акция

Правотворческая деятельность органов местного самоуправления как одна из форм осуществления деятельности

Авторы: Джунусова Динара Абдалимовна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 91-94

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (10), май 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Джунусова Д. А. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления как одна из форм осуществления деятельности // Наука без границ. - 2017. - № 5 (10). - С. 91-94.

Аннотация: В статье проанализированы формы осуществления деятельности органов местного самоуправления, в частности правотворческая деятельность. Рассмотрены различные правовые формы осуществления функций органами местного самоуправления. Дана характеристика структурных элементов правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Обозначены наиболее сущностные стороны правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Выявлены структурные элементы правотворческой деятельности органов местного самоуправления.

В условиях развития общественных отношений эффективность управления общественными процессами во многом обусловлена качеством нормативного регулирования данных отношений.

В современных условиях Кыргызской государственности правовым формам регулирования общественных отношений отдается большое предпочтение, поскольку «Кыргызская Республика является суверенным демократическими правовым, светским унитарным социальным государством» [1, с. 1].

Органы местного самоуправления являются наиболее молодым институтом, который возник после приобретения суверенитета и независимости Кыргызской Республики.

Вся деятельность органов местного самоуправления осуществляется, как известно, в различных формах – организационных, правовых, идеологических, материально-технических и т. д. Однако функции и компетенции органов местного самоуправления наиболее полно реализуются в правовых формах деятельности.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • во-первых, потому что в правовых формах наиболее выразительно проявляются публично-властные полномочия органов местного самоуправления;
  • во-вторых, посредством правовых форм деятельности органы местного самоуправления наиболее активно воздействуют на развитие и упорядочение общественных отношений, обеспечивают соблюдение режима законности.

Под правовыми формами деятельности органов в юридической литературе понимают однородную по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность всех, многих или нескольких органов государства по организации общественных отношений с помощью совершения правовых актов [2, с. 86].

Вместе с тем в предметном перечне правовых форм деятельности полного единства мнений среди правоведов не достигнуто. Например, Н. Г. Александров выделяет нормотворческую, правоприменительную и правоохранительную формы деятельности [3, с. 73]. Перечисленные формы А. В. Мицкевич дополняет надзором и контролем за исполнением права [4, с. 75].

Р. С. Павловский отмечает, что в процессе реализации законодательства местные Советы используют такие правовые формы деятельности, как правотворчество, применение правовых норм, заключение гражданско-правовых договоров и соглашений административного характера, а также совершение юридически значимых действий (регистрация браков, нотариальные действия и т. д.) [5, с. 129].

Имеются и другие точки зрения, однако в данном случае практическое значение приобретает вопрос о выявлении принципиальных отличий между правовыми формами деятельности местных органов. Можно было бы продолжить перечень существующих точек зрения, который свидетельствует о наличии у правоведов принципиальных различий во взглядах на правовые формы деятельности местных органов.

Нет сомнений в том, что такая правовая форма деятельности, как правотворчество, существенно отличается от других, поскольку в процессе ее осуществления создается основа для деятельности государственных, муниципальных общественных организаций, граждан, а также для осуществления других правовых форм. Иначе обстоит дело с такими приводимыми в литературе и существующими на практике правовыми формами, как правоприменение, правоисполнение, правоохранение, контроль и надзор за исполнением права.

Названные выше формы отличаются друг от друга так (по предметам ведения, способами и приемам осуществления и пр.), как отличаются они в своей совокупности от правотворчества. Если в процессе правотворчества создается правовая основа и нормативная база, то в ходе осуществления других правовых форм нормативные акты и нормы права реализуются в конкретных ситуациях, правоотношениях.

Так, например, правоприменение носит ярко выраженный индивидуальный характер, правоохранение связано с применением административных, уголовно-правовых и гражданско-правовых санкций. Контроль и надзор за исполнением права направлен на строгое поддержание в обществе режима законности и устранение допущенных отклонений от этого конституционного принципа.

Однако, несмотря на индивидуальные особенности этих форм, они имеют одну общую, характерную для них черту – в ходе их осуществления установленные государством нормы права реализуются применительно к конкретным обстоятельствам, фактам, субъектам. Иначе говоря, налицо применение норм права в различных вариантах и формах.

В этой связи вполне убедительной и достаточно аргументированной представляется позиция В. М. Горшенева, который все правовые формы деятельности государственных органов объединяет в две главные: а) деятельность, вносящая изменения в действующую систему норм права и порождающая новые формы права и б) деятельность по применению действующих норм права и тем самым порождающая, изменяющая или прекращающая конкретные правоотношения.

Таким образом, к одной правовой форме деятельности В. М. Горшенев относит правотворчество, а ко второй – правоприменение. К правоприменительной деятельности здесь относятся все другие формы, не охватываемые правотворческими полномочиями [6, с. 127]. Применительно к деятельности местных Кенешей необходимы некоторые уточнения и дополнения.

Анализ действующего законодательства, практики его применения свидетельствует о том, что все многообразные действия органов местного самоуправления, связанные с правом, составляют две самостоятельные группы. К одной из них относятся действия, в результате которых принимают и издают решения и распоряжения. К другой группе – действия, не связанные с принятием и изданием правовых актов.

Все эти действия порождают правовые последствия и приобретают персонифицированный характер для конкретных субъектов: с момента совершения этих действий для субъектов наступают реальные возможности использования своих прав и, в свою очередь, на них возлагаются вытекающие из этих прав обязанности. Эту группу действий также следует включить в сферу одной из основных правовых форм деятельности, а именно деятельности по применению действующих норм права, в результате которой порождаются, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения, именуемой правоприменительной [7, с. 8].

Таким образом, в правовой деятельности местных органов самоуправления усматриваются два направления, имеющие самостоятельные предметы ведения. Это — принятие актов, в которых в соответствии с местными особенностями и потребностями конкретизируются, детализируются и развиваются нормы действующего законодательства – правотворчество и принятие актов, посредством которых нормы действующего законодательства применяются к конкретным, обозначенным нормой права правоотношениям обстоятельствам, фактам правоприменения.

Издание норм другими субъектами правотворчества, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов. К последнему виду правотворчества относится правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество (правотворчество предприятий, учреждений и организаций), правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов) [8, с. 4]. Для данного вида правотворчества характерны такие формы правотворчества как принятие нормативных правовых актов, заключение договоров и соглашений.

Под правотворческой деятельностью местных органов некоторые авторы понимают действие этих органов по реализации стоящих перед ними задач путем принятия определенных юридических актов (решений), содержащих в себе правовые нормы или конкретно определенные предписания.

По мнению автора, данное определение не в полной мере отражает содержание правотворческой деятельности. Оно содержит три момента:

  1. совершение действий, связанных с реализацией стоящих перед указанными органами задач;
  2. направленность этих действий — принятие определенных юридических актов (решений);
  3. наличие в этих актах правовых норм или конкретно-определенных предписаний.

С учетом этих положений данное определение в равной степени применимо и к определению правоприменительной деятельности.

Правотворческая деятельность местных органов, как и любая деятельность государственных органов, имеет присущие лишь ей признаки, черты, конкретные цели. Ее сущность проявляется в способности местных органов в пределах предоставленных им полномочий выражать в актах волю всего населения либо его потребности путем установления норм права, по своим свойствам и значению относящихся к источникам права.

Таким образом, для правотворчества органом местного самоуправления характерны следующие основные черты и признаки:

  • подзаконность;
  • публично-властность;
  • локальность установления правовых норм;
  • делегированность.

Список литературы

  1. Кыргызская Республика. Законы. Конституция Кыргызской Республики: федер. закон : [принят референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г.]. – Режим доступа: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30778565.
  2. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. – 1956. – № 3. – 86 c.
  3. Александров Я. Г. Сущность, типы и формы права. – М. : Юрид. лит., 1968.
  4. Мицкевич А. В. Характерные черты правотворчества в советском обществе./А.В. Мицкевич. Колл. авторов. – М. : Юрид. лит. 1974. – 75 с.
  5. Павловский Р. С. Конституционные основы деятельности местных Советов народных депутатов. – Харьков : Изд-во Вища школа, 1979. – 129 с.
  6. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. – М. : Юрид. лит., 1972. – 123 с.
  7. Рудоквас А. С. Нормотворческая деятельность исполкомов местных Советов. – Киев, 1986. – 8 с.
  8. Эгембердиева Н. А. Формы осуществления функций государства // Автореферат дисс… канд. юрид. наук. – Б. , 2012.

 

Материал поступил в редакцию 18.05.2017
© Джунусова Д. А., 2017