Влияние регионально-исторических факторов на развитие институтов социального воспитания на Кубани на рубеже XIX-XX вв.

Авторы: Сушков Андрей Валентинович

.

Рубрика: Исторические науки

Страницы: 107-110

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Сушков А. В. Влияние регионально-исторических факторов на развитие институтов социального воспитания на Кубани на рубеже XIX-XX вв. // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 107-110.

Аннотация: В настоящей статье проанализированы социально-экономические, регионально-административные, ценностные, мировоззренческие и педагогические факторы, оказавшие влияние на становление системы социального воспитания в различных регионах России, в частности на Кубани.

В наши дни, когда проблемы социального воспитания стоят достаточно остро практически во всех регионах Российской Федерации, большое значение приобретает изучение исторического опыта в этой области, в том числе и регионального. Особый интерес для современного исследователя представляет период конца XIX – начала ХХ вв., когда в России происходило значительное увеличение числа различных государственных и негосударственных учебных заведение и бурно росло количество самых разнообразных внешкольных центров общественного воспитания.

Изучение особенностей социального воспитания в отдельно взятых регионах и персональной социально-педагогической деятельности в этих регионах известных педагогов и общественных деятелей на отдельных исторических отрезках следует осуществлять с опорой на специфические регионально-исторические факторы, к которым можно отнести:

- особенности социально-экономического положения и социально-политической ситуации в конкретном регионе в рассматриваемый исторический период;

- тип поселения или группы поселений, в которых осуществлялась социально-педагогическая деятельность;

- ценностные представления населения региона и его отдельных групп о политической ситуации и значимости воспитания;

- отношение различных социальных групп к инновациям в сфере общественного воспитания, предлагавшимся конкретными педагогами;

- личные мировоззренческие и педагогические убеждения педагогов – организаторов социального воспитания в регионе и т.п.

Предложенный список факторов, влиявших на особенности социального воспитания в отдельно взятых регионах в различные исторические периоды, разумеется, не является универсальным. Он может быть дополнен или сокращен в зависимости от конкретных политических и экономических условий, в которых развивалось все государство в конкретные исторические эпохи. Но указанные факторы наиболее успешно могут быть использованы применительно к исследованию региональных особенностей социального воспитания в России XIX – начала ХХ вв.

Во второй половине XIX столетия экономическое развитие отдельных регионов России заметно разнилось. Достаточно вспомнить о доминировании сельскохозяйственного производства во многих южных и центральных губерниях, появлении первых крупных промышленных центров, еще мало освоенных Восточной Сибири и Дальнем Востоке и т.п. Все это заметно влияло на специфику общественного воспитания во всех этих регионах.

Как отмечает Трехбратов Б.А., экономическому развитию Кубани способствовало железнодорожное строительство. В 1875 г. вошла в строй Владикавказская железная дорога, соединившая Ростов-на-Дону с центром Терской области – Владикавказом. В дальнейшем были введены в эксплуатацию железнодорожные линии Тихорецкая – Царицын (1898 г.), Екатеринодар – Кавказская – Ставрополь (1900 г.). Все это способствовало расширению экономических связей Кубани и Черноморья с центральными районами России и с зарубежными странами. В конце XIX – начале XX в. на Кубани и в Черноморье стали развиваться нефтяная, цементная, металлообрабатывающая и пищевая промышленность [2, c. 284-285].

Быстрое заселение прикубанских степей переселенцами из внутренних губерний России, определенное смягчение воинских повинностей казаков в связи с окончанием Кавказской войны привели к заметному росту производительных сил в сельском хозяйстве и усилению капиталистических отношений в кубанской станице. Возникла необходимость подготовки рабочих, знающих сельскохозяйственное производство. В связи с этим возникла потребность в учебных заведениях, осуществляющих подобную подготовку.

Социально-политическое устройство различных областей Российской империи, несмотря на жестко централизованную власть, было также неодинаковым. В большинстве губерний уже существовали земства и городские управы, которые самостоятельно пытались решать проблемы народного образования, особенно начального и профессионального. В то же время особым статусом обладали казачьи области, где земства отсутствовали, а власть на местах была сосредоточена в руках атаманов различных рангов: от станичного до войскового. Здесь организация народного образования в значительной степени ложилась на плечи областной и центральной исполнительной власти. Особенное внутриполитическое устройство существовало и в остзейских землях, Царстве Польском и Великом княжестве Финляндском, в которых во многом сохранялась система обучения и воспитания, существовавшая здесь традиционно, еще до включения этих регионов в состав Российской империи.

Очень заметно отличалось социальное воспитание в зависимости от типов поселений, в которых оно осуществлялось. В крупных городах уже существовала разветвленная сеть средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ) и негосударственных центров социального воспитания: от благотворительных обществ до детских клубов и организаций. В малых городах дело ограничивалось обычно одним или несколькими начальными учебными заведениями повышенного типа (уездные, а впоследствии городские училища), а в деревнях, в лучшем случае, существовали земские или церковноприходские начальные школы.

На Дону, Кубани и Ставрополье во второй половине XIX - начале XX вв. существовали эти типы учебных заведений.

Значительную роль в практике общественного воспитания в отдельных регионах Российской империи играли ценностные представления населения региона и его отдельных групп о политической ситуации и значимости воспитания. Как известно, Россия была многонациональной и поликонфессиональной страной со своими особыми региональными аксиологическими представлениями. В составе Российской империи Кубанская область всегда выделялась своей полиэтничностью и пестротой населения. Этот факт находит отражение  в работе Ктиторова С. Н.: «На привольных кубанских просторах, среди плодородных полей и пастбищ, один за другим вырастают многолюдные города и села, хутора и станицы со своей самобытной культурой и укладом жизни. В составе населения области присутствовали и русские крестьяне – выходцы из центральных губерний, искавшие на юге страны лучшую долю, и доблестные кубанские казаки – защитники и опора государства, и представители местных горских народов, сохранявшие самобытную национальную культуру с яркими восточными традициями, и беженцы-переселенцы из Закавказья, нашедшие на гостеприимной Кубани кров и спасение от религиозных притеснений, и домовитые немецкие колонисты, облагораживающие землю разумным хозяйствованием, а также – греки, поляки, евреи, болгары, чехи и многие другие» [1, с. 179-180]. Они влияли и на общественную жизнь региона, и на традиционное общественное воспитание, и на деятельность различных благотворительных структур, и на содержание образования в начальных и средних школах, в том числе и государственных. Иногда традиционные воспитательные ценности могли вступать в противоречие с теми, которые внедрялись либерально настроенными педагогами, особенно если дело касалось религии или некоторых укоренившихся народных обычаев.

Отношение различных социальных групп к инновациям в сфере общественного воспитания накладывало отпечаток на развитие этого процесса. Так, либеральная интеллигенция служила опорой создателям различных благотворительных структур и частных учебных заведений. В то же время определенная часть малообразованных крестьян и мещан, зачастую инославных, активно противостояла различным инновациям в общественном воспитании, в том числе и не пуская собственных детей во вновь открываемые учебные заведения и центры внешкольного социального воспитания.

В 60-80-е годы XIX века приглашение ребенку учиться воспринималось во многих семьях как несчастье. Чтобы изменить такое положение, местная интеллигенция стала организовывать школьные вечера и праздники, детские утренники, на которые приглашались и родители. За успехи в учебе учеников нередко награждали книгами русских писателей и поэтов. Заслуга педагогической интеллигенции состояла в том, что общество и власти все больше осознавали роль и ценность образования и воспитания для развития страны в целом и отдельных ее регионов.

И, наконец, значительное влияние на содержание социального воспитания в отдельных регионах и населенных пунктах России оказывали личные мировоззренческие и педагогические убеждения педагогов, занимавшихся подобного рода деятельностью. В России второй половины XIX – начала ХХ вв. в педагогической среде и среди создателей разного рода просветительско-благотворительных организаций имело место различное видение задач и форм социального воспитания. На Кубани вместе сотрудничали педагоги революционных, демократических и либеральных взглядов (подробнее эта проблема будет рассмотрена в следующем разделе). Это обусловило направленность подобного воспитания, его конкретные формы и методы, особенности деятельности конкретных образовательных учреждений и центров внешкольного воспитания.

Таким образом, комплексное воздействие всех этих факторов оказывало заметное влияние на организацию общественного воспитания в тех или иных регионах и населенных пунктах Российской империи и на Кубани в частности.

Список литературы

1. Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839-1918). – Армавир, 2002. – 384 с.
2. Трехбратов Б. А. История Кубани. – Краснодар, 2000. – 440 с.

 Материал поступил в редакцию 25.04.2019
© Сушков А. В., 2019