акция

Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации

Авторы: Саная Георгий Звиадович

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 109-118

Объём: 0,72

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Саная Г. З. Нормативное и правовое обеспечение процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 109-118.

Аннотация: В статье выделены основные этапы становления и развития системы социального страхования в России, рассмотрены особенности нормативного и правового регулирования процесса исчисления и уплаты страховых взносов в Российской Федерации в настоящее время.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (далее – ГВФ) выступают финансовой основой системы обязательного социального страхования Российской Федерации. Собственно, за счет аккумулирования страховых взносов во внебюджетных фондах осуществляется выплаты пенсий, различного рода пособий и других видов социальных платежей.

В настоящее время в связи с коротким сроком действия нового законодательства отсутствуют комплексные исследования проблем правого регулирования страховых взносов в Российской Федерации. В настоящей статье была произведена попытка учесть последние изменения законодательства.

Для начала важно определить сущность «страховых взносов».

На сегодняшний день не существует единого определения страховых взносов. Те дефиниции, которые закреплены в законодательстве, являются довольно разрозненными и не дают возможности выделить существенные признаки страховых взносов. В целом, страховые взносы в ГВФ – это обязательные платежи, осуществляемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и отдельными категориями физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) на случай временной нетрудоспособ­ности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС РФ) на обязательное медицинское страхование [1].

Но для наиболее полного рассмотрения вопроса правовой природы страховых взносов в ГВФ, необходимо осветить историю становления и развития системы обязательного социального страхования в Российской Федерации, так как на протяжении последних 15 лет она претерпевала существенные изменения.

Кардинальное изменение модели социального обеспечения, переход от сугубо государственной системы социального страхования к подлинно страховым его формам (обязательному и добровольному) связаны с началом 90-х гг. ХХ века. Распад СССР, приватизация государственной собственности, глубокий социально-экономический кризис страны – вот условия, в которых формировалась правовая и институциональная основа новой, соответствующей международным стандартам, системы социального страхования [2].

Международная организация труда отдает приоритет в решении задач социальной политики системам обязательного социального страхования. Учитывая соответствующие положения Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода» [3] социальное страхование в России начало приобретать значение самостоятельной и полноценной организационно-правовой формы социального обеспечения. Свидетельством тому явилось создание независимых специализированных финансово-кредитных учреждений – государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда (1990 г.); Фонда социального страхования (1991 г.); Государственного фонда занятости населения (далее – Фонд занятости) (1991 г.); Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.).

Смысл создания государственных внебюджетных целевых фондов состоял в совершенствовании финансовой политики, создании условий, при которых финансирование наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики было бы наиболее эффективным и своевременным [4].

Согласно Закону РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года средства, которые направлялись на социальное страхование и обеспечение, были отделены от государственного бюджета, и сформировали внебюджетные фонды [5].

Основанием для образования Пенсионного фонда послужило Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22 декабря 1990 года [6]. Целью его стало государственное управление финансами, направляемыми на пенсионное обеспечение, требующими их выделения в самостоятельный фонд. Доходная часть Пенсионного фонда пополнялась из следующих основных источников: страховые взносы предприятий и организаций; страховые взносы граждан, которые вели индивидуальную трудовую деятельность, в том числе фермеров; страховые взносы работающих граждан; ассигнования из госбюджета СССР.

Страховой тариф на 1991 год был установлен в следующих размерах: предприятия и организации уплачивали 26 % от начисленной оплаты труда (общественные организации инвалидов и пенсионеров, их предприятия, учреждения, объединения и учебные заведения были освобождены от уплаты страховых взносов); граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, – 5 % от дохода; работающие граждане – 1 % от заработка [7].

С 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования. Основанием его образования и дальнейшего функционирования выступило Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 [8].

В Указе было определено, что ФСС – это самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение Российской Федерации. Было установлено, что денежные средства Фонда не являются частью бюджетов Российской Федерации, не входят в состав других фондов и не могут быть изъяты.

Постановлением ВС РФ «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2126-1 на 1992 год был установлен страховой тариф взносов в ФСС для предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности в размере 5,4 % от начисленной оплаты труда по всем основаниям [9].

Следующий закон, который вступил в действие – это Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 [10].

Источником формирования бюджета Фонда занятости являлся страховой тариф в размере 2 % по отношению к начисленной оплате труда.

На основании Постановления Верховного Совета РФ № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24 февраля 1993 года был создан ФОМС [11].

Наполнение бюджета ФОМС происходило за счет страховых взносов работодателей за работающее население 3,6 % от фонда оплаты труда: 3,4 % зачислялось в территориальный фонд, а 0,2 % в федеральный фонд.

Институциональная структура формируемого социального страхования соответствовала страховым принципам, поскольку каждому из фондов были свойственны главные характеристики институтов социального страхования, зафиксированные международно-правовыми нормами. Их средства, составляя собственность Российской Федерации, не были консолидированы в бюджете страны, не подлежали изъятию, а имели строго целевое назначение, определяемое назначением социального страхования [2].

Средства, сосредоточенные в большинстве централизованных внебюджетных фондов, обеспечивают финансовую гарантию конституционных прав граждан России в отношении социальной защиты при наступлении старости, в случаях болезни, неблагоприятного социального и экономического положения отдельных групп населения [12].

До 1 января 2001 года на территории Российской Федерации в целях финансового обеспечения системы обязательного социального страхования взимались страховые взносы, уплачиваемые в ГВФ, ставки по которым ежегодно пересматривались путем принятия отдельных федеральных законов [13]. С 2001 года эта система финансового обеспечения обязательного социального страхования претерпела коренные изменения.

С вступлением в силу с 1 января 2001 года второй части НК РФ страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ и фонды ОМС были консолидированы в составе единого социального налога (далее – ЕСН). Причем, с течением времени, порядок его взимания существенным образом менялся.

ЕСН был призван заменить собой страховые взносы в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС, за исключением Государственного фонда занятости РФ, который с 1 января 2001 года был ликвидирован [12].

Введение ЕСН, администрирование которого возлагалось на налоговые органы, оправдывалось необходимостью повысить собираемость страховых взносов, усилить контроль их уплаты, упростить и удешевить механизм социального страхования. На тот период, финансирование социального страхования за счет страховых взносов не обеспечивало его высокую результативность: автономность каждого из фондов при осуществлении контроля за исчислением и уплатой соответствующих платежей, административная нагрузка, ложившаяся на плательщиков, безусловно, не могли не отразиться на уровне поступлений. Да и сами страховые взносы, хотя и рассматривались в качестве «особых обязательных платежей» [14], имели весьма схожий с налоговыми взиманиями режим регулирования [2].

В первый год существования ЕСН подлежал зачислению по установленным ставкам в государственные внебюджетные фонды (федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). С 2002 года налогоплательщики стали перечислять часть ЕСН в виде страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, а оставшаяся часть, которая шла на финансирование пенсионного обеспечения, стала направляться в федеральный бюджет.

Применялась регрессивная шкала ставок ЕСН, чем выше заработная плата, тем больше начислялся ЕСН.

С 1 января 2010 года ст. 24 «Единый социальный налог» НК РФ была отменена, ЕСН опять был заменен страховыми взносами.

Решение о возвращении к ранее действовавшей системе в первую очередь было обусловлено особенностями правовой природы страховых взносов в государственные пенсионные фонды [13].

Также с 1 января 2010 года в юридическую силу вступил Федеральный закон № 212-ФЗ. Данный закон регулировал отношения по исчислению и уплате (перечислению) страховых взносов в ГВФ, а также отношения, связанные с осуще­ствлением контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечением к ответственности за нарушение национального законодательства о страховых взносах [15].

Важно отметить, что внутреннее строение Закона № 212-ФЗ концептуально не отличалось от структуры НК РФ:

  • законодателем были заменены некоторые понятия (к примеру, «налогоплательщик» в «страхователя», «налоговые ставки» в «страховой тариф»), в то же время в юридическом составе страховых взносов, как и налогов, можно было проследить обязательные и факультативные элементы;
  • в целом права страхователей соответствовали правам налогоплательщиков, а права органов контроля за уплатой страховых взносов были схожи с правами налоговых органов;
  • составы нарушения законодательства РФ о страховых взносах также были перенесены из НК РФ.

Таким образом, разделяя страховые взносы в ГВФ и налоги, законодатель все-таки для построения страхового законодательства использовал концепцию аналогичную построению НК РФ. То есть по сути нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ГВФ, фактически были перенесены законодателем из НК РФ в страховое законодательство и, как было показано выше – у законодательства о страховых взносах было больше общего с налоговым, нежели со страховым законодательством.

В начале 2016 года Президентом РФ Правительству РФ было поручено разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам [16]. Выполняя поручение Президента РФ, законодателями были приняты три закона: одним [17, 21] из них в НК РФ была введена новая глава о страховых взносах, вторым [18] отменено действие Закона № 212-ФЗ, третьим [19] нормативно оформлена передача функций администрирования страховых взносов налоговым органам.

Тем самым, с 1 января 2017 года НК РФ пополнился новой главой 34 «Страховые взносы», в которую перешли ключевые положения Закона № 212-ФЗ. В эту главу вошли статьи 419…432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года стали распространяться и на страховые взносы, что предусмотрено в Законе № 243-ФЗ.

В главе 34 «Страховые взносы» НК РФ установлены:

  • объект и база обложения страховыми взносами;
  • суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами;
  • тарифы (включая пониженные);
  • сроки представления отчетности;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Также в НК РФ предусматривается возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ (оплата больничных листов работников) в счет уплаты страховых взносов.

Многие эксперты отмечают, что глава 34 НК РФ во многом «дублирует» «старый» закон [20].

В 2017 году сохранилась общая нагрузка по страховым взносам – 30 %.

Теперь к страховым взносам при проверках применяются положения НК РФ, установлен лимит для суточных и ряд других. Увеличение размера тарифа в главе 34 НК РФ «Страховые взносы» предусмотрено с 2019 г. до 34 %. Будут, как и прежде, ежегодно меняться предельные базы для начислений.

С 1 января 2017 года начали действовать изменения, внесенные и в другие законы:

  • поправки в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ;
  • поправки в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Кроме того, приняты поправки и в другие законодательные акты, в том числе в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 250-ФЗ функция администрирования страховых взносов была передана в налоговые органы. Начиная с 2017 года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок осуществляют налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть НК РФ (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Вопросы, связанные с работой с неплательщиками, взысканием страховых взносов, осуществлением зачетов и возвратов переплаты по ним, а также другие, касающиеся администрирования страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, подпадают под регулирование положениями части первой НК РФ. Эти дополнения внесены, например, в ст. 46, 78 НК РФ.

Следует отметить, что передача страховых взносов на администрирование налоговым органам не является возвратом к ЕСН, это, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации.

Список литературы

  1. Устинова Н. С. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды как инструменты государственной социальной политики // Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата. – 2016. – № 1 (40). – С. 134 – 137.
  2. Рощепко Н. В. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании социально-страховых отношений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Рощепко Наталья Владимировна; Место защиты: [Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики]. – Ярославль, 2016. – 286 с.
  3. Рекомендация № 67 Международной организации труда «Об обеспечении дохода». Принята в г. Филадельфии 12 мая 1944 г. на 26-ой сессии Генеральной конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 591–612.
  4. Мантурова Т. А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2016. – № 1 (34). – С. 22–30.
  5. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 № 1734-1 (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 46. – Ст. 1543.
  6. Постановление ВС РСФСР «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22.12.1990 № 442-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – № 30. – Ст. 415.
  7. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 351.
  8. Постановление Совмина РСФСР № 600, Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР № 9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25.12.1990 (ред. от 26.10.1993) // СП РСФСР. – 1990. – № 5. – Ст. 63.
  9. Постановление ВС РФ «О страховом тарифе взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2126-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 6. – Ст. 236.
  10. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
  11. Постановление ВС РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» от 24.02.1993 № 4543-1 (ред. от 24.03.2001) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 17. – Ст. 591.
  12. Филипповская О. В. Эволюция страховых взносов государственных внебюджетных фондов России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 3 (13). – С. 112–116.
  13. Якубов Т. А. Финансово-правовое регулирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.04 / Якубов Тимур Амирович; Место защиты : [Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)]. – Москва, 2016. – 187 с.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1242; Определение Конституционного Суда РФ от 26 ноября 1998 г. № 144-О // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 49. – Ст. 6103.
  15. Покачалова Е. В., Бит–Шабо И. В. Историко-правовые особенности становления системы функционирования государственных социальных внебюджетных фондов // Вопросы экономики и права. – 2015. – №80. – С. 35–42.
  16. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» от 15.01.2016 № 13 // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 3. – Ст. 474.
  17. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4176.
  18. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 250-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4183.
  19. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 46 и 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 № 346-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 27 (часть II). – Ст. 4279.
  20. Фахретдинова Э. Л., Катермина В. В. Что ждет плательщиков страховых взносов в 2017 году? // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9-5. – С. 194–195.
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
  22. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. –1998. – № 31. – Ст. 3823.
  23. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.
  24. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.
  25. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.
  26. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 30. – Ст. 3738.

Материал поступил в редакцию 24.04.2017
© Саная Г. З., 2017