Перспективы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе

Авторы: Тарадеева Анастасия Владимировна, Филиппов Максим Игоревич, Мосеенкова Алёна Олеговна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 21-24

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Тарадеева А. В., Филиппов М. И., Мосеенкова А. О. Перспективы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 21-24.

Аннотация: В данной научной работе рассмотрена сущность и ключевые компоненты системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, организационно-правовая основа и инструментарий. Данная система регламентирует взаимную торговлю в рамках интеграционного объединения и в разной степени способна быть как барьером для нее, так и фактором роста. На сегодняшний день техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза пребывает на стадии развития и должно стать одним из основных задач активизации интеграции.

В настоящее время техническое регулирование представляет собой правовую регламентацию взаимоотношений в сфере установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к процессам её производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое урегулирование отношений в сфере оценки соответствия.

Система технического регулирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС – далее) основана на платформе национальных стандартов и технических регламентов ЕАЭС, а также Единого экономического пространства и отражает принципы Международной организации по стандартизации, что отвечает условиям согласования и унификации стандартизации продукции (услуг) ВТО и показывает ее сходство с системой технического регулирования и стандартизации Европейского союза [1, с. 30].

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК - далее), созданная в ЕАЭС, функционирует в рамках полномочий, которые предусмотрены Договором и международными соглашениями в рамках Союза в области технического регулирования. Помощь в проведении согласованной политики в области защиты прав потребителей союзных стран осуществляет Консультативный комитет по вопросам защиты прав потребителей государств - членов ЕАЭС. Определенные задачи по техническому регулированию предоставлены органам государств - участников, а именно [2, с. 85]:

- регистрация объектов технического регулирования;

- утверждение порядка проведения государственного контроля;

- наблюдение за соблюдением требований технических регламентов Союза на базе гармонизации законодательства государств - членов;

- аккредитация органов по оценке соответствия;

- принятие срочных мер по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции с целью охраны своих законных интересов;

- техническое регулирование продукции (работ, услуг) оборонного характера, либо той, информация о которой представляет собой государственную тайну.

Инструментарий, который сформирован в рамках системы технического регулирования в ЕАЭС, ориентирован на выполнение обязательных условий посредством применения принципов единства, взаимного признания и гармонизации национальных законодательств.

К техническим регламентам предъявлены определенные условия, в соответствии с которыми они обязаны:

- не быть орудием скрытого ограничения в торговле;

- избегать лишних преград в международной торговле;

- не выступать компонентом дискриминации среди государств;

- быть транспарентными в отношении разработки и применения правил.

В статье 52 Договора о ЕАЭС указано, что государства - члены гарантируют обращение товаров, удовлетворяющих запросам технических регламентов Союза на своей территории, без предъявления дополнительных требований к ней и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

По данным ЕЭК, с 2011 г. в Евразийском экономическом союзе принято 37 технических регламентов, с 1 января 2019 г. приняты такие, как: «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»; «О безопасности аттракционов»; «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»; «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Для каждого из них сформированы свои переходные периоды, которые могут продолжаться несколько лет и завершиться в разное время. Их целью является мягкая адаптация участников рынка к новым требованиям безопасности товаров и связанных с этим процессом [3].

Главными процедурами соответствия и сертификации ЕАЭС является надзор за качеством и безопасностью товара путем его проверки относительно технических регламентов, стандартов качества и условий производства, исключая предъявления обязательных требований по стране происхождения к сырью, материалам и средствам изготовления. Говоря иначе, проводится контроль над условиями и соответствием технологий выпуска, системы качества менеджмента, но отсутствуют жесткие требования к составу средств производства, при этом является обязательным соответствие стандартам качества и безопасности товаров по итогу производства. Стандарты, обязательные требования технического регламента и процедура установления соответствия им ЕАЭС не распространяются на выбор источников производства по критерию страны происхождения. Этот фактор снимает обязательства с производителя строго ограничиваться ресурсной, технической и технологической базами стран - участниц.

Решением данной проблемы будет содействовать развитие в рамках ЕАЭС институтов проверки соответствия и сертификации, прошедших аккредитацию. Признание подобных лабораторий и центров сформирует основу с целью обоюдного доверия и устранит технические препятствия по всей территории Союза для производителей. Обеспечению функционирования единого рынка станет содействовать использование в маркировке продукции на территории ЕАЭС единого знака обращения – знака Евразийского соответствия «ЕАС» (Eurasian conformity).

Время от времени образующиеся торговые столкновения среди государств – участников не дают возможности заявлять об абсолютном решении вопросов в области технического регулирования.

Факторами торговых конфликтов, связанных с техническим регулированием, считаются следующие:

- расхождение в единых целях и внешней политике государств - членов, правительства которых преследуют ограниченные национальные интересы, а не ищут партнерства, что, в конечном счете, подрывает основные принципы тесной экономической интеграции;

- присутствие неопределенности в изложении определенных требований технических регламентов ЕАЭС. При этом отсутствуют документы ЕЭК по толкованию и разъяснению оговорок и формулировок;

- незавершенность развития системы технического регулирования в ЕАЭС [3].

Одной из самых значимых ступеней на пути к гармонизации систем технического регулирования явилось подписание в июне 2013 г. Меморандума между Евразийской экономической комиссией и Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) о сотрудничестве в области стандартизации и обеспечения единства измерений, что облегчило формат сотрудничества для государств постсоветского пространства, так как в состав ЕАЭС включены только пять стран.

Тем не менее, формирование системы технического регулирования в Евразийском экономическом союзе пока не окончено, и для присоединения к данному процессу необходимы следующие шаги:

- активное содействие в создании документальной базы в рамках ЕАЭС;

- применение возможностей технического регулирования Союза для повышения качества жизни населения и уровня развития внешней торговли;

- участие в работах по унификации норм технического регулирования на постсоветском пространстве;

- усовершенствование государственной системы технического регулирования, гармонизация национальных стандартов с международными;

- развитие информирования национального бизнеса об изменениях в системе технического регулирования.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия будут содействовать минимизации нетарифных барьеров и формированию благоприятных условий ведения торговли со странами – членами Евразийского экономического союза.

Список литературы

1. Глушак О. В. Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли России на собираемость таможенных платежей // Экономика. Социология. Право. 2017. № 3 (7). С. 29-39.
2. Патарая Л. Т., Кравченко А. В. Модернизация деятельности таможенных органов путем развития информационных технологий // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. –М., 2017. – 200 с.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru. (Дата обращения: 17.03.2019 г.)

Материал поступил в редакцию 08.04.2019
© Тарадеева А. В., Филиппов М. И., Мосеенкова А. О., 2019