Представление студентов педагогических специальностей о педагоге учреждения дошкольного образования

Наука без границ - Представление студентов педагогических специальностей о педагоге учреждения дошкольного образования

Авторы: Лобко Виктория Михайловна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 128-133

Объём: 0,40

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (10), май 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Лобко В. М. Представление студентов педагогических специальностей о педагоге учреждения дошкольного образования // Наука без границ. - 2017. - № 5 (10). - С. 128-133.

Аннотация: В статье содержится анализ дошкольного образования, выявлены параметры и проведен анализ собранных анкет статистических данных в области психологии. Выявлена роль педагога в учреждении дошкольного образования. Определены ключевые понятия работы, сравнивается представление будущих педагогов учреждения дошкольного образования о своей профессии, в заключение показано, какой должен быть педагог.

В рамках освещения вопроса, касающегося представлений студентов педагогических специальностей о педагоге учреждения дошкольного образования, нам представляется целесообразным в первую очередь рассмотреть сущность самого понятия «представление».

Согласно определению Ю. В. Щербатых, представление – это «процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека» [1, с. 33]. А. Г. Маклаков представлением называет «психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта» [2, с. 36].

В качестве первостепенных функций представлений В. Г. Крысько выделяет следующие:

  • сигнальная (представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности);
  • регулирующая (отбор необходимых данных о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности);
  • настроенческая (зависимость специфики деятельности человека от характера отражения воздействий внешнего мира) [3].

По мнению С. Ф. Фроловой, образы представления могут провоцировать целостные переживания, имеющие когнитивную, эмоциональную и конативную стороны. Они характеризуются содержанием, формой, перцептивными модальностями, эмоциональной заряженностью, силой переживания, субъективной значимостью. Образ может быть приятен или неприятен и вызывать различные чувства. Сила переживания может варьироваться от образа к образу и субъективно оцениваться личностью. Продолжительно значимое переживание, вызываемое образом, может давать ощущение прилива сил. В этой связи образ представления можно определить, что важно, как один из энергетических источников психики человека, способный принимать активное участие в регуляции его состояния и деятельности [4].

Дошкольное образование – это начальная ступень общего образования, которая закладывает фундамент для интеллектуального и личностного становления и развития ребенка [5]. Поэтому личность педагога учреждения дошкольного образования чрезвычайно важна, ведь именно он несет значительную долю ответственности за успешность этого развития. В этой связи нельзя не вспомнить следующие слова Ж.-Ж. Руссо: «Создавая человека нужно самому быть больше, чем человек» [6, с. 13].

Впервые о требованиях к воспитателю стал упоминать в своих работах английский философ и мыслитель 17 века Дж. Локк, который настаивал, что «сам воспитатель должен быть хорошо воспитан, знать правила обхождения и формы вежливости; он должен быть высоконравственным, знать свет, обычаи, нравы, недостатки своего времени, своей страны, иметь огромный жизненный опыт, изучать детские склонности и на основании этого выбирать методы воздействия на ребенка» [7, с. 63].

Выдающийся чешский педагог 17 века Я. А. Коменский, излагая свое видение процессов обучения и воспитания, деятельности учителя/воспитателя отводил особую роль как наставников, так и примеров для подражания. Он рекомендовал учителю/воспитателю по-отечески, с любовью относится к воспитанникам, уметь заинтересовать, использовать наглядность и современные методы обучения и воспитания, использовать систему поощрений [8].

Важно упомянуть, что с появлением общественного дошкольного воспитания многие зарубежные и отечественные педагоги подчеркивали значимую роль воспитателя детского сада, предъявляя к нему определенные требования. Например, французский педагог-теоретик дошкольного воспитания П. Кергомар подвергла критике старые приемы дисциплинирования детей и требования пассивного послушания, которые заглушили их индивидуальность. Авторитарному воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на понимании, которое развивало бы в детях естественную потребность к самостоятельности. Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности ребенка. Огромное значение она придавала подготовке воспитателя к предметным урокам, тщательному отбору доступного детям материала и его оформлению письменно [9].

В. Н. Белкина отмечает, что специфика педагогической деятельности предъявляет определенные требования к взрослому, работающему с ребенком в условиях его взаимодействия с другими детьми:

  • абсолютное принятие каждого ребенка таким, каков он есть;
  • устойчивая педагогическая направленность на целостное развитие ребенка;
  • глубокое понимание каждого ребенка и социально-психологических процессов, происходящих в детской группе;
  • признание педагогом равных прав ребенка в процессе взаимодействия с ним;
  • наличие у педагога потребности в творчестве и достаточных креативных умений;
  • наличие рефлексии и творчества в педагогической деятельности [10].

Таким образом, те, кто в качестве своей будущей профессиональной деятельности рассматривают деятельность педагога, в качестве одной из своих первостепенных задач должны ставить понимание сути педагогической профессии в целом и личности успешного педагога в частности [11]. Ведь, как вполне справедливо отмечал К. Д. Ушинский, «в воспитании все непременно базируется на личности воспитателя, поскольку воспитательной силы выступает личность человека. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер может образовать характер. Педагог должен стремиться узнать ребенка, каков он есть в действительности, во всех возрастах, положениях, в радости и горе, в величии и унижении, используя знания физиологии, психологии, антропологии» [12, c. 30].

Е. А. Панько отмечает, что «воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой достойный образец для подражания. Педагогическая профессия предъявляет высокие требования не только к личностным качествам, но и к общей культуре, профессиональным знаниям человека» [13, с. 20].

В книге «Моя профессия – воспитатель детского сада» В. П. Смыш, описывая опыт своей педагогической работы, указывала на главное качество воспитателя – любовь к детям; «тогда и он, и они будут счастливы» [14, с. 10]. Не менее важным автор находит и приобретение авторитета среди детей и родителей. Среди качеств, которые должны быть присущи воспитателю В. П. Смыш называет доброту, милосердие, жизнерадостный и веселый характер, оптимистичность по натуре, общительность, эрудированность и творческие способности.

Достаточно логично предположить, что представления о педагоге учреждения дошкольного образования тесно связаны с его профессиональным имиджем.

В кратком психологическом словаре имидж определяется как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д.» [15].

Е. В. Перелыгина ссылается на образ как на «результат психического отражения (представления) того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, в искусстве)» [16].

Таким образом, профессиональный имидж есть важная составляющая персонального имиджа; персонифицированный образ профессии, т. е. обобщенный эмоционально окрашенный образ типичного профессионала, оказывающий психологическое влияние на окружающих. Профессиональный имидж объединяет в себе черты, свойства типичного представителя профессиональной группы, носит характер профессионального стереотипа, показывает, к какой профессиональной группе принадлежит человек и каких норм и ценностей он придерживается. Понятие профессионального имиджа тесно связано с профессиональным идеалом. Проблема профессионального имиджа – это проблема профессионального идеала, проблема поиска того типа человека, в образе которого воплощено профессиональное совершенство. А идеальный, по мнению студентов, педагог детского дошкольного учреждения будет иметь у своих воспитанников авторитет и влиятельность, что, соответственно, повысит эффективность процесса воспитания и становления личности ребенка.

Соответственно, чтобы понять, что собой представляет имидж идеального профессионала, а в нашем случае это педагог детского дошкольного учреждения, нужно составить список конкретных его качеств.

Опираясь на результаты проведенного нами исследования, мы проанализировали представление студентов педагогических специальностей о педагоге учреждения дошкольного образования и пришли к ряду выводов.

Слагаемыми образа педагога учреждения дошкольного образования являются профессиональные характеристики и личностные качества.

Среди принципиально важных профессиональных характеристик, по мнению студентов педагогических специальностей, особое место занимают:

  • знание различных коммуникативных методик и владение технологиями общения;
  • знание и неукоснительное соблюдение норм и правил педагогической этики и культуры профессионального общения;
  • постоянное стремление к профессиональному самосовершенствованию;
  • педагогическая зоркость;
  • эрудированность и широкий культурный кругозор;
  • умение оказывать педагогически волевое влияние на детей;
  • умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • умение проводить рефлексию по результатам своего труда;
  • организаторские способности и навыки, что особенно актуально при работе с маленькими детьми;
  • ораторские навыки;
  • творческий подход к работе.

К значимым индивидуально-личностным качествам педагога учреждения дошкольного образования в представлении студентов в первую очередь относятся:

  • любовь и неподдельный интерес к детям;
  • доброта;
  • ответственность;
  • организованность;
  • гибкость;
  • активность;
  • способность к эмпатии;
  • эмоциональная устойчивость и уравновешенность;
  • толерантность;
  • обаяние и умение расположить к себе;
  • активность и энергичность;
  • жизнерадостность и оптимизм;
  • стремление к эстетике и искусству.

Все вышеперечисленные качества и свойства личности составляют имидж «хорошего» педагога учреждения дошкольного образования.

Имидж «плохого» педагога, согласно проведенному исследованию, включает такие черты, как мягкотелость, снисходительность, неуверенность, бестактность, агрессивность, легкомысленность.

В заключение хотелось бы вспомнить следующие слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» [17]. На наш взгляд, они как нельзя лучше отражают также и суть образа успешного педагога учреждения дошкольного образования.

Список литературы

  1. Щербатых Ю. В. Общая психология. – Спб. : Питер, 2015. – 310 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб. : Питер, 2003. – 610 с.
  3. Крысько В. Г. Психология и педагогика. – СПБ. : Питер, 2015. – 310 с.
  4. Фролова С. В. Регулирующая функция образа в становлении отношения личности к эмиграции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 90–95.
  5. Клак Е. Ю. Образец педагога дошкольного образовательного учреждения в представлении студентов педагогических специальностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/evrika2015/obrazets-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-predstavlenii-studentov-pedagogicheskikh-spetsialnostej.htm.
  6. История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина. – М. : Просвещение, 1989. – 352 с.
  7. Локк Дж. Педагогические сочинения. – М. : Просвещение, 1939. – 438 с.
  8. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. – М. : Просвещение, 1989. – 416 с.
  9. Кергомар П. Дошкольное воспитание и детские сады во Франции: материнские школы. – Москва, 1974.
  10. Белкина В. Н. Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в рамках гуманистической парадигмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/12_1/.
  11. Каминская С. О. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольных учреждений: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / С.О. Каминская. – Минск, 1997. – 26 с.
  12. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. – Т. 2. – М.: Просвещение, 1988.
  13. Панько Е. А. Воспитатель детского сада. – Мн. : Вышэйшая адукацыя, 1998. – 210 с.
  14. Смыш В. П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – М. : Просвещение, 1989. – 64 с.
  15. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 505 с.
  16. Перелыгина Е. В. Психология имиджа. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
  17. Афоризмы, притчи и мысли великих / сост. Г. Арсеньева. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный Клуб «Клуб семейного досуга», 2012. – 131 с.

 

Материал поступил в редакцию 29.04.2017
© Лобко В. М., 2017