Научно–творческая работа как важный элемент в обучении русскому языку

Авторы: Каргапольцева Светлана Ивановна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 95-98

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Каргапольцева С. И. Научно–творческая работа как важный элемент в обучении русскому языку // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 95-98.

Аннотация: Статья посвящена вопросам планирования, выполнения научно-творческой работы студентов в зависимости от их базового уровня. Также описаны цели, задачи, основные направления научно-творческой деятельности студентов, представлен примерный план работы.

Научно-исследовательская и творческая работа студентов в неязыковом вузе является одним из важнейших средств в совершенствовании обучения русскому языку. Систематическая и целенаправленная работа над языком как языком специальности способствует повышению качества подготовки инженерных кадров, способных критически мыслить, творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и творческого прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития экономики и конкурировать на современном рынке труда

Обучение в техническом вузе должно быть направлено на подготовку специалиста новой формации, владеющего как минимум тремя языками: родным, русским и английским языками.

Выполнение научно-творческих работ в период обучения в вузе способствует более тесному взаимодействию преподавателя и студента, что позволяет передавать знания при непосредственном общении. Благодаря этому учебный материал усваивается студентом быстрее и лучше. Для самого преподавателя разноплановая работа позволяет быть в курсе последних достижений в науке, помогает дополнить учебный материал для практических занятий.

Согласно педагогической модели комплексного обеспечения качества подготовки инженеров и экономистов по дисциплине «Русский язык» учебная деятельность организована по следующим направлениям: 1) учебная деятельность академического типа (т.е. практические занятия); 2) квазипрофессиональная деятельность (обучение профессиональной монологической и диалогической речи, игровые формы учебной деятельности: проблемные ситуации, заполнение категориальных таблиц, графических органайзеров, использование интерактивных форм обучения: дискуссии, диспуты на профессиональные темы); 3) научно-профессиональная деятельность (участие в олимпиадах, кружках, научно-теоретических конференциях, подготовке самостоятельных и творческих работ, рефератов, участие в создании учебных проектов по тематике).

Планирование научно-творческой работы в неязыковом вузе начинается с начального периода обучения студентов, т.е. с первого курса. К сожалению, не всегда студент, имеющий достаточно хорошую базовую подготовку русского языка, проявляет желание и дальше совершенствовать его изучение. Таким студентам кажется, что владения языком вполне достаточно, чтобы успешно реализовать себя в будущей специальности в период уже профессиональной деятельности.

И только настойчивость педагога и правильно спланированная работа позволяют заинтересовать эту категорию студентов, а затем и вовлечь в научный и творческий процесс.

Однако студенты, имеющие средний базовый уровень русского языка, проявляют больше интереса к организации научно-творческого поиска в работе на русском языке. Они активно участвуют в организации самостоятельных работ, в научно-творческих проектах, студенческих конференциях, мероприятиях.

Студенты начинают осознавать возможность самовоздействия и самопреобразования в соответствии со своими потребностями. И это проявляется в их активной позиции, способности самостоятельно, творчески осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, брать на себя ответственность за результаты своих действий и поступков [2, c. 61].

Основными направлениями научно-творческой деятельности этой части студенческой молодежи являются:

  • подготовка сочинений-рассуждений;
  • самостоятельная работа по вариантам и их презентация (стенды, буклеты, альбомы);
  • участие в научно-практических конференциях;
  • участие в конкурсах и олимпиаде по русскому языку;
  • участие в создании тематических учебных проектов;
  • участие в проведении тематических мероприятий, посвящённых юбилейным датам писателей и поэтов;
  • обучение составлению вторичных текстов научного стиля (тезисы, аннотации, рецензии, отзывы);
  • составление деловой документации (автобиографии, характеристики, объявления, рекламы).

Третью категорию студентов составляют те, кто имеет базу знаний языка и стремится её совершенствовать. Это та категория студентов, с которой любят работать педагоги, т.е. одарённые студенты.

Работу с этой частью студенческой молодежи можно планировать с учётом их интересов. Для начала следует определить главную лексическую тему. Например: «Узбекистан – страна больших возможностей», «Узбекистан и мировое сообщество», «Роль специалиста на производстве» и т.д. Составляется план работы на семестр или на один учебный год (табл. 1).

Таблица 1

Примерный план научно-творческой работы для студента факультета нефти и газа по теме «Роль специалиста на производстве»

Виды работ

Срок выполнения

Результат

I. Научно – организационная работа

1.

Беседа о правильном выборе профессии, специальности

ноябрь
2018 года

 

2.

Чтение и изложение своими словами Национальной программы по подготовке кадров

декабрь
2018 года

 

3.

Составление тезисов и конспекта закона Республики Узбекистан «Об образовании»

январь
2019 года

 

4.

Беседа о вторичных текстах научного стиля речи. Подготовка аннотации и рецензии к текстам

1) Нефтегазовая промышленность – ведущая отрасль экономики Узбекистана
2) Перерабатывающая база нефтегазовой отрасли Узбекистана

февраль
2019 года

 

5.

Работа с текстами по специальности

а) составление вопросов к тексту
б) составление простого и сложного плана

март
2019 года

 

6.

Межпредметные связи. Подготовка реферата по специальности (выбор свободный, но учитывается предложение спец. кафедры)

апрель
2019 года

 

7.

Научная статья на студенческую научно-теоретическую конференцию (результат)

май
2019 года

 

II. Компьютерные технологии

 

- Извлечение полезной информации из сети Интернет и её систематизация

- Ознакомление с научными сайтами Интернета

- Применение информации при контроле и самоконтроле

ноябрь
2018

январь
2019

апрель
2019

 

Главной целью запланированной научно-творческой работы является совершенствование обучения русскому языку как основному языку нефтегазовой отрасли, т.е. языку специальности. Студенты овладевают навыками и умениями работы с научной литературой на русском языке, учатся самостоятельно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования и получать желаемый результат. 

Таким образом, научно-творческая работа студентов по обучению русскому языку позволяет совершенствовать язык, прививает навыки к самостоятельной работе, учит анализировать и систематизировать изучаемый материал, способствует творческому применению русского языка в дальнейшей практической работе.

Список литературы

1. Национальная программа по подготовке кадров. 29 августа 1997 г.
2. Астахова В. И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности // Alma Mater. 2010. № 8. С. 60-63.
3. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». 29 августа 1997 г. // Законы Республики Узбекистан. – Ташкент, 2004. – 234 с.
4. Терегулов Ф. Ш. Теоретическая педагогика: учебное пособие – Уфа, Восточный университет, 2004. – 332 с.

Материал поступил в редакцию 23.04.2019
© Каргапольцева С. И., 2019