Разработка дидактического теста для контроля знаний по эксплуатации учебной координатно-измерительной машины

Авторы: Бирюкова Елена Александровна, Козлова Анастасия Александровна, Мигачева Галина Николаевна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 30-34

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Бирюкова Е. А., Козлова А. А., Мигачева Г. Н. Разработка дидактического теста для контроля знаний по эксплуатации учебной координатно-измерительной машины // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 30-34.

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что для допуска к работе на координатно-измерительной машине необходимо обучить студентов и проконтролировать полученные ими знания. Для этого возникла необходимость разработать учебно-методические материалы, в том числе и дидактический тест. В статье представлены примеры тестовых заданий разных форм для контроля уровня знаний обучающихся.

Учебные координатно-измерительные машины с числовым программным управлением, а именно КИМ с ЧПУ модели НИИК-701 используется для выполнения лабораторных и практических работ в ВУЗах, колледжах, учебных профессиональных центрах по переподготовке кадров. Её функции позволяют обучающимся непосредственно получить практические навыки по работе с современными КИМ, а также закрепить теоретические знания.

В связи с тем, что данная КИМ была недавно установлена на базе института инженерно-педагогического образования РГППУ, возникла необходимость разработать учебно-методические материалы, а именно инструкцию по эксплуатации КИМ, методические указания к выполнению лабораторных работ и тест для контроля знаний и допуска студентов к дальнейшей работе на КИМ.

Педагогическим тестом называется система заданий определенной формы, создаваемая с целью контроля и оценки уровня знаний и навыков обучаемых. Тестовые задания, составляющие тест, классифицируют по двум критериям: по форме и по целям.

По форме выделяют:

  • тест, с заданиями закрытой формы;
  • тест, с заданиями открытой формы;
  • тест с заданиями на установление соответствия;
  • тест с заданиями на установление правильной последовательности.

Тесты с закрытой формой представляют собой утверждения с несколькими вариантами окончания, которые уже предложены составителями теста.

В разработанном нами тесте для контроля знаний по эксплуатации учебной координатно-измерительной машины двенадцать вопросов имеют закрытую форму. В качестве примеров тестовых заданий закрытой формы приведем следующие:

1. В качестве системы координат при координатных измерениях используется:

а) прямоугольная декартовая система координат;

б) цилиндрическая полярная система координат;

в) сферическая система координат.

Ответ: _______________________________________________________.

 

2. Расстановка запрещенных зон является:

а) обязательным действием, так как измеряемое изделие закрепляется на столе с помощью специальных креплений и если не учитывать их геометрическое расположение, то в процессе измерения машина столкнется с одним из них;

б) необязательным действием, так как измеряемое изделие закрепляется на столе с помощью специальных креплений и если учитывать их геометрическое расположение, то в процессе измерения машина столкнется с одним из них;

в) обязательным действием, так как данный инструмент, позволяет отмечать часть пространства как недоступную для машины;

г) необязательным действием, так как данный инструмент, не позволяет отмечать часть пространства как недоступную для машины.

Ответ: _______________________________________________________.

 

Тестовые задания открытой формы представляют собой утверждения, в которых пропущено слово, выражение, формула или термин и т.п. Место, в которое следует вставить пропущенную информацию, обозначается многоточием, либо подчеркивается сплошной чертой.

Тестируемый обучающийся должен определить по смыслу, что в формулировке открытого задания пропущено, и вписать соответствующую информацию: слово, формулу, знаково-символическое выражение, термин, словосочетание.

Тестовые задания открытой формы считаются более трудными, чем закрытой формы, т.к. требуют воспроизвести ответ без какой-либо подсказки.

Рекомендуется использовать тестовые задания открой формы для контроля усвоения учебного материала, относящегося к знанию основных понятий, фактов, определений, законов, формул, взаимосвязей и т.п.

В разработанном нами тесте одиннадцать вопросов, которые имеют открытую форму.

Примеры тестовых заданий открытой формы:

3. Заменяющие элементы – это ________________________, полученные в результате аппроксимации какого-либо примитива по ______________________ точек.

 

4. Устройство, обеспечивающее работу КИМ, выполняется следующим образом:

На направляющих качения ___________________ расположен _______________________. К станине крепится _____________. На ребрах _________________ крепятся направляющие качения и измерительные линейки. Преобразователи линейных перемещений крепятся с помощью закладных гаек в Т-образные пазы алюминиевого профиля. Данные преобразователи, расположенные вдоль осей, образую декартовую систему координат. На направляющих качения _____________________ размещена _________________, которая может перемещаться в двух взаимно – перпендикулярных направлениях. К ___________________ при помощи ________________ крепится _________________________________________ с наконечником.

Для измерений по стандартной оптической схеме на _________________ сбоку дополнительно размещен ________________________________, который может перемещаться вверх и вниз вместе со стойкой. При использовании для измерений оптического узла устанавливается _____________________________________ на __________________________.

 

Под тестовыми заданиями на установление соответствия понимаются два множества понятий, характеристик или названий и т.п., которые задаются в форме двух столбцов или колонок. Форма ответа представляет из себя последовательность цифр, с пробелами, разделенными точкой с запятой.

При работе с тестовыми заданиями на установления соответствия обучающийся должен обнаружить смысловое соответствие между элементами левого и правого столбцов и сконструировать ответ. Количество времени, которое затрачивается на работу над такими заданиями, в 4-5 раз больше, чем с закрытыми, имеющими такое же количество ответов.

Примеры тестовых заданий на установление соответствия, которых в нашем тесте четыре:

5. Установите соответствие между терминами и их определениями

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Безопасное расстояние

А) расстояние между соседними точками

2) Минимальное расстояние до границы

Б) определяет, с какого расстояния от детали щуп начнет движение к поверхности

3) Шаг

В) позволяет отсечь точки, которые оказались близко к границам элемента

Ответ: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.

 

6. Установите соответствие между составными частями КИМ (обозначены цифрами) на рисунке 1 и их названиями из таблицы 1:

Составные части КИМ модели НИИК-701Составные части КИМ модели НИИК-701

Рисунок 1 – Составные части КИМ модели НИИК-701

Таблица 1 – Составные части КИМ модели НИИК-701

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ (ЦИФРА)

НАЗВАНИЕ

1

А) Контактная головка

2

Б) Рабочий стол

3

В) Задняя панель

4

Г) Осветительное устройство

5

Д) Портал

6

Е) Станина

7

Ж) Оптический узел

8

З) Стойка

9

И) Передняя панель

10

К) Планка

 

Ответ: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___; 4 - ___; 5 - ___; 6 - ___; 7 - ___; 8 - ___;

9 - ___; 10 - ___.

 

Три тестовых задания в тесте на установление правильной последовательности. Такие задания могут использоваться и для контроля знаний понятий, формулировок, знаков.  В столбик следует перечислять действия или события, а обучающийся должен записать в форму ответа правильную последовательность действий в виде букв, либо цифр.

Количество времени с целью выполнения теста на установление верной последовательности сравнимо с временем выполнения задания на установление соответствия и также превышает в 4-5 раз количество времени над заданием, которые имеют закрытую форму. Такие задания рекомендуется использовать при контроле знаний технологических процессов; действий и содержания профессиональной деятельности, последовательности исторических событий, а также понятий и определений.

В качестве примера тестового задания на установление последовательности приведем следующее:

7. При подготовке к работе на КИМ, последовательность действия будет следующая:

а) Проверить заземление и включить КИМ в сеть через сетевой фильтр;

б) До начала работы произвести тщательный осмотр изделия, удалить с него посторонние предметы, протереть смоченной в обезжиривателе тряпочкой, которая не оставляет ворса;

в) Убедиться, что никакие кабели не препятствуют работе подвижных частей КИМ;

г) Ознакомится перед началом работы с настоящей инструкцией по эксплуатации КИМ. 

Ответ: _______________________________________________________.

 

Разработанный нами дидактический тест для контроля знаний по эксплуатации координатно-измерительной машины с числовым программным управлением модели НИИК-701 имеет 30 вопросов, на которые рекомендуется отвечать последовательно, следуя инструкциям, изложенным в тексте теста.

Данный тест поможет преподавателям проконтролировать уровень знаний обучающихся после изучения инструкции по эксплуатации КИМ с ЧПУ модели НИИК-701.

Список литературы

1. Челябинский научно-исследовательский и конструкторский институт средств контроля и измерения в машиностроении [Электронный ресурс]. Электрон. дан.: ЧелябНИИконтроль.РФ. – Челябинск, 2003-2019. – Режим доступа: http://www.toolmaker.ru/main.php (дата обращения: 23.04.2019 г.)

Материал поступил в редакцию 26.04.2019
© Бирюкова Е. А., Козлова А. А., Мигачева Г. Н., 2019