Низшее сельскохозяйственное образование во второй половине XIX века

Наука без границ - Низшее сельскохозяйственное образование во второй половине XIX века

Авторы: Пичужкин Н. А.

.

Рубрика: Исторические науки

Страницы: 27-31

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (4), ноябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Пичужкин Н. А. Низшее сельскохозяйственное образование во второй половине XIX века // Наука без границ. - 2016. - № 4 (4). - С. 27-31.

Аннотация: в статье проведен анализ влияния крестьянской реформы 1861 года на низшее сельскохозяйственное образование, рассмотрен опыт создания системы низшего аграрного образования во второй половине XIX века. 

Крестьянская реформа 1861 года является главным событием русской истории XIX столетия, она привела к тектоническим изменениям в аграрном производстве, изменила взаимоотношения между государством и крестьянством, освобожденным от крепостной зависимости. В короткий срок изменилась система экономических взаимоотношений в деревне, что привело к сдвигам в промышленном производстве. Капиталистические отношения утверждались в аграрном производстве, но их распространению мешало сохранение сельской общины.

Личная крестьянская свобода заставила по-иному взглянуть на формы и способы ведения крупного помещичьего хозяйства. Именно крупный землевладелец, обладатель производящего рыночный продукт хозяйства, был заинтересован в повышении аграрного образовательного уровня своих наемных сельскохозяйственных рабочих. Это привело к переоценке целей и задач всего аграрного образования в целом и низшего сельскохозяйственного образования в частности.

В оценке аграрного образования дореформенного периода в исследовательской среде господствует мнение историка XIX века Н. В. Пономарева. Он утверждал: «…предшествующая дореформенная эпоха занималась не столько подготовкой практических агрономов, сколько чиновников по агрономической, межевой и лесной частям; среднего и низшего сельскохозяйственного образования почти не существовало вовсе; да в нем и не ощущалось в то время особенной необходимости» [1, с. 290]. Действительно, только небольшая часть землевладельцев была готова нести затраты на обучение своих крестьян, при этом необходимость их обучения оставалась спорной и для самих помещиков. Отмена крепостного права заставила землевладельцев модернизировать как само хозяйство, так и находить новые формы взаимоотношений с работником. Такие формы предусматривали наличие новых требований к наемной рабочей силе.

Профессор Петровской земледельческой и лесной академии И. А. Стебут отмечал: «…Россия, конечно, обходилась до сих пор почти без школ, поддерживая свои школы более из желания не отставать от других стран, нежели из общего сознания их необходимости для сельского хозяйства» [2, с. 43]. Трудно согласиться с тем, что низшего сельскохозяйственного образования в стране не было, но следует признать, что оно отсутствовало как система. Вторая половина XIX века стала временем создания такой системы.

После аграрной реформы явилась потребность «…сразу во всех видах и степенях сельскохозяйственного образования: были нужны и низшие, непосредственные наблюдатели за производством работ – старосты, нарядчики, скотники, овчары и т. п.; одинаково нужен был и контингент управителей для средних и крупных хозяйств; наконец, понадобились и преподаватели для низших, средних и высших агрономических заведений» [1, с. 290]. Приведенному выше мнению Н. В. Пономарева вторит И. А. Стебут: «…нам уже нужны сельскохозяйственные школы, даже и в том случае, если силы специального знания, которые они подготовят, могли бы себе найти применение лишь в будущем, вероятно, впрочем, недалеком» [2, с. 33].

На момент отмены крепостного права приходится смена и основных форм низшего аграрного образования в стране. Образцовые усадьбы и опытные фермы закрывались, оставив после себя неоднозначный опыт распространения передового аграрного опыта. Остались в прошлом и сельскохозяйственные школы в имениях помещиков. Основной формой развития низшего аграрного образования стала сельскохозяйственная школа 1 или 2 разрядов. Первый опыт их работы привел к необходимости ввести государственные нормы и правила в деятельность таких учебных заведений.

Важнейшим государственным шагом стало принятие в 1883 году «Нормального Положения о низшем сельскохозяйственном образовании». Этот документ определял нормы и правила создания и функционирования низших сельскохозяйственных учебных заведений. Следует отметить, что до его появления школы учреждались на основании особых законных актов, отдельных для каждого заведения. В ряде школ активно использовался капитал учредителя, но и такие школы подчинялись требованиям, исходящим от министерства государственных имуществ.

С 1861 года и до принятия «Нормального Положения» в Российской империи созданы следующие низшие сельскохозяйственные школы: Альт-Сатенская земледельческая школа в Прибалтике, школа сельского хозяйства в Терской области на Кавказе, Мариино-Горская сельскохозяйственная школа в Белоруссии, Марьинская сельскохозяйственная школа под Белгородом, Успенская сельскохозяйственная школа во Владимирской губернии, Уткинская сельскохозяйственная школа в Костромской губернии. После принятия «Нормального Положения» основаны несколько десятков низших сельскохозяйственных школ, как государственных, так и с участием частного капитала. Почти во всех школах присутствовал капитал земских организаций, при этом земства получали некоторые рычаги влияния на деятельность школ и контроля над ними.

«Нормальное Положение» предусматривало:

«1. Низшие сельскохозяйственные школы имеют целью распространение в народе основных познаний по сельскому хозяйству и необходимым для него ремеслам, преимущественно путем практических занятий.

2. Школы сии могут быть: а) общие, предназначаемые для обучения сельскому хозяйству вообще, и б) специальные, открываемые для распространения знаний, относящихся до отдельных отраслей сельского хозяйства (как, например, по садоводству, огородничеству, пчеловодству, виноделию и т. п.). Те и другие учебные заведения разделяются соответственно по объему учебного их курса на школы первого и второго разряда» [3, с. 266].

Таким образом, «Нормальное Положение» устанавливало разделение низшей школы на два разряда: высший и низший (1 или 2 разряда). «От поступающих в школу первого разряда требуется знание общеобразовательных предметов в объеме курса двухклассных сельских училищ Министерства Народного Просвещения, а от поступающих в школу второго разряда – знание тех же предметов в объеме курса начальных народных училищ» [3, с. 267]. На практике начальные знания, необходимые для поступления в школы двух разных разрядов, мало отличались по объему. Минимальным в обоих разрядах был трехлетний курс обучения, при этом мог быть установлен подготовительный учебный год.

Учебные планы во всех школах были различными, так как определялись уставами школ или их советами и попечителями. Департамент земледелия министерства государственных имуществ не разрешал изменять общее количество учебных часов, но школы могли менять соотношение занятий по различным предметам.

Некоторые результаты деятельности школ на рубеже XIX‑XX столетий представлены в таблице 1 [4, с. 242].

Таблица 1

Результаты деятельности сельскохозяйственных школ

 

Годы

1885

1901

1907

Количество школ 1-го разряда

24

53

60

Количество школ 2-го разряда

20

29

26

Число учащихся в школах 1-го разряда

1446

3484

3517

Число учащихся в школах 2-го разряда

963

1234

1296

Число учащихся, окончивших школы 1-го и 2-го разрядов

262

802

875

 

Из таблицы 1 видно, что количество учебных заведений росло вплоть до 1907 года. Часть школ 1 разряда были преобразованы в начальные училища. Часть школ 2 разряда стали перворазрядными, некоторые прекратили свое существование. Число выпускников школ постоянно возрастало. Росло количество преподавателей школ: в 1895 году их было 352 человека, среди них высшее образование имели 50, среднее – 186, низшее – 116 человек. В 1901 году в низших сельскохозяйственных школах работало уже 772 человека, 113 из которых имели высшее, 386 – среднее и 264 – низшее образование [5, с. 306]. Годовой бюджет каждой школы зависел от разных факторов, например, от внимания к школе земских организаций, наличия влиятельного попечителя. Средний годовой бюджет низшей сельскохозяйственной школы 1 разряда в 1894 году составлял 6300 рублей, при этом самый низкий бюджет был равен 1200 рублям, а самый высокий составлял 11500 рублей. Второразрядные школы в среднем имели 5100 рублей, при этом беднейшая из них имела 800 рублей, а наиболее богатая располагала 18 000 рублями.

Таким образом, во второй половине XIX века была создана система подготовки кадров для сельского хозяйства низшего звена, обеспечившая отрасль значительным количеством специалистов. 

Список литературы

  1. Пономарев Н. В. Исторический обзор правительственных мероприятий к развитию сельского хозяйства в России от начала государства до настоящего времени. − СПб., тип. Киршбаума, 1888. – 401 с.
  2. Стебут И. А. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование. Сборник статей. − М., изд. Раззиевича, 1889. − 169 с.
  3. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Выпуск III. – СПб., 1900. – 415 с.
  4. Пичужкин Н. А. Низшее сельскохозяйственное образование в России. История и люди. – М., ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 270 с.
  5. Агрономическая помощь в России / Под ред. В. В. Морачевского. Издание департамента земледелия. − СПб., 1914. – 607 с.

Материал поступил в редакцию 5.11.2016
© Пичужкин Н. А., 2016