Определение исторического, культурного и духовного потенциала народа в аспекте национальной политики

Авторы: Велькина Зинаида Владимировна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 68-73

Объём: 0,46

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Велькина З. В. Определение исторического, культурного и духовного потенциала народа в аспекте национальной политики // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 68-73.

Аннотация: В статье рассматривается одно из новых направлений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года, связанное с сохранением и приумножением исторического, культурного, духовного потенциала народов. Т.к. данные понятия не представлены в официальной научной литературе, сделана попытка их проанализировать и дать собственные определения.

В настоящее время принятый 19 декабря 2012 г. Указ Президента Российской Федерации № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия национальной политики Российской Федерации) является основополагающим документом для реализации национальной политики в нашем государстве, следовательно, и в субъектах Российской Федерации, на местах. В частности, в целях реализации положений федеральной Стратегии в Москве 6 июня 2016 г. Правительством Москвы было принято постановление № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» (далее – Стратегия национальной политики Москвы)[1].

Отметим, что указанные стратегии пришли на смену трём другим документам, а именно Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» и Постановления Правительства Москвы от 22 июня 2010 г. № 522-ПП «О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве», Постановления Правительства Москвы от 7 июня 2011 г. № 248-ПП «О Комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве» ввиду того, что предыдущие документы не были направлены на решение конкретных задач и перестали отвечать реальному положению дел в сфере национальных отношений в стране. Например, «большую часть Стратегии [национальной политики Российской Федерации] занимает тема, посвящённая мерам по реализации государственной национальной политики России и преодолению негативных факторов <...> В данном документе сделана попытка детально прописать реальные практики, способные вывести национальные отношения на новый уровень, в то время как в Концепции национальной политики данные меры были прописаны тезисно» [1, с. 31].

С разработкой новых документов появились и новые термины, которые требуют особого внимания и изучения. Так, в направлениях обеих стратегий появились такие понятия, как исторический, а также культурный, духовный потенциал народа. Одно из направлений Стратегии национальной политики Российской Федерации гласит: «…в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации: сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия…»[2]. Теперь обратимся к Стратегии национальной политики Москвы: «…4.3. Содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве: 4.3.1. обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального состава жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма…»[3]. Возникают вопросы: что же такое исторический или культурный, или духовный потенциал народа? Откуда его взять, как и для чего развивать?

В Общих положениях Стратегии национальной политики Российской Федерации прописаны «основные понятия», однако, нет упоминаний о вышеперечисленных потенциалах народа ни в качестве отдельного термина, ни в качестве составной части определения какого-либо термина. Также не закреплены определения потенциалов народа в словарях и энциклопедиях. Однако попытки сформулировать определения потенциалов народа с точки зрения разных наук даны в многочисленных научных статьях, монографиях, диссертациях и других научных и околонаучных работах.

Перед тем, как приступить к изучению различных научных материалов, посвященных потенциалам народов, для полноты картины дадим общие определения терминам «потенциал», «история/исторический», «культура/культурный», «духовность/духовный».

Как показал анализ словарей и энциклопедий, чаще всего понятие «потенциал» применяется в точных науках, однако, мы сознательно не рассматриваем их, т.к. проводим исследование в рамках гуманитарных наук. Современная энциклопедия определяет потенциал следующим образом: образованное от латинского слова potentia (сила), оно обозначает «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6]. Это же определение подтверждает и такой авторитетный и универсальный источник, как Большая советская энциклопедия [5]. Нельзя не обратиться к Словарю синонимов русского языка, в котором альтернативы слова «потенциал» также могут послужить в качестве его определения. Отбрасывая синонимы из точных наук, находим следующие понятия: внутренние резервы, возможности, запас/запасы, резерв/резервы, ресурс/ресурсы, совокупность всех имеющихся возможностей [8]. Однако выбивается из общего понимания определение, данное Социологическим энциклопедическим словарем: «социальное явление, характеризующееся выдвижением потребления и потребительских благ в качестве высших ценностей, господствующих над другими ценностями человеческой жизни» [7]. Хотя, если представить потребление как использование продукта в процессе удовлетворения потребностей, на продукт посмотреть с культурной или духовной точки зрения, то все встает на свои места.

Перейдем к следующим терминам – «история/исторический». Опять обратимся к Большой советской энциклопедии, которая, на наш взгляд, дает наиболее полное объяснение: с греческого historía переводится как рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано; имеет два значения:

«1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д.;

2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем» [5].

Следовательно, исторический – это либо то, что когда-то было в прошлом, являлось частью чего-то, либо имеет большое значение для развития чего-либо, либо то, что имеет отношение к истории как науке.

Культура – одно из тех слов, которые имеют не поддающееся исчислению количество определений; культура в той или иной степени связана со многими науками. Даже если исключить не соответствующие для настоящего исследования науки, количество подходящих определений существенно не уменьшится. Однако стоит учесть, что культура происходит от латинского cultura (colo, colere), что сначала означало «возделывание» и применялось к сельскому хозяйству, экономике, а потом стало применяться в рамках социологических процессов и включило в себя определения «воспитание», «образование», «развитие». Можно сказать, что культура – это «возделывание» человека в виде его воспитания, научения мировоззрению, ценностям, традициям, обычаям, а также навыкам и умениям, необходимым для создания материальных вещей, связанных с культурной системой определенного общества. Культура передается как через вербальную/невербальную коммуникацию (мифы, сказания, сказки, пословицы, танцы и т.д.), так и через материальные произведения (предметы быта, одежда, живопись, скульптура и т.д.). Следовательно, «культурный» также может иметь большое количество значений, например, «воспитанный», «образованный», «принадлежащий к какой-либо культурной системе» и т.д.

Что касается следующей пары терминов «духовность/духовный», то после анализа многих словарей мы сделали вывод, что они в некоторой степени связаны с предыдущей парой «культура/культурный». Например, толковый словарь Ожегова говорит, что духовность – это «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [9]. А Большая психологическая энциклопедия дает такое определение: «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [4]. Эти и некоторые другие определения из научной литературы наталкивают на мысль, что духовность связана с культурой как раз через ценности, которые являются инструментом воспитания, преемственности. Также некоторые специалисты сводят понятия «духовность/духовный» с религиозностью, и это не считается неправильным, т.к. религиозность – это один из видов духовной жизни, а в прошлом – без преувеличения главный, может, и единственный вид духовности.

Можно сделать вывод, что все три понятия – исторический, культурный, духовный – взаимосвязаны. Духовность составляет часть культуры в виде высших ценностей и религиозности. Духовность и культура развиваются вместе с социумом, а история как раз позволяет проследить все этапы и изменения этого процесса. Также многие элементы духовности и культуры могут считаться историческими в значении «значимые», например, мировые религии или шедевры искусства.

Переходя к изучению научных трудов по исследованию объектов данной статьи, стоит отметить, что автор столкнулся с проблемой практически полного отсутствия качественных научных материалов об историческом и духовном потенциале народа. Однако, исходя из вышеизложенного вывода, можно вывести понятия упомянутых терминов при анализе исследований только культурного потенциала народа.

Доктор культурологии В.Л. Кургузов провел большое исследование на тему определения термина «культурный потенциал». Он подтвердил, что культурный потенциал до настоящего времени остается понятием расплывчатым и мало интересуемым объектом для изучения. По его мнению, понятие «культурный потенциал» не может иметь какое-то одно истинное значение, т.к., прежде всего, культура является многогранной, многоуровневой системой. Культура не дается человеку – элементу социума – с рождения, от природы, она постепенно формируется в результате социализации, воспитания. Поэтому культурный потенциал может и по-разному реализовываться в зависимости от существующих условий [2, с. 25-26].

Также существуют позитивные и негативные факторы, влияющие на рост или уменьшение культурного потенциала, способствующие или препятствующие его реализации. Особо В.Л. Кургузов выделил негативные факторы, угрожающие культурному потенциалу России: отсутствие общенационального идеала, глобализация культур и вследствие размытие нравственных устоев и традиционных ценностей, искажение национального образа России за рубежом, «ухудшение положения семьи, детей и молодежи как главнейших субъектов культурного потенциала будущих поколений», ухудшение качества образования и т.д. [2, с. 28]. Думается, положительными факторами являются антитезы перечисленных отрицательных.

В заключение исследования В.Л. Кургузов сформулировал определение культурного потенциала как «ценностную систему качественных индикаторов возможностей человека, охватывающих собой всю атрибутику понятия «культура» [2, с. 29]. Что касается применения в национальной политике, в данной сфере культурный потенциал расширяет свое определение и функции, включая в себя национальную самоидентификацию, утверждение стойкости и жертвенности народа в кризисных ситуациях, неиссякаемых источников народной мудрости, в частности, в воспитании подрастающих поколений, утверждение особой черты этноса или всего населения страны. Развитие и приумножение культурного потенциала несет в себе главным образом образовательную цель – «борьбу с невежеством» – для последующего развития общества, его прогресса [2, с. 30].

Несмотря на то, что Л.И. Шайхлисламова в своем исследовании уделила внимание культурному потенциалу в аспекте территориального развития, мы посчитали применимым ее определение и к культурному потенциалу народа: «совокупность накапливаемых ресурсов культуры, средств, источников, запасов и возможностей, которые, с одной стороны, находятся в природе или аккумулируются обществом в форме материальных и духовных результатов человеческого труда, а с другой стороны, сохраняются в качестве культурных ценностей и объектов культурного наследия» [3, с. 13].

Проанализировав научные материалы и предложенные исследователями определения, мы пришли к следующим выводам. Исторический, культурный и духовный потенциалы народа взаимосвязаны, т.к. духовность является частью культуры, а история позволяет проследить развитие культуры или обозначить значимые для общества культурные элементы. Исторический, культурный и духовный потенциал народа – это накопленная, со временем выработанная совокупность ресурсов (возможностей) народа, которую можно применить для решения задач, стоящих перед обществом. Однако все же для решения задач подойдут не все имеющиеся ресурсы, а только наилучшие, которые можно применить, не сомневаясь в их эффективности. Также ресурсы определенного народа возникают и развиваются только в определенной традиционной культуре, а современная тенденция глобализации культур размывает традиционные устои. Таким образом, в рамках национальной политики говорить о сохранении и развитии исторического, культурного и духовного потенциалов народов невозможно без сохранения самобытности, т.е. традиционных культур.

Список литературы

1. Болотина И. И., Исаева А. Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. С. 31-39.
2. Кургузов В. Л. Культурный потенциал: проблема сущности и понятия // Культура и цивилизация. 2014. № 3. С. 18-34.
3. Шайхлисламова Л. И. Культурный потенциал: определение, сущность, специфика // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 11-16.
4. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychology.academic.ru/
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/
6. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://niv.ru/doc/encyclopedia/modern/fc/slovar-192-1.htm
7. Социологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/
8. Словарь синонимов русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://synonymonline.ru/
9. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/

Материал поступил в редакцию 26.04.2019
© Велькина З.В., 2019



[1] Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=MLAW&dst=100011&n=170321&req=doc#07373959618570121

[2] Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/

[3] Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=MLAW&dst=100011&n=170321&req=doc#07373959618570121