Совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с рейдерством

Наука без границ - Совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с рейдерством

Авторы: Абдуллаев Элвин Исмаилович

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 102-108

Объём: 0,49

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4 (9), апрель 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Абдуллаев Э. И. Совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с рейдерством // Наука без границ. - 2017. - № 4 (9). - С. 102-108.

Аннотация: Рассмотрена проблема рейдерства с точки зрения уголовного права. Автором говорится о необходимости совершенствования действующего уголовного законодательства в сфере борьбы с рейдерством.

Дискуссии о роли рейдерства в современной экономике, его влиянии на экономическую безопасность хозяйствующих субъектов, а также о различных формах государственного регулирования данных процессов сохраняют свою актуальность, прежде всего, в связи с тем, что в современных условиях рейдерство выступает инструментом неправомерного завладения собственностью и является самостоятельным видом противоправного бизнеса, разновидностью экономической преступности.

Незаконные захваты имущественных комплексов юридических лиц, получившие название рейдерство, представляют серьезную угрозу для неприкосновенности права собственности, которая гарантирована Конституцией РФ [1]. Имеются в виду не примитивные и традиционные способы получения чужого предприятия с применением насилия, в том числе через физическое устранение руководителей компаний. Противодействие таким явлениям было возможно с помощью средств уголовного закона. Современное рейдерство имеет иную форму – интеллектуальную, требующую более тщательного подхода к основаниям уголовной ответственности.

Недружественные поглощения (рейдерство) являются комплексной сферой деятельности, имеющей исторические корни, теоретическую основу и относительно небольшую законодательную и правоприменительную базу.

На данный момент гражданское и уголовное законодательство не регламентируют термин «рейдерство». Также в российском законодательстве отсутствует указание и на какие-либо специальные способы защиты от недружественного поглощения. Это объясняется, во-первых, относительной новизной отношений, связанных с защитой от недружественного поглощения, а во-вторых, тем, что в данных отношениях могут использоваться общегражданские способы защиты, которые урегулированы ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации [2].

Из-за отсутствия должного внимания в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) проблеме ответственности за рейдерство значительно снижается эффективность противодействия рейдерским захватам объектов, находящихся в чужой собственности, предприятий и принадлежащего им имущества. Данные обстоятельства препятствуют выработке целостных подходов к борьбе с захватами.

На сегодняшний день противодействие рейдерству сводится к применению тех уголовно-наказуемых действий, которые имеют место в процессе рейдерских операций [3].

Цели и задачи рейдерства постоянно меняются и приспосабливаются к существующим условиям, формируются новые виды рейдерства. В связи с чем необходимым является систематический анализ правовых и экономических механизмов, которые бы позволяли предотвращать рейдерство.

В целях противодействия рейдерству был принят ряд федеральных законов по внесению изменений в УК РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В целях ужесточения уголовной ответственности за рейдерские захваты Федеральным законом РФ от 30 октября 2009 № 241-ФЗ [4] в УК РФ были введены две новые статьи. Далее Федеральным законом от 01.07.2010 № 147-ФЗ уголовный закон был дополнен еще рядом составов [5].

До этого, незаконные захваты имущественных комплексов юридических лиц, которые влекли за собой отчуждение активов захваченного предприятия, как правило квалифицировались по статьям гл. 21 УК РФ в соответствии с совершенным видом хищения [6]. Но практика применения этих статей показала, что чаще всего возбуждение уголовных дел происходило уже после противозаконного отчуждения имущества. За это время лицами, осуществившими завладение имуществом, уже реализовывались похищенные активы.

Указанными нововведениями в УК РФ предусматривается уголовная ответственность за противоправные действия, совершаемые на начальных стадиях завладения имуществом юридических лиц.

Большая часть этих статей по своей конструкции являются формальными, то есть считаются оконченными с моменты совершения преступных деяний, которые предусмотрены диспозицией статей. То есть благодаря появлению новых статей в УК РФ у правоохранителей появилась возможность привлечения правонарушителей к уголовной ответственности уже на ранних стадиях рейдерского захвата. Это является существенным достоинством данных статей, так как при их отсутствии, работа по выявлению и раскрытию рассматриваемых преступлений начиналась или при осуществлении завладения, или после его проведения. А к тому времени, в большинстве случаев, преступниками уже было захвачено имущество предприятия и перепродано «добросовестным приобретателям».

Поэтому даже когда преступная деятельность и возбуждение уголовного дела успешно документировались, немедленное принятие мер к недопущению отчуждения имущества предприятия, которое является одной из важнейших задач расследования преступлений этой категории, становилось невозможным, так как имущество, подлежащее аресту, ставшее объектом преступного посягательства со стороны преступников, переходило в собственность так называемых «добросовестных приобретателей» [7].

Безусловно, указанные поправки являются своевременными и благодаря им перед правоохранительными органами открываются серьезные перспективы в борьбе с «рейдерскими захватами» именно на ранних стадиях их совершения. Данные изменения не только не устранили имеющиеся недостатки, но также породили среди ученых большие дискуссии и споры относительно их полноты и эффективности.

Также названные новые статьи УК РФ достаточно громоздки, излишне перегружены и имеют не совсем четкую формулировку. В связи с чем, возникает потребность в уяснении и толковании признаков этих составов преступлений, а также совершенствовании уголовно-правовых средств борьбы с рейдерством.

Также существует необходимость более полного урегулирования защиты от недружественного поглощения, вызванная спецификой этих общественных отношений.

Можно выделить несколько возможных направлений совершенствования уголовно-правового противодействия рейдерству:

  • введение самостоятельной статьи, которая предусматривала бы ответственность за рейдерство;
  • усиление уголовной ответственности за рейдерство;
  • установление уголовной ответственности за отдельные общественно опасные деяния, связанные с рейдерством, которые способны пресекать данные деяния на ранних стадиях.

Сторонниками первого направления предлагается внести в Особенную часть УК РФ специальную норму за «рейдерство», или дополнить ч. 1 ст. 63 УК РФ пунктом, отягчающим наказание при «рейдерстве».

Попытка введения самостоятельной статьи, которая предусматривала бы ответственность за криминальное установление контроля, предпринималась В. Константиновым. Им было предложено ввести в раздел IX УК РФ статью: «Экономическое пиратство (рейдерство)». Целесообразным включение в УК РФ самостоятельного состава преступления «Рейдерство» считает и Е. С. Виноградова, что, по ее мнению, облегчит: выявление, квалификацию и возбуждение уголовного дела по данному преступлению; позволит проще расследовать уголовное дело; контролировать и накапливать статистические данные по рассматриваемым деяниям [8].

Но идея введения в состав УК РФ самостоятельной статьи, которая бы предусматривала ответственность за рейдерство, не может быть поддержана. Объяснить это можно рядом следующих факторов.

Во-первых, важной характеристикой современной экономической преступности является ее высокая мобильность, с каждым годом возникают все более новые и совершенные, интеллектуальные способы захвата управления в хозяйствующем субъекте, без применения силовых методов. Поэтому разработать стандартную уголовно-правовую норму, которая бы отвечала требованиям различных временных периодов в борьбе с рейдерскими захватами, достаточно трудно.

Во-вторых, введение самостоятельной статьи, предусматривающей ответственность за рейдерство, является проблематичным по причине того, что деяния, связанные с завладением собственности предприятий, разнообразны и могут быть как экономической направленности (различные махинации с акциями, нацеленные на получение контрольного пакета акций и т. п.), так и включать деяния общеуголовного плана (например, принуждение к совершению сделки, применение силы и т. п.).

В-третьих, рейдерские действия посягают одновременно на несколько объектов. Данное обстоятельство формирует проблему определения положения возможной статьи в структуре современного действующего УК РФ.

В-четвертых, криминальное рейдерство практически всегда включает в себя комплекс действий. На сегодняшний день каждая из стадий рейдерского захвата соотносится с деянием, ответственность за которое уже предусмотрена статьей, имеющейся в УК РФ. По этой причине необходимость объединения существующих норм в единую отсутствует. Целесообразным является формирование в уголовном законе группы норм, которые устанавливают ответственность за нелегальный передел собственности.

Существуют мнения о том, что нет необходимости принимать дополнительную статью в Особенной части или вносить пункт в Общую часть УК РФ, так как рейдерству в полной мере можно противодействовать имеющимися уголовно-правовыми средствами.

Следует согласиться с тем, что, говоря о рейдерстве, следует выделять не силовой, а конкретно криминальный захват, который основан на незаконных технологиях при нарушении ст. 159, 170, 171, 174, 174.1, 195, 196, 197, 202, 204, 285, 286, 290…292, ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 327 и ст. 330 УК РФ. В целом, противодействия рейдерству и наказания за него касаются порядка 35 статей УК РФ, но в случае отсутствия явных нарушений закона (к примеру, при хищении учредительных документов и печати и т. п.) дело соотносится с гражданским, торговым оборотом. Помимо этого, рейдерство зачастую сопровождается совершением преступлений против личности, собственности, правосудия, порядка управления и др. В связи с этим при квалификации действий лиц, участвующих в рейдерской деятельности, могут быть применены нормы, которые предусмотрены ст. 105, 111, 112, 115, 116, 127, 160…163, 165, 167, 168, 201, 210, 213, 303, 312 УК РФ.

Тем самым в современных условиях уголовно-правовое регулирование противодействия рейдерству является неэффективным по причине того, что УК РФ не охватывается весь спектр деяний, с помощью которых осуществляются рейдерские захваты, но и из-за недостаточной адаптированности норм уголовного закона к специфике рассматриваемой категории преступлений.

Серьезным недостатком, который препятствует эффективной уголовно-правовой борьбе с рейдерством, является отсутствие в УК РФ статей, непосредственно направленных на борьбу с рейдерскими захватами объектов чужой собственности, предприятий и их имущества. Поэтому, как правило, на практике такие действия квалифицируются по статьям, которые предусматривают ответственность за самоуправство (ст. 330), мошенничество (ст. 159), организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210), вымогательство (ст. 163), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179).

В рамках данного подхода рейдерские действия квалифицируется не точно, что снижает эффективность противодействия криминальной рейдерской деятельности.

Предложения по усилению уголовной ответственности за изучаемые преступные деяния вносились депутатами Государственной Думы РФ и другими органами, ими предпринимались попытки подготовить соответствующие законопроекты.

В связи с тем, что в гражданском и уголовном законодательстве отсутствует определение рейдерства, для усиления такой ответственности было предложено внести изменения в ст. 63 УК РФ, предусматривающую перечень отягчающих обстоятельств [9].

Наряду с этим, законопроектом было предложено дополнить УК РФ ст. 159.1, предусматривающей ответственность за мошенничество, целью совершения которого является присвоение имущества юридического лица или полномочий исполнительного органа юридического лица. Кроме того, в УК РФ предлагалось ввести ст. 165.1, раскрывающую состав преступления по причинению имущественного ущерба юридическому лицу путем обмана или злоупотребления доверием.

В отзыве Верховного Суда РФ на рассматриваемый и другие аналогичные законопроекты отмечено, что в законодательстве нет определения понятий «рейдерство» или «недружественное поглощение» и данное явление не регулируется никакими специальными нормами. С целью установления наличия или отсутствия общественной опасности в поведении хозяйствующих субъектов и (или) их представителей при «рейдерстве» необходимо в первую очередь нормативно закрепить разрешения и запреты в гражданском и корпоративном законодательстве.

Проведя анализ ст. 60, 61, 63 УК РФ, Верховный Суд РФ определил, что «смягчающие и отягчающие обстоятельства имеют общий характер и могут быть присущи многим лицам, виновным в совершении преступлений, а также многим составам преступлений, содержащимся в Особенной части УК РФ» [10]. По мнению Верховного Суда РФ, п. «о», которым планировалось дополнить ч. 1 ст. 63 УК РФ не отвечает данным критериям. А также, незаконное приобретение права владения, пользования, распоряжения имуществом при определенных обстоятельствах должно самостоятельно квалифицироваться по одной из статей УК РФ.

Учитывая отмеченное и другие обстоятельства Верховный Суд РФ не поддержал проект Федерального закона.

Проведенный анализ изменений, внесенных в последние годы в российское уголовное законодательство позволяет заключить, что основным направлением в решении проблемных вопросов является попытка сформировать нормы, которые бы позволили криминализировать эпизоды преступной деятельности, но они при этом остаются усеченными.

Рост количественных и качественных показателей преступности является свидетельством необходимости совершенствования уголовно-правовых мер, направленных на противодействие рейдерским захватам.

Учитывая распространение рейдерства, как вида преступного посягательства, государству совместно с научным сообществом следует определить понятийный аппарат в сфере борьбы с ним, чему будет содействовать закрепление в УК РФ понятия «рейдерство». Уточнение определения данного понятия требуется для четкой фиксации его объема и содержания.

В целом, для совершенствования правовой системы и законодательства в области противодействия рейдерству требуется комплексное планирование законотворческих работ, внесение изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, АПК РФ, а также необходимым является совершенствование системы правоохранительных органов, органов государственного управления и мер по борьбе с коррупцией.

Таким образом, до тех пор, пока не будет разработана более четкая уголовно-правовая позиция по пресечению и борьбе с нарушениями корпоративного законодательства, следственные ситуации, которые возникают при производстве по уголовным делам о криминальном рейдерстве, будут также оставаться в категории особо сложных и создавать угрозу отправлению правосудия в отношении лиц, совершающих преступную деятельность в сфере функционирования юридических лиц.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Борисова Е. В. Защита от рейдерства в системе финансового контроля предприятия // вестник экономической безопасности. – 2015. – №5. – С. 20.
  4. Федеральный закон от 30.10.2009 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 44. – Ст. 5170.
  5. Федеральный закон от 01.07.2010 № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 27. – Ст. 3431.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  7. Исаев О. Ю. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с противоправным установлением контроля над активами и управлением предприятия : дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.08 / Исаев Олег Юрьевич; Место защиты: [Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России]. – Москва, 2014. – 412 с.
  8. Виноградова Е. С. Правовые вопросы противодействия рейдерским захватам // Юрист. – 2011. – № 12. – С. 10–20.
  9. Проект Федерального закона № 34330-5 «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС КонсультантПлюс.
  10. Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 30.11.2007 № 2/общ-790 «На проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Материал поступил в редакцию 24.04.2017
© Абдуллаев Э.И., 2017