья и, в том числе, с Европейским союзом. Попутно заметим, что в странах ЕС посредством логистики формируется 20…25 % ВВП [1].

Следует отметить, что зарубежные партнеры также особо заинтересованы в развитии транспортно-логистического потенциала в Казахстане, так как для них это несет ряд выгод как в плане транспортировки грузов, так и в плане расширения рынков сбыта, увеличения прибыли их компаний. Так, к примеру, в апреле 2017 г. в Германии (г. Берлин) была организована специальная конференция, посвященная вопросам развития транспортного коридора в границах от Азии до региона Балтийского моря. Данная конференция так и называлась – «New Silk Road. Future Trading Routes from Asia to the Baltic Sea Region». При этом участниками данного международного мероприятия было отмечено, что Казахстан, занимая лидирующие позиции по развитию в регионе Центральной Азии, имеет ключевое значение в развитии направления Нового Шелкового пути. Отмечая устойчивое партнерство Казахстана и Германии в сфере контейнерных перевозок и развитии морской инфраструктуры порта Актау, особое внимание Казахстан, по мнению европейских экспертов, привлекает также в связи с наличием границы с Китаем, в связи с чем, Республика является также страной транзита для многих товаров, транспортируемых из Китая в Германию. Потенциал Республики европейским партнерам видится в политической стабильности государства и возможности соединения Казахстана и Китая с государствами Северной Европы [2].

Не секрет, что многие офисы крупных компаний, заводы Германии находятся в Китае. Так, к примеру, по состоянию на 2015 г. в Китае сосредоточены офисы 5200 немецких компаний, в которых работает около 1,1 миллиона сотрудников, а двусторонняя торговля между Германией и Китаем достигла рекордного уровня в 154 млрд евро в 2014 г. [3]. Крупнейшие фабрики других европейских стран также имеют свои дислокации в этом государстве.

Именно поэтому расширение и развитие транспортно-логистического потенциала как отдельного сегмента экономики само по себе может обеспечивать приток значительных ресурсов в бюджет страны.

Вторая сторона, которая обеспечивает необходимость и привлекательность развития потенциала в данной сфере, это создание необходимых условий со стороны государства, производства в Республике Казахстан конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт. Так, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК за период январь-декабрь 2017 г. внешнеторговый оборот Республики Казахстан со странами Евразийского Экономического Союза составил 77 646,8 млн долларов CША и по сравнению с январем-декабрем 2016 г. увеличился на 25,0 %, в том числе экспорт – 48 342,1 млн долларов США (на 31,6 % больше), импорт – 29 304,7 млн долларов США (на 15,5 % больше). Взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕАЭС составила 17 359,6 млн долларов США или на 25,9 % больше, чем в январе-декабре 2016 г., в том числе экспорт – 5 118,3 млн долларов США (на 30,2 % больше), импорт – 12 241,3 млн долларов США (на 24,1 % больше)[2]. В условиях развития данного регионального интеграционного объединения государств предполагается сохранение тенденции роста внешнеторгового оборота с этими странами.

В Стратегии развития Казахстана до 2050[3] года обращается внимание на необходимость создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана. С учетом тщательного расчета выгод от реализации таких проектов для Республики. Казахстан ставится цель развития экономики через создание совместных предприятий в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира и так далее. Развивая транзитный потенциал, государство планирует увеличить транзитные перевозки через Республику в два раза к 2020 г. и в 10 раз в 2050 г. Указанные мероприятия должны способствовать решению задачи по продвижению экспорта казахстанских товаров на мировые рынки, в которых будет отмечаться устойчивый спрос на них.

Не вызывает сомнений, что развитие транспортно-логистического потенциала не может осуществляться вне полномасштабного внедрения современных IT-решений, которые предоставляют возможности трекинга движения грузов в режиме онлайн и позволяют организовать взаимодействие всех звеньев логистики. В настоящее время в Республике реализуется Государственная программа «Цифровой Казахстан», утвержденная постановлением Правительства РК от 12.12.2017 г.[4], одним из ключевых направлений которой является реализация цифрового Шелкового пути. В рамках действующего законодательства Республики Казахстан также предусмотрены меры по стимулированию роста отрасли информационно-коммуникационных технологий, которые содержатся в Законе «Об информатизации», а также в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан.

Таким образом, развитие транспортно-логистического потенциала Республики окажет прямое развитие на экономический рост Казахстана, т. к. предоставит возможности для увеличения доходности от перевозки товаров через Республику, а также поспособствует развитию торговли с различными государствами мира и экспортировании продукции собственного производства.

Список литературы

  1. Айкын Уркимбаев. Наступает новая эпоха развития логистики в Казахстане [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.exclusive.kz/expertiza/biznes/11485/.
  2. Казахстан и Германия будут развивать сотрудничество в сфере транспорта и логистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://24.kz/ru/news/economyc/item/170558-transporta-i-logistiki.
  3. German Business in China. Business Confidence Survey, 2015. German Chamber of Commerce in China. P. 1.

 

Материал поступил в редакцию 15.04.2018
© Тюлюбаева Д. М., Кегенбеков Ж. К., Эхсанулла Р., 2018


[1] Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g.
[2] Бюллетень Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК о внешней торговле и взаимной торговли товарами с государствами - членами Евразийского экономического союза за январь - декабрь 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://stat.gov.kz.
[3] Стратегия «Казахстан-2050» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs.
[4] Государственная программа "Цифровой Казахстан" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zerde.gov.kz/activity/management-programs/digital-kazakhstan/#hcq=YpZtTOq.