Разработка методов оптимизации производственных процессов заготовки и реализации картофеля

Авторы: Дидманидзе Отари Назирович, Плужникова Виктория Александровна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,31

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Дидманидзе О. Н., Плужникова В. А. Разработка методов оптимизации производственных процессов заготовки и реализации картофеля // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 5-9.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы ресурсосбережения взаимосвязанных производственных процессов заготовки, хранения и реализации картофеля. Проанализированы методы оптимизации и организации данных процессов. Выявлена и обоснована экономическая эффективность производства и реализации картофеля.

Картофель – наиважнейшая культура, которая занимает приблизительно 10 % сельскохозяйственных угодий только в Московской области. На сегодняшний день, заготовка картофеля является актуальной проблемой для всего населения страны.

Заготовка картофеля для населения мегаполисов уже становится проблемой государственного масштаба. На одного человека в год необходимо заготовить не менее 100 кг картофеля. Таким образом, необходимо выполнить масштабный объем работ в достаточно короткий временной срок, несмотря на нестабильную погоду в осенний период. Что касается Москвы и Московской области, где работы по заготовке и хранению отличаются особой напряженностью по причине большой концентрации населения, а также его снабжением картофелем в течение всего года, стоит отметить, что все операции по уборке, сортированию, транспортировке и хранению ведутся не только на ее территории, но и на близлежащих. Одновременное участие существенных масс людей и различной техники в заготовке картофеля несказанно усложняет решение организационных задач.

Все это указывает на необходимость такой организации труда, при которой технологический процесс по заготовке картофеля был бы отточен. Чтобы все звенья технологической линии заготовки картофеля, включая уборочные машины, сортировальные пункты, овощные базы и торговые точки работали без перебоев по поточному принципу [1].

Для более существенной оптимизации процессов по заготовке и реализации картофеля следует учитывать всесторонние процессы производства к которым относятся как первичная стадия процесса в виде технологических схем уборки, так и последующие стадии обработки, а также правильно установленный режим торговли [2].

Основополагающим для производственного процесса по заготовке и реализации картофеля является качественный сбор урожая и его правильное хранение. Эффективнее всего, для решения данной проблемы, будет применение многоуровнего системного подхода, основанного на первоначальной комплектации машинно-тракторных агрегатов и решении задачи по потребной вместимости овощной базы и режима ее работы. Для корректной оптимизации такого подхода следует учесть суммарную сезонную потребность населения округа в картофеле, которую можно вычислить, учитывая среднюю дневную (суточную) потребность, продолжительность сезона снабжения населения овощами и количество населения. Данные показатели будут учитываться для расчета потребной суммарной вместимости овощных баз для округа, что будет способствовать оптимизации режима работы каждой базы [3].

Условия работы транспортных средств для уборки картофеля отличаются большим разнообразием. Учитывая этот факт, практически невозможно охватить сочетания типов транспортных и уборочных агрегатов и условий их работы в первичной табличной форме [4]. В связи с этим, наиболее оптимальным вариантом решения будет более обобщенное графо-аналитическое решение на основании расчета потребного количества транспортных средств на один картофелеуборочный агрегат. Полученные после этого результаты могут быть применены на любое иное количество картофелеуборочных агрегатов.

Посты приемки также играют не маленькую роль в общепроизводственном процессе. На небольших базах обычно имеется только один пост для приемки, что значительно упрощает решение задачи по оптимизации погрузки, разгрузки и сортировки картофеля. Что касается баз с намного большей вместимостью урожая, здесь следует применить схему с системой массового обслуживания, которая включает большее количество приемных постов. При этом следует учесть большое количество прибывающих транспортных средств, так как если пост занят, то последующие транспортные средства вынуждены ожидать, что значительно снижает скорость работы базы.

Решением данной проблемы будет применение схемы разомкнутой системы массового обслуживания представлена на рис. 1 [5-7].

 Система массового обслуживания

Рис. 1. Схема разомкнутой системы массового обслуживания

 

Задачей данной схемы является обоснование оптимального соотношения по количеству прибывающих транспортных средств и разгрузочных постов базы, учитывая интенсивность их работы.

Процесс приема и разгрузки картофеля проводятся сравнительно редко с интервалами и являются разовыми операциями, в связи с этим они не требуют углубленных самостоятельных научных исследований.

Очень важным является процесс продажи картофеля населению, из чего следует большая напряженность реализации данного процесса. Для исключения больших очередей у прилавков продажи следует установить оптимальное количественное соотношение между торговыми точками и потоком покупателей. Сложность решения данной задачи заключается в неравномерном посещении магазинов покупателями через случайные промежутки времени.

Наиболее эффективным решением будет применение теории массового обслуживания покупателей [2], с учетом возможного времени ожидания и неких обстоятельств, при которых покупатель может не становиться в очередь и покидает магазин [8]. В таком случае следует рассматривать систему массового обслуживания, которая аналогична приведенной схеме на рис. 1. Отличие будет состоять лишь в том, что количество мест в очереди ограничивается не только имеющимися торговыми площадями, но и временем ожидания покупателя в очереди. Как для торговли, так и для самих покупателей выгодно, чтобы длина очередей и продолжительность ожидания в очереди не выходили за допустимые рамки. В противном случае торговля теряет клиентов, а покупатель – личное время.

Исходя из этого, в первую очередь следует установить желаемые соотношения между интенсивностью потока покупателей и интенсивностью их обслуживания. Только после этого наиболее рациональным будет выполнить расчеты по критериям оптимизации режима торговли.

Для ускорения товарооборота предприятия необходимо повышение его ликвидности. В зависимости от скорости обращения товаров растет ликвидность организации. Скорость товарообмена равнозначно увеличению ресурсов (товарных и финансовых), которые дополнительно направляются на развитие торговли или в другие сферы деятельности. Следует отметить, что быстрая оборачиваемость товаров имеет как преимущества, так и недостатки [9]. Основными преимуществами быстрой оборачиваемости являются увеличение объемов продаж (т. к. покупатели получат возможность купить самые новые, высококачественные товары, которые продаются лучше и по более высоким ценам, чем залежные), уменьшение риска залеживания, порчи товара и снижения размера торговой надбавки (при быстрой продаже товаров нет необходимости применения скидок с цен, снижения товарных надбавок, а тем самым и уменьшения валовой прибыли), улучшение рабочего климата в коллективе, настроения торговых работников, увеличение свободных финансовых ресурсов (быстрая оборачиваемость сопровождается высвобождением денежных средств и возможностью закупки дополнительных обновленных, пользующихся спросом товаров, и что особенно важно в начале и в разгар сезона, когда товар можно продать по более высокой цене, с большей долей прибыли в ней).

Основу экономической эффективности для предприятий занимающиеся производством овощей составляют: повышение качества овощей, снижение потерь урожая, уменьшение затрат труда и повышение его уровня организации, а также других ресурсов. Суммарная эффективность складывается из получаемых на отдельных этапах оптимизации нужных слагаемых: правильное распределение состава уборочно-транспортных звеньев; организация режима работы сортировочных пунктов, состава необходимого количества переборщиков для удаления камней и примесей, режима работы баз для хранения урожая и торговли овощами, а также режима устранения отказов.

Список литературы

  1. Коренев Г. В., Гатаулина Г. Г., Зинченко А. И. и др. Интенсивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. – М. : Агропромиздат, 2008. – 301 с.
  2. Дидманидзе О. Н., Яремко Н. И., Смирнов С. А. Обеспечение эффективного функционирования рынка картофеля в условиях Москвы и Московской области. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2004. – 96 с.
  3. Измайлов А. Ю., Дидманидзе О. Н., Митягин Г. Е., Карев А. М. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 84 с.
  4. Кузнецов А. И., Спиридонов В. Т. Картофелеводство: Учебное пособие. – Чебоксары: ЧГСХА, 2008. – 180 с.
  5. Пуляев Н. Н., Сулейманов Н. Х. Обеспечение эффективности процессов по уборке фруктов. – М.: ООО «УМЦ «Триада», 2014. – 120 с.
  6. Дидманидзе О. Н., Зангиев А. А., Сулейманов Н. Х. Моделирование производственных процессов по уборке фруктов. – М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 1998. – 114 с.
  7. Скороходов А. Н., Дидманидзе О. Н. Вероятностная оценка взаимодействия звеньев технологического комплекса // Международный технико-экономический журнал. – 2012. ‑ № 1. – С. 54.
  8. Симаков Е. А., Анисимов Б. В. Картофелеводство в условиях меняющейся экономики России. // Картофель и овощи. – 2007. – № 8. – С. 2–3.
  9. Банникова Н. В., Тупынина Е. Г. Совершенствование взаимосвязей перерабатывающей промышленности с поставщиками картофеля. // Картофель и овощи. – 2008. – № 1. – С. 5.

Материал поступил в редакцию 05.04.2017
© Дидманидзе О. Н., Плужникова В. А., 2017