К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники

Авторы: Кушнарев Леонид Иванович, Чепурина Екатерина Леонидовна, Чепурин Александр Васильевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 44-51

Объём: 0,45

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кушнарев Л. И., Чепурина Е. Л., Чепурин А. В. К повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной техники // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 44-51.

Аннотация. В работе приведены основные результаты сравнительной оценки форм и методов организации технического сервиса в современных условиях, на основании которых сделан обоснованный вывод об острой необходимости и целесообразности разработки и внедрения фирменного метода технического сервиса, обеспечивающего высокий уровень качества изготовления отечественных машин и оборудования, требуемую надежность и эффективность в реальных условиях производственной эксплуатации. 

Сельскохозяйственное производство является основным потребителем сельскохозяйственной техники: тракторов и автомобилей, зерно- и кормоуборочных комбайнов, сельскохозяйственных машин и орудий, ремтехматериалов и запасных частей, нефтепродуктов и другой продукции производственно-технического назначения для обеспечения работоспособности этого машинного парка. В процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники, машин и оборудования до 1986 г. активно участвовали предприятия технического сервиса различных направлений деятельности и специализации, охватывая обслуживанием всю совокупность типов и марок машин и оборудования [1-3].

Как показывают результаты исследований, огромные производственные мощности обслуживающих предприятий выполняли реально для агропредприятий только 5…15 % (в зависимости от формы организации технического сервиса) от требуемого суммарного объема работ по техническому сервису машин и оборудования, остальная их часть выполнялась агропредприятиями самостоятельно. Но услуги и работы, выполняемые предприятиями технического сервиса, как правило, были технологически самыми ремонтосложными, требовали специального и дорогостоящего оборудования, высококвалифицированного персонала и объектов ремонтно-обслуживающей базы.

В последние годы агропредприятия вынуждены практически весь объем работ по техническому сервису выполнять собственными силами и средствами на собственной ремонтно-технической базе, зачастую не приспособленной и не укомплектованной необходимым ремонтно-технологическим оборудованием. При этом потребности в техническом сервисе машин и оборудования не уменьшились, а скорее возросли. Среднегодовой объем работ по техническому сервису эталонного трактора (ВТ-100 или ДТ-75М) в пределах срока службы в хозяйствах составляет около 480 человеко-часов, а за пределами срока службы он возрастает по данным ГОСНИТИ в 1,5…2,5 раза. Средняя наработка тракторов на отказ в реальных условиях эксплуатации в пределах срока службы составляет 70…85 усл. эт. га, комбайна – 9…25 физ. га, сложного животноводческого оборудования – 35…60 часов работы, грузового автомобиля – 3,0…3,6 тыс. км пробега.

Естественно, что такие показатели надежности машин и оборудования вызывают значительные простои машин и оборудования по техническим причинам (25…40 % рабочего времени), что негативно отражается на продуктивности животных и урожайности культур, существенно снижая объемы производства качественной сельскохозяйственной продукции и эффективность производственно-хозяйственной деятельности агропредприятий [4-5].

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности агропредприятий невозможно без ускоренной технологической модернизации сельскохозяйственного производства. Предприятиями машиностроения разработаны и выпускаются современные образцы отечественных машин и оборудования по своим производственно-технологическим параметрам практически не уступающие лучшим мировым аналогам. Но их практическое применение в условиях реального сельскохозяйственного производства показывает низкую производительность и эффективность, основными причинами которых является низкий уровень качества изготовления и показателей надежности. Это снова ведет к высоким эксплуатационным издержкам, к росту потребностей в техническом сервисе и наличию мощной инженерно-технической службы хозяйств, к потерям продукции и росту ее себестоимости и, в конечном итоге, снижению эффективности производства.

Таким образом, сельскохозяйственному производству, учитывая складывающиеся международные экономические отношения, нужна современная качественная и надежная отечественная техника, машины и оборудование. В принципе технологически в рамках такого государства как Российская Федерация эти задачи решаемы. Предприятиям машиностроения, даже имеющим пусть не самое современное технологическое оборудование, возможно уже сегодня обеспечить существенное повышение качества изготовления и показателей надежности машин и оборудования российского производства. А достижение качественного уровня и показателей надежности лучших мировых аналогов, на которые кивают приверженцы западных экономики и ценностей, как показывают результаты исследования, возможно в течение 3…5 лет.

Причем решение этой задачи настолько нетрадиционно и лежит скорее не в быстром революционном техническом и финансовом оснащении машиностроительного производства, а в организационно-технологическом и организационно-экономическом обеспечении процессов проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации (т. е. всего жизненного цикла) машин и оборудования, направленных на удовлетворение реальных требований и потребностей их потребителей. Если производитель техники на практике обеспечивает их реализацию, то реализуется принцип «приоритета прав потребителя» на приобретение качественной и надежной техники с гарантийным сервисным сопровождением. В этом случае будет обеспечиваться рост числа потребителей отечественной техники, даже в условиях конкуренции с импортными аналогами. Увеличение спроса на качественную и надежную отечественную технику позволит обосновано увеличить цены, объемы производства машин и оборудования и эффективность производства заводов-изготовителей. Но в любом случае, как показывают расчеты, эти цены будут сопоставимы с качественными показателями машин и существенно ниже лучших зарубежных аналогов. Потребители качественной и надежной сельскохозяйственной техники, машин и оборудования получат экономические выгоды при их использовании от снижения потребностей в технике и ее техническом сервисе, эксплуатационных затрат и себестоимости производимой продукции, потерь сельскохозяйственной продукции и ее качества из-за простоев машин и оборудования по техническим причинам [6].

 Причины низкой эффективности техники

Результаты

Рис. 1. Условия и факторы повышения конкурентоспособности российской техники

Все предельно просто, ясно и понятно. Только практической реализации этого проекта нет. А практическая реализация требует разработки и внедрения организационно-экономического внедрения полноформатного фирменного технического сервиса. Проведенные исследования по решению данной проблемы, разработанные организационно-технологические и экономические основы и технико-экономическая оценка указывают на целесообразность и необходимость ускоренного внедрения системы фирменного технического сервиса машин и оборудования.

Только для агропредприятий, предприятий сельхозмашиностроения и технического сервиса суммарный годовой экономический эффект может превысить 250 млрд р. При этом предлагаемые к внедрению результаты исследований и разработанный организационно-экономический механизм создают требуемые экономические условия для ускоренной технологической модернизации производства, повышения качества, надежности и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной техники, машин и оборудования [7-9].

Авторский коллектив предлагает к внедрению на предприятиях федерального и регионального машиностроения, технического сервиса и потребителей техники, машин и оборудования представленные результаты инновационной научно-исследовательской работы по направлению «Процессы реновации машин и оборудования на основе фирменного технического сервиса». Для руководителей и специалистов предприятий и отраслей, по их предложениям и заявкам, в разрезе данного направления подготовлены программы повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров.

Особо необходимо отметить, что полученные результаты исследований предусматривают внедрение фирменного технического сервиса в реальных условиях свободных рыночных отношений при рациональном уровне участия, контроля и регулирования этих процессов государства. И главной движущей составляющей инновационного развития инженерно-технической системы, ее модернизации будут экономические результаты, получаемые от повышения уровня конкурентоспособности, качества и надежности выпускаемых машин и оборудования.

Результаты исследований и мировой опыт показывают, что дальнейший рост качества и надежности отечественных машин и оборудования, их конкурентоспособности возможен только при внедрении фирменного метода технического (сопровождения) сервиса, когда фирма-производитель машины активно участвует в обеспечении работоспособности машин и оборудования не только в гарантийный период, но и в течение всего жизненного цикла. Внедрение фирменного метода технического сервиса позволяет обеспечить повышение технического уровня, надежности и качества изготовления машин и оборудования до уровня мировых аналогов и обеспечить машино-технологичные отрасли отечественной конкурентоспособной техникой и оборудованием, необходимыми для технологической модернизации производств.

Фирменное техническое сопровождение эксплуатации машин и оборудования у потребителя осуществляет технический представитель фирмы-изготовителя в лице дилерского технического центра. Наличие прямой и обратной связи между изготовителем, потребителем и техническим представителем изготовителя обеспечивает повышение технического уровня, основных параметров надежности и эффективности машин и оборудования, в первую очередь, безотказности и ремонтопригодности, снижение затрат материальных, денежных и трудовых ресурсов на производственную и техническую эксплуатацию машин и оборудования.

Дилерский технический центр максимально приближен к сфере использования машин и оборудования, принимает участие в организации их эффективного использования, изучает потребности в них и дополнительной оснастке и приспособлениях, возможности расширения номенклатуры выполняемых ими технологических операций, обучает пользователя правильным приемам выполнения работ. При организации работ по обслуживанию и ремонту машин и оборудования он не только стремится быстро и качественно их выполнить, но и определить причины возникновения отказов и таким образом их полностью исключить при проектировании и доработке конструкции, определить потребности в запасных частях и материалах на эти работы. Эта информация передается изготовителю незамедлительно и учитывается им при повышении качества и надежности машин и оборудования (рис. 2).

Выполнение сложных ремонтных работ (ремонт машины, оборудования, в том числе полнокомплектный, агрегата, узла, восстановление деталей), требующих значительных трудозатрат, специального и дорогостоящего оборудования, специалистов-ремонтников высокой квалификации и т. д., центр организует в мастерских или на заводах фирмы.

Схема организации ФТС

Рис. 2. Принципиальная схема организации фирменного технического сервиса машин и оборудования

При переходе на фирменный метод обслуживания, когда изготовитель должен будет нести полную ответственность за обеспечение работоспособности своих машин в течение всего срока их службы непосредственно перед потребителями своей продукции и партнерами по техническому сервису, он также станет заинтересованным в повышении качества и надежности своей продукции. На постоянное повышение качества машин должен быть направлен и механизм ценообразования на технику и обеспечение работоспособности, стимулирующий стремление изготовителя выпускать более качественную и надежную технику.

Наличие сети дилерских технических центров изготовителя приближает предлагаемые машины и оборудование к потребителю, обеспечивает их рекламу, способствует изучению спроса и предложений на машины, оборудование и услуги по монтажу, консалтингу, обеспечению работоспособности и т. д., что позволяет провести оптимальную диверсификацию производства, также направленную на повышение качества и надежности машин и оборудования российского производства.

Основные выходные результаты проекта, предлагаемые к разработке и внедрению:

  • организационно-технологическое проектирование и организация фирмы-производителя машин и оборудования;
  • организационно-технологическое проектирование и организация сети центров технического сервиса машин и оборудования фирмы-производителя;
  • разработка, адаптация и внедрение системы повышения качества и надежности машин и оборудования фирмы-производителя;
  • разработка, адаптация и внедрение механизма взаимоотношений между производственными, обслуживающими и эксплуатирующими машины и оборудование структурами (предприятиями);
  • разработка методических основ функционирования и экономического регулирования в деятельности предлагаемой системы повышения качества и надежности выпускаемых фирмой машин и оборудования [8-10].

Экономическая эффективность. Реализация настоящего проекта для производителя техники, машин и оборудования может быть обеспечена при комплексной его реализации за счет:

  • повышения уровня конкурентоспособности машин и оборудования за счет повышения качества изготовления и надежности;
  • увеличения объемов реализации машиностроительной продукции за счет роста конкурентоспособности;
  • возможности обоснованного увеличения цен на более качественные и надежные машины и оборудование;
  • диверсификации деятельность производителей техники в направлении развития рынка услуг технического сервиса;
  • обеспечения прямой связи между производителем и потребителем машин и оборудования для решения задач повышения их качества и надежности, своевременного обеспечения запчастями и ремтехматериалами, повышения уровня работоспособности и т. д.;
  • обеспечения мониторинга рынка техники и услуг, их качества и надежности, изучения реальных потребностей и требований потребителей к технике и техническому сервису;
  • экономии и рационального использования всех видов производственно-технических ресурсов за счет производства качественной и надежной техники.

По результатам экспертных оценок специалистов различных отраслей народного хозяйства синергетический эффект по машинам и оборудованию всех отраслей в масштабах государства может превысить 1,0 трлн р.

В настоящее время разработчики готовы реализовать настоящий проект как для конкретной отрасли, предприятия, группы компаний и любых других предприятий-заказчиков подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, так и в общегосударственном масштабе. Выходным результатом проекта является реально функционирующая система повышения качества и надежности машин и оборудования конкретной фирмы (предприятия, объединения) на основе фирменного технического сервиса.

Список литературы

  1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. - М. : ГОСНИТИ, 1993. 62 с.
  2. Кушнарев Л. И. ФТС как система повышения надежности и эффективности отечественной техники // Главный зоотехник. 2005. № 12. С. 11–14.
  3. Кушнарев Л. И. Защита прав пользователя сельхозтехники при ее простое в гарантийный период // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2004. № 10. C. 28–29.
  4. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Ч. 1. - М. : ГОСНИТИ, 1985. 143 с.
  5. Техническая эксплуатация сельскохозяйственных машин (с нормативными материалами). - М. : ГОСНИТИ, 1993.
  6. Модернизация системы технического сервиса аграрно-промышленного комплекса : монография / Л. И. Кушнарев, В. М. Корнеев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. - М. : Издательство журнала «МЭСХ», 2015. 450 с.
  7. Кушнарев Л. Фирменный технический сервис машин и оборудования. Проблемы. Поиски. Решения. – Саарбрюкен : Palmarium academic publishing, 2014. 214 с.
  8. Основы инженерно-технического обеспечения агропредприятий. Серия: Инженерно-техническое обеспечение агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 225 с.
  9. Организация эффективного использования машинно-тракторного парка : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 270 с.
  10. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на предприятиях агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Л. И. Кушнарев, Е. Л. Чепурина, С. Л. Кушнарев, А. В. Чепурин. Под общей редакцией профессора Кушнарева Л. И. - М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2015. 244 с.

 

Материал поступил в редакцию 15.04.2018
© Кушнарев Л. И., Чепурина Е. Л., Чепурин А. В., 2018