акция

Совершенствование организации финансового менеджмента малого предприятия

Авторы: Гараева Лиана Радиковна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 77-81

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Гараева Л. Р. Совершенствование организации финансового менеджмента малого предприятия // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 77-81.

Аннотация: В статье уточнено и обосновано значение категории «финансовый менеджмент», выявлены основные особенности финансового менеджмента малого предприятия, проблемы и возможные пути их решения

Конкурентоспособность малого предприятия в значительной мере зависит от эффективности ее финансового менеджмента. В условиях рыночной конкуренции на первый план выходит проблема совершенствования механизмов управления финансовыми средствами фирмы.

Определение финансового менеджмента достаточно серьезно варьируется у разных авторов. Рассмотрим основные определения финансового менеджмента.

Таблица 1

Определение понятия «финансовый менеджмент» в трактовке различных специалистов

Автор

Определение

И. Т. Балабанов [1, c. 27]

Финансовый менеджмент – это система рационального и эффективного использования капитала, его можно рассматривать как механизм управления движением финансовых ресурсов.

А. Н. Петрова [2, c. 32]

Финансовый менеджмент – это наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

М. Бергольд [3, c. 56]

Финансовый менеджмент – это наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной корпорации.

И. А. Бланк [4, c. 15]

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

А. А. Сейфетдинова [5, c. 285]

Финансовый менеджмент представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ресурсами предприятий для достижения стратегических целей и решения тактических задач.

А. Л. Надыршина [6, c. 110]

Финансовый менеджмент – это система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совершенствование финансовых отношений путем постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства.

Л. В. Эйхлер [7, c. 36]

Финансовый менеджмент – это управление финансами, т. е. управление денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий.

Л. Ю. Филобокова [8, c. 3]

Финансовый менеджмент представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов.

Г. Н. Ронова [9, c. 32]

Финансовый менеджмент – это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Таким образом, исходя из рассмотренных определений финансового менеджмента можно сделать два основных вывода:

  • финансовый менеджмент является частью управленческого процесса, происходящего на предприятии (организации);
  • финансовый менеджмент использует систему экономических отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности предприятия (включая его взаимоотношения с другими организациями).

Процесс управления финансами малого бизнеса представляет собой сложную систему мероприятий. Вопросы управления финансами малого бизнеса, являющегося частью хозяйственного механизма страны, занимают особое место в совокупности задач управления производством, поскольку характеризуются спецификой по отношению к крупному и среднему бизнесу [10, c. 32].

Главной особенностью финансового менеджмента в малом бизнесе является отсутствие субъекта с четко очерченным кругом должностных функций. Фактически в качестве финансового менеджера выступает владелец и, частично, бухгалтер. Уровень загруженности первого обычно не позволяет ему широко использовать инструментарий финансового менеджера, даже базовые функции прогнозирования и бюджетирования на малом предприятии не выполняются или выполняются с недостаточным вниманием и по необоснованным методикам. Особенно это касается малого бизнеса в производственной сфере, для которого отсутствие элементарного маркетингового плана и производственной программы приводит к снижению показателей ликвидности и деловой активности, делает бизнес стихийным и нестабильным [11, c. 98].

Для исследования проблем управления финансами организаций малого бизнеса нужно четко выделить критерии отличия. В табл. 2 представлены основные структурные параметры предприятий малого и крупного бизнеса, предложенные американскими исследователями У. Уокером и Дж. У. Петти [4, c. 260].

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных финансовых показателей предприятий малого и крупного бизнеса

Показатель

Среднее значение показателя

Предприятия малого бизнеса

Крупные предприятия

Коэффициент текущей ликвидности

2,00

2,77

Оборачиваемость дебиторской задолженности

7,04

6,40

Оборачиваемость запасов

8,47

5,31

Оборачиваемость основных активов

9,40

3,50

Чистая коммерческая маржа

10,91 %

9,20 %

Доля заемных средств в общей сумме пассивов

49,00 %

38,06 %

Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств

83,70 %

62,99 %

Вариация нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ)

+21,94 % от среднего уровня НРЭИ

±7,71 % от среднего уровня НРЭИ

Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов

2,9 %

40,52 %

Как видно из данных таблицы, малые предприятия менее ликвидны, чем крупные, поскольку у малых предприятий зачастую существуют трудности с наличием наиболее ликвидных активов, мало денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность, что также подтверждается более длительной оборачиваемостью активов. В то же время в структуре капитала предприятий малого бизнеса наблюдается высокая доля заемного капитала.

Соответственно уровень предпринимательского риска у малого предприятия значительно выше (почти в 3 раза), чем у крупного предприятия [8, c. 27].

Также к особенностям финансового менеджмента малого бизнеса можно отнести следующее:

1. Отсутствие функционального подразделения, руководящего финансами – функции финансового директора возлагаются на главного бухгалтера или руководителя.

2. Система финансового планирования является упрощенной и включает в себя только текущее и оперативное планирование.

3. Система бюджетирования в рамках финансового планирования составляет 3 блока: формирование финансовой структуры предприятия, разработка консолидированного бюджета и организация бюджетного управления.

Между тем управление финансами в разные периоды времени сопровождается различного рода проблемами. В процессе исследования были выявлен ряд современных проблем финансового менеджмента малого бизнеса [9, c. 39]:

  • недостаток собственных финансовых ресурсов;
  • сложность получения кредита в банке;
  • недостаточный уровень финансового менеджмента;
  • отсутствие заинтересованности банков и инвесторов в финансировании малых предприятий.

Кроме того, в современных рыночных условиях малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. И существенное преимущество на рынке небольшим компаниям может обеспечить именно рациональное управление финансами предприятия. Потому и возрастает роль финансового менеджмента, целями которого являются выработка и применение наиболее эффективных методов для достижения стратегических и тактических целей.

Специфика субъектов малого бизнеса определяется тем, что в ситуациях ограниченных возможностей привлечения заемного капитала и недостаточности собственного капитала становится необходимым обоснование финансовых решений в привлечении финансовых ресурсов. В нынешних условиях управление структурой капитала должно стать существенной частью финансовой политики малых организаций. Научно обоснованное применение финансовых методов управления собственным и заемным капиталом малых организаций, в соответствии с особенностями российской экономики способно обеспечить устойчивое развитие отечественных организаций малого бизнеса, их инновационную активность, выход на мировой рынок [6, c. 116].

В заключении можно сделать вывод о том, что:

1. Функции финансового менеджера на малом предприятии ложатся на руководителя предприятия, в структуре предприятия зачастую не предусмотрены отдельные финансовые службы.

2. Финансовый менеджмент малых предприятий, в первую очередь, направлен на максимализацию прибыли и достижение безубыточности производства.

3. Финансовый план в малом бизнесе состоит из тех же разделов, что и аналогичный документ крупной компании, но содержит меньше деталей и вспомогательных документов.

4. В малом бизнесе любое вложение средств является инвестициями и значительным событием. Поэтому должны быть точно рассчитаны предполагаемые доходы и расходы.

Список литературы

  1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 117 с.
  2. Петрова А. Н. Особенности финансового менеджмента малых предприятий // Экономические науки. – 2017. – № 58. – С. 32–39.
  3. Бергольд М. Финансовый анализ и планирование. – СПб : Питер, 2015. – 374 с.
  4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – М. : Ника-Центр, 2014. – 103 с.
  5. Сейфетдинова А. А. Особенности финансового менеджмента в деятельности малых предприятий // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 3. – С. 285–286.
  6. Надыршина А. Л. Развитие системы финансового менеджмента малых и средних предприятий // Финансовые исследования. – 2016. – № 1. – С. 110–122.
  7. Эйхлер Л. В. Финансовый менеджмент: актуальные вопросы управления финансами предприятий. – Омск : СибАДИ, 2016. – 154 с.
  8. Филобокова Л. Ю. Особенности методологии финансового менеджмента в малом предпринимательстве // Финансовый менеджмент. – 2015. – № 4. – С. 3–12.
  9. Ронова Г. Н. Финансовый менеджмент малого предприятия как составная часть управления предприятием // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 32–42.
  10. Стоянова Е. С. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе // Финансовый директор. – 2016. – № 11. – С. 32–39.
  11. Швед С. С., Коняхина А. Е. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве // Инновационная экономика. – 2015. – № 6. – С. 98–100.
  12. Гаврилова А. Н. Финансовый менеджмент. – М. : КноРус, 2015. – 432 c.

Материал поступил в редакцию 22.04.2017
© Гараева Л. Р., 2017