акция

Решение проблемы кадрового потенциала Приморского края на примере отдельно взятого образовательного учреждения

Авторы: Полежаева И. А.

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 43-47

Объём: 0,33

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (4), ноябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Полежаева И. А. Решение проблемы кадрового потенциала Приморского края на примере отдельно взятого образовательного учреждения // Наука без границ. - 2016. - № 4 (4). - С. 43-47.

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы кадрового потенциала Приморского Края. Предложены варианты их решения с целью повышения конкурентоспособности региона.

Проблема кадрового потенциала промышленных предприятий Приморского края и всего Дальневосточного федерального округа стоит чрезвычайно остро, что и было озвучено во время встречи председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева 22 апреля 2011 года. В своем докладе Ишаев отметил, что «сегодня есть две проблемы: проблема трудоустройства и проблема дефицита рабочих рук» [1].

В этой связи, полпред уделил особое внимание системе профессионального обучения. А именно, вопросу сохранения начального и среднего профессионального образования, возможности которого «снизились процентов на 30» по сравнению с уровнем 90-го года. Но при этом Виктор Ишаев заметил, что «надо вначале научить этих самих учителей, чтобы они готовили серьёзные кадры». Ишаев описал практику государственно-частного партнёрства: «Мы пробовали такую систему, когда за счёт государства мы готовим профессии, которые необходимы народному хозяйству, особенно рабочие профессии, а предприятия берут и бесплатно проводят стажировку, они готовят специалистов у себя. За счёт этого мы заключаем трёхсторонние контракты».

В ходе встречи Дмитрий Медведев распорядился собрать руководителей субъектов Федерации, которые входят в Дальневосточный округ, работодателей, не только крупных, но и средних предприятий, руководителей университетов и учреждений среднего и начального профессионального образования, с тем чтобы создать «вот такой механизм, когда все друг друга слышат: какие специальности нужны, в каком количестве», создать стимуляционные пакеты, опробовать на практике систему прикрепления «отдельного ПТУ к одному или к двум, допустим, к трём представителям бизнеса». Хотелось бы надеяться, что достигнутые договоренности будут осуществлены и лягут в основу некой программы по обеспечению промышленных предприятий Приморского края квалифицированными рабочими кадрами.

Промышленность Приморского края в таких отраслях как производство пищевых продуктов и напитков, металлообработка, машиностроение, добыча полезных ископаемых, производство транспортных средств и оборудования, производство и распределение электроэнергии и воды развивается. Наращиваются объемы и осваиваются новые производства и новые виды продукции. Происходит модернизация производственных площадей с установкой нового оборудования. Ведется работа по созданию, внедрению и сертификации систем менеджмента качества [1].

Образовательная политика и обеспечение Приморского края трудовыми ресурсами станут, как сообщили РИА «Восток-Медиа» в пресс-службе Законодательного Собрания, одним из основных блоков Стратегии развития Приморского края до 2030 года, с учётом потребностей производства и появившихся в регионе территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток [2].

Об этом сообщил депутатам Законодательного Собрания в ходе ответов на вопросы по итогам своего отчёта губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Он заметил, что в 2015 году удалось немало сделать для будущего региона. И ключевое место в этом занимали территории опережающего развития и свободный порт Владивосток.

Также руководитель фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании Сергей Сопчук предложил губернатору синхронизировать образовательные программы высшего и среднего специального образования в крае под новые кадровые потребности территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток. Он отметил, что сегодня при подготовке специалистов реальные потребности бизнеса слабо учитываются. Образовательные программы будут пересмотрены и войдут отдельным блоком в Стратегию развития Приморского края – 2030 [2].

Ситуацию с подготовкой квалифицированных рабочих кадров в крае неоднократно рассматривал профильный комитет по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморья. В том числе прошло тематическое выездное заседание в Арсеньеве, где сконцентрированы значимые для региона производственные мощности и имеется опыт взаимодействия с учебными заведениями.

Весомый вклад в формирование кадрового потенциала Приморского края вносит такое образовательное учреждение, как Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский индустриальный колледж» города Арсеньева, ведущее подготовку квалифицированных рабочих кадров для их дальнейшего трудоустройства на предприятия не только в самом городе Арсеньеве, но и для всего Приморского края.

Учреждение – КГБПОУ «Приморский индустриальный колледж» находится в городе Арсеньеве. Город расположен в предгорьях Сихотэ-Алиня, в долине (правобережье) реки Арсеньевка (приток Уссури). Площадь города 90,74 км². Относится к монопрофильным городам: социально-экономическое положение Арсеньева зависит от деятельности градообразующих предприятий ПАО ААК «Прогресс» и ОАО «Аскольд». Экономические и социальные условия территории нахождения в целом характеризуются тенденцией устойчивости, социальной стабильности и устойчивым социально-экономическим развитием города.

Обучение в КГБПОУ «ПИК» (сокращённое наименование колледжа) ведется по следующим профессиям: сварщик; станочник; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; автомеханик; парикмахер; наладчик аппаратного и программного обеспечения; повар, кондитер; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; машинист крана; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, изготовитель пищевых полуфабрикатов; техник (для автомобильного транспорта); менеджер по продажам (коммерция по отраслям) [3].

Трудоустройство выпускников составляет более 95 %. Колледж сотрудничает с высокотехнологичными заводами авиационной компании «Прогресс» и «Аскольд». Дополнительно на базе колледжа проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 200 человек за учебный год по направлениям службы занятости населения, индивидуальным договорам и договорам с работодателями, заинтересованными в высококвалифицированных рабочих кадрах.

На базе КГБПОУ «ПИК» в 2013 году создан Ресурсный центр по подготовке рабочих кадров для различных высокотехнологичных производств в области металлообработки на основе применения современных имитационных образовательных технологий, которые базируются на внедрении интегрированных комплексов, включающих реальное производственное оборудование и тренажеры. В колледже разрабатываются и внедряются различные программы, помогающие получать всем желающим доступное и качественное образование, чтобы в дальнейшем быть востребованными на рынке труда и найти себе работу по выбранной профессии.

Принята Программа развития КГБПОУ «ПИК», которая направлена на сближение интересов колледжа, предприятий и организаций различных форм собственности для достижения высоких результатов подготовки специалистов в соответствии с задачами инновационного социально-экономического развития Приморского края. Сотрудничество учреждения с краевыми центрами занятости населения дает возможность и взрослому населению получить в данном учреждении вторую специальность и быть трудоустроенным в любые предприятия города и края.

Достичь успеха в подготовке высококвалифицированных рабочих способствуют следующие факторы: в учреждении растет число педагогических работников с высшей категорией, преподаватели и мастера производственного обучения постоянно проходят аттестацию и переаттестацию, ездят в другие учреждения края на обобщение опытом, участвуют в различных семинарах и других мероприятиях, как в городе, так и в крае, что позволяет им подготавливать своих учащихся для краевых и региональных конкурсов профессионального мастерства на уровне проведения соревнований в рамках WorldSkills-Russia. В 2015 году один из этапов такого конкурса проводился именно в КГБПОУ «ПИК», что подтверждает высокий уровень развития учреждения в современных условиях рыночной экономики.

Изучив сферы деятельности такого современного учреждения, как КГБПОУ «Приморский индустриальный колледж», его направленность на конкретные виды обучения и методы его осуществления, можно сделать вывод, что данное учреждение является одним из основных образовательных учреждений города и края, влияющих на кадровую политику Приморского края. Подготавливая выпускников по различным профессиям и специальностям, данное учреждение является конкурентоспособным на рынке труда, как в городе, так и в крае, тем самым помогая решать проблему кадрового дефицита всего края в целом.

Я считаю, что данное учреждение, выполняя все поставленные перед собой цели и задачи, сформулировав их в своих программах развития, конкурентоспособно по отношению к другим колледжам края и может предоставлять любым работодателям высококвалифицированных рабочих и служащих, формируя кадровый потенциал не только города Арсеньева, но и всего Приморского края, тем самым оказывая большое влияние на кадровую политику Дальневосточного региона.

На сегодняшний день бывшие учащиеся КГБПОУ «ПИК» работают поварами в ДВФУ на острове Русском, электрогазосварщики и электромонтёры трудоустраиваются на предприятия городов Владивостока, Уссурийска, Находки, Большого Камня, станочники востребованы на таких стратегических заводах города Арсеньева как «Прогресс» и «Аскольд», для предприятий сферы обслуживания, общественного питания обучены продавцы и кондитеры, а парикмахеры открывают свои индивидуальные предприятия в любых населённых пунктах Приморского края.

Учащиеся, прошедшие в КГБПОУ «ПИК» переобучение с имеющихся у них профессий на более востребованные на рынке труда, такие как машинисты бульдозера, машинисты экскаватора, строят дороги по всему Приморскому краю, а машинисты автомобильных кранов, маляры, штукатуры, облицовщики-плиточники помогают в реализации таких Российских программ и проектов, как переселение из ветхого жилья и строительство социального доступного жилья, работая на стройках города и края.

Подготовленные в филиале КГБПОУ «ПИК» в селе Чернышевка трактористы и слесари по ремонту техники трудятся в сельскохозяйственных предприятиях сёл Анучинского и Яковлевского районов Приморского края.

Проанализировав все вышеприведенные исследования, используя доступные статистические данные [3], я пришла к выводу, что значение деятельности КГБПОУ «Приморский индустриальный колледж» имеет большое стратегическое значение для Приморского края и вносит эффективный вклад в его развитие. Помогает в этом конечно же и педагогический состав, работая на повышение престижа колледжа не только в рамках своего предмета и выбранной учащимися профессии, но и имиджа всего учреждения, что является одним из главных показателей ценности КГБПОУ «Приморский индустриальный колледж», влияющего на кадровый потенциал Приморского края.

 Список литературы

  1. Значение рабочих кадров в развитии экономического и промышленного потенциала Приморского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ruleright.ru/ruls-56-1.html.
  2. В Приморье к подготовке рабочих кадров подошли стратегически [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vostokmedia.com/n284183.html.
  3. Официальный сайт краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Приморский индустриальный колледж» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pl32.ru.

Материал поступил в редакцию 5.11.2016

© Полежаева И. А., 2016