Становление QFD-анализа как метода управления качеством

Авторы: Федулов Денис Викторович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 59-62

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Федулов Д. В. Становление QFD-анализа как метода управления качеством // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 59-62.

Аннотация: В статье рассмотрены применение QFD в процессе разработки продукции, 3 этапа эволюции QFD-анализа и вклад Японии и США в развитие данного метода.

Теория качества масштабно начала эксплуатироваться в японских индустриальных компаниях, при всем том, что само понятие возникло еще до этого в Соединенных Штатах Америки. Прежде всего, азиатские фирмы использовали контроль качества на производственных и контрольных участках. Но позже японская машиностроительная промышленность, активно формирующаяся, создающая современные типы автомобилей, своевременно осознала всю значимость разработки качества новых товаров.

Йоджи Акао – основатель метода, представлял QFD как метод, предназначенный стать инструментом управления товарами. Главной целью применения развертывания функции качества является понижение издержек при создании товара и возрастание удовлетворённости клиента, при этом уровень качества товара ни в коим случае не должен пострадать[1]. Можно сказать, что этот метод управления качеством прошел три витка эволюции.

Фактически использование QFD-анализа позволяет:

1) уменьшить время создания продукта на 50%;

2) уменьшить число технических изменений на 50%;

3) уменьшить издержки на создание и запуск товара на 30%;

4) уменьшить число гарантийных случаев на 50%;

5) увеличить удовлетворённость заказчика;

6) собрать и сохранить данные о проектировании товара, которые можно использовать в будущем при подобных случаях.

QFD-анализ сочетает в себе обеспечение совокупности качества продукта и технологических процессов, показанных на рис. 1.

Составляющие развертывания функции качества

Рис. 1. Составляющие развертывания функции качества

QFD-анализ отображает преобразования характеристик продукции, исходя из потребительских предпочтений [2]. Эта концепция содержит в себе цели планирования и важнейшие вопросы обеспечения качества [3], являющиеся важными этапами в преумножении уровня продаж, устранении повторения уже появлявшихся проблем при планировании и выпуске продукции.

Развертывание функции качества применяется на всех этапах планирования товара и разработки процесса. Исходя из этого задачей развертывания функции качества является спроектировать определенную структуру процесса, которая даст гарантированное качество самого товара.

Данная структура содержит как качество физических компонентов, составляющих текстуру товара (материалы и детали), – так и качество процессов, обеспечивающих изготовление и собирание узлов в конечные продукты.

Следует добавить, что QFD возникает в расширении концепции функционально-стоимостного анализа, которая с самого начала использовалась для выявления функций товара в формировании их в бизнес-процессе. По этой причине «функция» в QFD связана с функциями процесса создания товара, а не с функциями этого товара. Рабочие функции, гарантирующие качество товара, называются функциями качества.

Развертывание функции качества – это наиболее совершенный способ для создания товаров с уровнем качества, который будет устраивать и удовлетворять всем требованиям потребителя[4].

Что касается эволюции QFD, то в конце 60-х годов именно в Японии осознали, что контроль качества при создании новой продукции невероятно важен. Но на тот момент не хватало понимания, как можно достичь требуемого уровня. И не кто иной, как Йоджи Акао предложил QFD-анализ как инструмент для управления качеством продукции. В 1978 году Йоджи Акао и Сигэру Мизуно выпустили первую книгу по данной тематике.

Концепция QFD-анализа сочетала в себе несколько пунктов, а именно:

  • построение «домика качества» для трансформации пожеланий потребителя в соответствующие технические характеристики;
  • определение подсистем и процессов;
  • определение соответствующих рабочих функций.

Наряду с развёртыванием качества, система также содержала в себе:

  • гарантию нахождения и удаления на начальных стадиях узких мест в технологии, препятствующих планированию качества;
  • применение прогнозирования, которое помогало ликвидировать возможные ошибки и их последствия;
  • достижение целевых показателей затрат с сохранением достойного уровня качества.

Эта система являет собой второе поколение QFD в Японии. Хотя одной из первых и самой узнаваемой моделей QFD на сегодня были соединённые дома качества, разработанные западными учеными (первое поколение QFD в западных странах), этот способ был очень облегченным вариантом и не имел множество ключевых частей оригинального QFD.

Несмотря на то, что раньше присутствовали не совсем правильные трактовки, отражавшие всю суть QFD, западный QFD в целом формировался исходя из японской модели. Но смена векторов их развития явилась главным расхождением между нынешним положением третьего поколения QFD в Японии и на Западе.

На сегодняшний день японская версия базируется на QFD в узком смысле. Знаменитый, в свою очередь, как развертывание современного процесса разработки товара для продвижения, данный вариант QFD именуется базой данных QFD в реальном времени. Его подлинная концепция была предложена Тадаси Охфуджи, который считает, что все диаграммы развертывания качества обязаны иметь доступность в режиме реального времени в компьютерной базе данных исходя из своих потребностей в течение всех этапов создания товара.

Западный вариант развертывания функции качества, объединённый с ТРИЗ, анализом Кано и методом Тагучи, применяется специалистами Шести Сигма.

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как Теория решения изобретательских задач. Анализ Кано прямо указывает на значимость необходимых характеристик, исходя из предпочтений клиента. Метод Тагучи был усовершенствован специалистами Шести Сигм в систему руководства тревожными характеристиками и используется для программ Шести Сигм как источник для установления, распознавания, оценки, разработки и наблюдения.

Самое большое отличие между последними достижениями QFD-анализа в Японии и на Западе в том, что предыдущая версия QFD, помогает повысить цену всех операций во время планирования товаров, дабы повысить конкурентный уровень продукта. В противоположность этому последние модели QFD представляют, как связать разные способы и инструменты планирования, дабы повысить уровень товаров. Различия в данных способах представлены в табл.1.

Таблица 1

Разница в подходах к QFD-анализ в Японии и на Западе

Развитие

Япония

Запад

Первый этап

Исходная система развёртывания функций качества (QFD)

4 соединённых дома качества

Второй этап

Комплексная система развёртывания функций качества — включая технологию, затраты и надёжность

Тридцати-матричная модель QFD

Третий этап

База данных QFD в реальном времени

Управление по критическим показателям

Направление развития

К увеличению ценности каждого шага процесса разработки продукта, чтобы улучшить конкурентные качества продукта

К объединению различных средств и методов проектирования, чтобы улучшить конкурентные качества продукта

QFD-анализ является составной частью обеспечения качества и эффективен в рамках процесса проектирования товаров, а не существования как индивидуальный набор матриц[5]. QFD-анализ предпочтительно применяется с помощью проектного подхода, но стремление к концептуальной модели, осуществленной в большинстве своем как процессно-ориентированный подход, привнесет наглядную ценность к абсолютно каждой системе планирования товара и, стало быть, поможет достичь более желаемых результатов.

Список литературы

1. Леонов О. А., Темасова Г. Н., Шкаруба Н. Ж. Экономика качества, стандартизации и сертификации. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 251 с.
2. Леонов О. А., Вергазова Ю. Г. Средства и методы управления качеством // Журнал лабораторных работ. – М.: ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА, 2014. – 13 с.
3. Леонов О. А. и др. Разработка системы менеджмента качества для предприятий технического сервиса. – М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016. – 149 с.
4. Бондарева Г. И. Построение современной системы качества на предприятиях технического сервиса // Сельский механизатор. 2017. № 8. С. 34-35.
5. Брагин Ю. В., Корольков В.Ф. Путь QFD: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей. – Ярославль: Центр качества, 2013. – 240 с.

Материал поступил в редакцию 08.04.2019
© Д.В. Федулов, 2019