Органическое сельское хозяйство – новый взгляд на развитие аграрной экономики России

Авторы: Чутчева Ю. В., Нефедова О. С.

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,32

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (4), ноябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Чутчева Ю. В., Нефедова О. С. Органическое сельское хозяйство – новый взгляд на развитие аграрной экономики России // Наука без границ. - 2016. - № 4 (4). - С. 5-9.

Аннотация: Высокий потенциал развития производства органической продукции в России и ускоренные темпы роста рынка данной продукции при эффективной политике формирования органического сельского хозяйства могут создать возможности поддержки и развития малых и средних форм хозяйствования, стать механизмом спасения и защиты села и позволить стране стать одним из крупнейших экспортеров органики в мире.

В целях устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения продуктами питания населения страны и решения проблемы продовольственной безопасности, международная комиссия по окружающей среде и развитию рекомендует равнозначно уделять внимание социальной, экономической и экологической сфере жизни.

Разработка механизма системного развития агропромышленного комплекса России сейчас представляется в высшей степени актуальной задачей. Одним из направлений для инновационного развития АПК может послужить эффективная политика формирования органического сельского хозяйства.

В последние годы российский рынок органики рос быстрее, чем мировой, демонстрируя ежегодный прирост в 30…40 %. В 2014 году оборот российского рынка биопродуктов, по данным Союза органического земледелия, оценивается в 190 млн долларов. Более 90 % этого объема составлял импорт ‑ в основном из стран Европы, которые продают в России продукты, изготовленные, в том числе из купленного у нас сырья.

Потенциал производства органической продукции в России, как на внутренний, так и на внешний рынок оценивается к 2020 году в 800 млрд р., из которых 500 млрд р. составляет экспортный потенциал. Число сертифицированных производителей органической сельскохозяйственной продукции превысит 15 тысяч ‑ сейчас их около ста.

Количество сертифицированных под органику земель выросло почти в 40 раз (с 4 тыс. га до более 160 тыс. в 2014 году), а производителей стало больше в 8…9 раз. В целом, по результатам опросов региональных властей, проведенных различными институтами в 46 регионах страны, насчитывается от 70 до 260 хозяйств, практикующих биодинамическое земледелие [3].

Многие крупные органические фермеры имеют прочную основу за счет особого встраивания в рынок. Например, «Экокластер» Александра Коновалова развивает экотуризм, КФХ «Саяпин» отличился тем, что одним из первых мелких российских производителей сумел попасть на полки крупнейшего сетевого продавца органики «Азбука вкуса».

Это говорит о больших возможностях и позволяет делать вдохновляющие прогнозы по производству органической продукции.

Однако пока объемы внутреннего производства органики и экспорта трудно подсчитать даже приблизительно: таможня не различает чистую продукцию и обычную, Росстат и вовсе не дает ясной картины, а многие владельцы крупных личных подсобных хозяйств даже не подозревают, что они на самом деле производят органические продукты.

Учитывая современные тенденции развития потребительского спроса, как за рубежом, так и в России, органическое сельское хозяйство может обеспечить преимущество для малых и средних форм хозяйствования агропромышленного комплекса, которые в условиях ВТО не способны конкурировать по цене с крупными транснациональными компаниями, и позволит выигрывать конкуренцию за счет особого качества продукции и увеличить свои доходы, а также стать новой нишей для России и новой сферой влияния в мире [4].

Согласно исследованию ООН, удельные затраты на органическое производство в условиях России могут быть сопоставимы с традиционными или выше последних в среднем на 10…40 %.

Цены на готовую продукцию могут быть выше по сравнению с традиционными аналогами как на несколько процентов, так и в два-три раза. Производители объясняют такую стоимость дополнительными затратами, связанными с особенностями производства, необходимостью сертификации и с воспринимаемой потребителями ценностью.

Прежде чем говорить о перспективах рынка следует определиться с тем, кто в России является потребителем органической продукции и где они сосредоточены. Так как биопродукты относятся к премиальному сегменту, их основные потребители – это представители среднего и высшего классов, то есть около 20 % россиян. Наиболее активными потребителями являются женщины и мужчины в возрасте 25…45 лет, с высшим образованием, со средним и выше доходом, жители Москвы и Санкт-Петербурга.

У российских фермеров есть явные преимущества. В стране по разным оценкам от 40 % до 75 % частных ферм не используют при производстве овощей и фруктов ни химии, ни генетически модифицированных технологий. Согласно основным западным стандартам все подобные фермы могли бы попасть под категорию «organicfoods» – им необходимо лишь соответствующим образом зарегистрироваться. Со вступлением России в ВТО этот вопрос является особенно актуальным, поскольку производители такого рода продукции во всех странах традиционно получают за нее хорошую прибыль. По подсчетам объединения «Экокластер» российские производители organicfoods могли бы занять 15…20 % мирового рынка уже в скором времени, однако на этом пути у нашей страны все еще есть множество проблем, которые предстоит решить.

В первую очередь – это коммуникация между участниками. Сегодня в России недостаточная эффективность производства экопродукции обуславливается недоработками на всех трех уровнях «производитель – ритейлер – потребитель».

В то же время, долгий и сложный процесс производства и переработки экопродуктов становится препятствием на пути производителей. Для реализации экопродукции требуется собственная и хорошо налаженная система сбыта, которая будет характеризоваться минимальным количеством посредников, в отличие от сложившейся системы продаж. Современные товаропроизодители уделяют недостаточное внимание системе планирования маркетинга, узнаваемости бренда, надлежащей сертификации продукции, информационной и юридической поддержке.

Российский рынок органической продукции отличается большим количеством подделок сертификации. Одним из самых эффективных способов защиты от подделок является официальное получение экосертификации на продукцию [1]. На сегодняшний день самой надежной экомаркировкой представляется такая, которая признана авторитетным сообществом международных экспертов. Производители, прошедшие органик-сертификацию решают ряд стоящих перед ними проблем и получают:

1. подтверждение качества продукции, вызывающее доверие у потребителя;

2. возможность реализации продукции по премиальной цене;

3. выход на новые целевые аудитории и увеличение спроса со стороны потребителей, интересующихся натуральными продуктами и ведущими здоровый образ жизни;

4. выход на международные рынки;

5. вклад в сохранение окружающей среды и здоровье общества.

В современных условиях развития в России есть все необходимые предпосылки для развития органического сельского хозяйства:

  • производители и поставщики заинтересованы в расширении и увеличении рынков сбыта;
  • потребители готовы приобретать экопродукцию и экоуслуги. Они ищут надежный бренд, способный гарантировать им качество;
  • продавцы констатируют потребность в экопродукции с гарантированным сертифицированным качеством и узнаваемым брендом. Им необходимы стабильные, планируемые поставки;
  • здоровье и здоровый образ жизни стали приоритетами государственной политики и, как следствие, сфера «эко» стала входить в различные целевые национальные программы.

Россия может использовать свой потенциал и превратиться в одного из крупнейших производителей органической продукции в мире, и даже более того – в мощного экспортера.

Так, например, во многих странах ощущается нехватка биозерновых, качество которых отвечало бы требованиям Евросоюза и которые пользуются стабильно высоким спросом.

Некоторую уверенность в том, что возможности развития внутреннего российского рынка и особенно экспорта органики велики, внушает то, что по данным Минсельхоза в России около 42 млн га чистых от химии сельхозугодий, в то время как во всем мире под органику задействовано около 43 млн га.

Что же касается сбыта экопродукции и доступа экологических товаров на мировые рынки, то сегодня идут переговоры с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) с целью согласования общей позиции и представления на встречах с участниками международных переговоров по экологическим товарам в рамках ВТО и АТЭС.

Россия готова и способна стать мировым поставщиком здоровых, экологически чистых качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей. Биопродукция может со временем стать одним из растущих секторов национального рынка. Главное, чтобы этому сегменту, производителям и поставщикам, работающим в нем, было уделено достаточное внимание, как со стороны государства, так и бизнес-сообщества. Успешное развитие рынка экопродукции должно опираться на соблюдения трех условий:

1. законодательного обеспечения производства, сертификации и декларации экопродукции;

2. единой национальной системы добровольной экологической сертификации;

3. активной маркетинговой политики и объединения усилий всех участников рынка по продвижению экопродукции.

Поддержка и развитие рынка продукции органического сельского хозяйства в России даст возможность выхода на рынок малым и средним формам хозяйствования, станет механизмом спасения и защиты села, позволит стране стать одним из крупнейших экспортеров органики в мире. Совершенствование и развитие аграрной политики в этом направлении, несомненно повысит конкурентоспособность России. Органическое сельское хозяйство – новый взгляд на обеспечение продовольственной и экономической безопасности.

Список литературы

1. Амтагаева А. А., Найданова Э. Б. Развитие рынка органической продукции как важного элемента агропродовольственной политики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://novainfo.ru/article/3407.

2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 376 с.

3. Чутчева Ю. В., Нефедова О. С. Рынок органической продукции в России: современное состояние и перспективы развития // Управление рисками в АПК. – 2016. ‑ №1. – С.19‑28.

4. Чутчева Ю. В. Направления повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. – 2009. ‑ №8-1. – С.13‑15.

5. Официальный сайт Росстата РФ. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. – Режим доступа : gks.ru.

6. Официальный сайт Росстата РФ. Статистический сборник «Торговля в России», 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : gks.ru.

Материал поступил в редакцию 25.11.2016
© Чутчева Ю. В., Нефедова О. С., 2016