Финансовый мониторинг в коммерческих банках в условиях цифровизации экономики

Авторы: Кричевец Екатерина Александровна, Страйстян Екатерина Владимировна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-11

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кричевец Е. А., Страйстян Е. В. Финансовый мониторинг в коммерческих банках в условиях цифровизации экономики // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 5-11.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности системы финансового мониторинга в коммерческих банках. Выявлены отличительные особенности мониторинга в условиях цифровизации экономики. Определены главные задачи финансового мониторинга в банковском секторе, актуальные на сегодняшний момент.

Функционирование мировой экономики сложно представить без полноценной и грамотно организованной деятельности коммерческих банков, что, в свою очередь, зависит от уровня развитости платежных механизмов и степени интегрированности банковского сектора. Обострение конкуренции коммерческих банков требуют постоянного поиска новых форм выражения, актуальных для настоящего времени. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» банковская система является ключевым звеном в обеспечении инновационного развития и сбалансированности экономики [1]. Отсюда возникает необходимость повышенного внимания к уровню безопасности коммерческих банков как важной составляющей национальной безопасности государства, поскольку несвоевременное реагирование на появление угроз может привести к потере экономического суверенитета. Поэтому банковская система в настоящих условиях требует особого финансового контроля, что и определяет актуальность выбранной темы. Целью исследования является изучение особенностей финансового мониторинга в коммерческих банках в условиях цифровизации экономики.

Динамика сомнительных операций в банковским секторе РФ в 2015-2018 гг., млрд. руб.

Рис. 1. Динамика сомнительных операций в банковским секторе РФ в 2015-2018 гг., млрд. руб.

Как видно по рис. 1, если в 2015 году за рубеж было выведено 500 млрд. руб., то в 2018 году только 73 млрд. руб. (то есть за четыре года было достигнуто сокращение объемов вывода средств за рубеж почти в 6,9 раза). Объем операций, связанных с обналичиванием денежных средств в 2015 году, составил 601 млрд. руб., а в 2018 – 176 млрд. руб. (то есть за рассматриваемый период их величина была сокращена почти в 3,5 раза). В силу того, что подавляющая часть операций, связанных с переводом и обналичиванием средств, проходит через банковскую систему, проблематика обеспечения высокой эффективности финансового мониторинга в банках приобретает особую актуальность.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков выявил отсутствие единого подхода к трактовке сущности финансового мониторинга в коммерческих банках. Это объясняется следующими причинами:

1) финансовый мониторинг, с одной стороны, включает общественные отношения (где одна из сторон наделена полномочиями государственной власти, следовательно, рамки понятия регулируются нормами финансового права), а с другой, его сфера обязательно имеет материально-вещественное исчисление;

2) финансовый мониторинг исследуется в контексте аспектов осуществления банковской деятельности в финансовых институциях [3].

Следовательно, под финансовым мониторингом следует понимать специфическую систему финансового контроля, осуществляемого уполномоченным финансовым органом, в область которого входит целенаправленная деятельность по выявлению, пресечению, сведению к минимуму, прогнозированию рисков и угроз стабильности работы коммерческого банка в случае притока «грязных денег» в национальный банковский сектор.

Правовая регламентация мониторинга гарантируется Конституцией Российской Федерации, Уголовным и Гражданским кодексами, некоторыми федеральными законами («О центральном банке», «О банках и банковской деятельности», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»), а также положениями Конвенции национальной безопасности и другими нормативно-правовыми актами. Ответственность на высшем уровне за результаты осуществления финансового мониторинга принимается Росфинмониторингом и Банком России [4].

На современном этапе развития мониторинг в коммерческих банках осуществляется на базе принципов:

- гарантии банковской тайны и полной конфиденциальности клиентской информации;

- полноты и своевременности передачи требуемой информации уполномоченного органу, реализующему финансовый мониторинг банка в рамках положений законодательства;

- обеспечения проведения процедур по оцениванию рисков легализации преступных доходов;

- привлечения к участию всего персонала банка для прозрачности результатов;

- разработки рекомендаций по предупреждению или устранению угроз безопасности деятельности коммерческого банка и внедрение эффективных методик по совершенствованию деятельности банка [5].

Система финансового мониторинга коммерческих банков помогает осуществить прогнозирование таких рисков развития банковского сектора, как усиление инвестиционных оттоков, риск череды банкротств финансово-кредитных институтов, риск роста темпов инфляции, риск истощения ресурсов банков, снижения доходности в финансовом секторе. Грамотное прогнозирование рисков позволяет своевременно выявить возникновение различных угроз, например, вероятность появления дефицита ресурсов банковской системы страны, снижения инвестиционной привлекательности реального сектора, усиления «отмывания денег» в стране и развития финансовой преступности.

Отличительной особенностью в процессе анализа деятельности коммерческих банков является ориентированность на уровень тенизации оборота денежных средств в стране, что обусловлено недостаточной результативностью «антиотмывочных» мероприятий. Это подтверждается движением теневых сумм в банковском секторе за последние пять лет (рис. 2) [6].

Динамика теневых денежных средств в Российской Федерации за 2014-2018 гг.

Рис. 2. Динамика теневых денежных средств в Российской Федерации за 2014-2018 гг. [5]

По данным рис. 2 можно отметить, что в целом за период 2014-2018 гг. наблюдается устойчивое увеличение теневого оборота наличных средств в Российской Федерации. Такая тенденция обусловлена целым рядом причин, среди которых следует выделить несовершенство действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ, наличие конфликтов интересов между различными политическими группами, нестабильный уровень доходов населения и прибыли организации, несоответствие реального дохода стандартам жизни, относительно высокий уровень безработицы, зависимость госслужащих от репутации должности, довольно мягкие антикоррупционные меры и иные. Совокупность этих факторов существенно усиливает роль финансового мониторинга в коммерческих банках.

Финансовый контроля в условиях цифровой экономики характеризуется следующими специфическими особенностями:

-   широкое использование систем дистанционного обслуживания клиентуры;

-   контроль распространяется не только на электронные счета, но и на наличную денежную массу в обращении (т.е. объекты финансового мониторинга включают как наличные и безналичные расчеты);

-   высокая оперативность передачи информации об операциях (применяемые технологические решения позволяют сокращать временные затраты и ускорять оборот);

-   осуществление контроля за легальностью переводов и законностью способов получения лицом средств [3, 5].

Таким образом, в условиях цифровизации экономики ключевыми задачами финансового мониторинга становятся: обеспечение бесперебойности и безопасности функционирования денежного оборота; повышение эффективности банковской деятельности; минимизация временных затрат при проведении расчетов; сохранение национальной валюты и поддержание её устойчивости; максимальное упрощение обработки документации; удовлетворение потребностей в денежных ресурсах со стороны финансово-кредитных институтов.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_ N1662_red_ 08.08.2009
2. В 2018 году продолжилось снижение объемов сомнительных операций в банковском секторе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=2478
3. Аликулиева И. Ф. Финансовый мониторинг в банковской сфере [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ipi1.ru/images/PDF/2017/108/ finansovyj-monitoring.pdf
4. Курьянова И. В. Финансовый мониторинг: раскрытие сущности и содержания в банковской сфере [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fbi.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/12/008kuryanova.pdf
5. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journals.tsu.ru/uploads /import/843/files/330-105.pdf
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/

Материал поступил в редакцию 20.04.2019
© Кричевец Е. А., Страйстян Е. В., 2019