Особенности проверки контрагентов в деятельности современной организации

Авторы: Кадиева Лейла Магомедовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 25-30

Объём: 0,34

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кадиева Л. М. Особенности проверки контрагентов в деятельности современной организации // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 25-30.

Аннотация: В результате развития рыночной экономики повысилось число мошеннических схем в организациях и иных неблагоприятных ситуаций, что сделало необходимым поднять вопрос о безопасности «бизнес-связей», то есть предварительного анализа или проверки своего бизнес-партнера на благонадежность. В статье рассмотрены различные методы проверки контрагентов, выявлены их преимущества и недостатки, которые способствуют укреплению экономической безопасности в компании.

В ходе изучения природы и сущности понятий риска и неопределенности, вопрос о получении информации о контрагенте и выявление потенциальных рисков, связанных с ними, приобретает все более значимый характер. Следовательно, бизнесу необходим тщательный и комплексный способ их разрешения.  На сегодняшний день современным компаниям необходимо проявлять должную осмотрительность к своему контрагенту, поэтому им предлагается огромное количество проектов, таких как «знай своего контрагента», автоматизированная проверка потенциальной аффилированности контрагентов с помощью информационной системы RADAR, предоставляемая компанией KPMG и т. д.

Актуальность и значимость данной темы состоит в том, что для формирования представления о финансовой ситуации и устойчивости определенного бизнеса необходимо раскрывать полную информацию о существующих рисках организации, таким образом, возникает вопрос о правильной проверке партнеров организации или контрагентов, а также о раскрытии информации.

Каждая современная организация в ходе своего существования так или иначе взаимодействует с заинтересованными лицами, в том числе со своими контрагентами, которые в свою очередь могут оказывать влияние на ее деятельность. В целях эффективного развития бизнеса необходимо учитывать все интересы контрагентов, искать способы их удовлетворения, что должно быть предпринято в стратегии управления компании.

Контрагенты преследуют определенные цели и имеют возможность влиять как положительно, так и отрицательно на «goodwill» современной организации.

Рыночная среда современной организации является довольно-таки изменчивой, происходят ситуации сокращения производства товаров и предоставления услуг, проектов, вследствие чего требуется переход от централизованного управления к децентрализованному, который предполагает свободу и самостоятельность в принятии решений и гибкость. Данные изменения влекут за собой и изменения во взаимоотношениях с контрагентами. С переходом от одного подхода в управлении к другому меняются компетенции и обязанности сотрудников, а также взаимоотношения с контрагентами.

Контрагенты любой современной организации способны изменить политику и стратегию компании таким образом, чтобы она отвечала их интересам и целям, так как они являются одними из участников экономического обмена.

Однако интересы компании и контрагентов не всегда совпадают, они могут различаться в зависимости от их собственных целей, таким образом, возникают ситуации, которые могут отрицательно воздействовать на развитие компании в будущем. Следовательно, данные проблемы должны быть проконтролированы руководством компании, которое должно основываться на прошлом опыте руководства, обстоятельствах ситуационного характера, внутренних нормативно-правовых документах, в частности на кодексе корпоративного поведения, который регулирует отношения компании с ее заинтересованными лицами, в том числе и контрагентами, преимуществами которых является долгосрочность, прозрачность информации и устойчивость.

Можно выделить следующие потенциальные риски, которые связаны с деятельностью контрагентов в современной организации:

  1. Нарушение сроков поставок, количества поставляемой продукции, а также поставка некачественного материала (данный риск возникает со стороны поставщиков);
  2. Нарушение способа оплаты, договоренностей о ценах и т. д. (со стороны покупателя);
  3. Неисполнение контрагентом по истечении срока, предусмотренного контрактом, своих обязательств;
  4. Несостоятельность или банкротство контрагента, или наличие признаков банкротства;
  5. Остановка производства (деятельности) контрагента вследствие происшествий экологического характера (аварии, пожар);
  6. Налоговые риски (выявление налоговыми органами подозрительности сделки);
  7. Политические ситуации (санкции).

Последствия вышеперечисленных рисков так или иначе негативно сказываются на деятельности современной компании, приводят к дополнительным растратам, срывам поставок или оказания каких-либо услуг, подрывают доверие со стороны клиентов компании, тем самым оказывая негативное влияние на деловую репутацию организации.

В связи с этим, усиливаются значение и роль процедуры проверки контрагентов на благонадежность. В качестве иллюстрации предлагается график распределения российских компаний по риску неблагонадежности (рис. 1). График рассчитан на основе индекса должной осмотрительности (система СПАРК-ИНТЕРФАКС).

Неблагонадежность российских компаний

Рис. 1. График распределения российских компаний по риску неблагонадежности 

Вследствие изменчивости рынка и мира в целом проверка контрагентов на сегодняшний день является не только методом осмотрительности организации, с помощью которого компания имеет возможность минимизировать риски, но и законодательной нормой.

Борьба с неблагонадежными компаниями перешла в новую фазу. Возможности налоговых органов по выявлению схем ухода от налогов радикально расширились. Федеральная налоговая служба предупреждает об ответственности в выборе контрагента. То есть организация должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. При появлении у налоговой инспекции претензий к контрагенту компания так или иначе окажется участником данного события. 

На сегодняшний день в России по статистике зафиксировано[1]:

  • 18 % российских компаний – фирмы-однодневки;
  • ежемесячно происходит около 1000 банкротств;
  • за 1 месяц ликвидируется порядка 45 000 компаний;
  • 17 % компаний меняют свои названия в течение года;
  • около 2 000 000 юридических лиц не предоставляют бухгалтерскую отчетность;
  • ежегодно происходит смена среди 21 % руководства;
  • 20 % фирм меняют свои адреса;
  • 18 % телефонных номеров организаций являются неактуальными.

Также отмечается нарушение налогового законодательства со стороны компаний, что было выявлено по результатам камеральных проверок (рис. 2). При этом снижение тренда выявленных нарушений объясняется снижением числа выездных проверок.

Нарушения налогового законодательства

Рис. 2. Число выявленных нарушений налогового законодательства по результатам камеральных проверок с 2015-2017 гг. 

Проблема выбора и оценки контрагента, как правило, связана с вопросом получения необоснованной налоговой выгоды — минимизации налоговых платежей. Поэтому именно налогоплательщикам нужно быть готовым обосновать перед налоговым органом (в ряде случаев — перед судом) причины выбора контрагента, доказав факт проявления своей осмотрительности и осторожности при этом.

Информацию по контрагентам организация может получить из различных источников как с помощью интернет-сайтов, так и от самого контрагента.

В качестве интернет-сайтов, с помощью которых можно получить информацию о контрагенте, выступают:

  • Официальный сайт ФНС России;
  • Сайт Высшего Арбитражного Суда;
  • Антимонопольная служба РФ;
  • ФССП России;
  • Сведения о ЕГРЮЛ.

Следует отметить и информационные системы СПАРК, SeldonBasis, Casebook и другие, которые предоставляют полную информацию о контрагенте, с учетом всех изменений.

В целях минимизации рисков, исходящих от контрагентов, следует применять определенные методы получения информации о всех заинтересованных лицах компании. Одним из таких методов является Дью-дилидженс, который позиционируется как ключевой для гостиничного бизнеса.

Данная процедура представляет собой ряд мероприятий, направленных на полное изучение объекта сотрудничества (инвестирования). На сегодняшний день нет каких-либо государственных нормативных актов (есть внутриведомственные документы организаций), регулирующих процесс проведения дью-дилидженса, все условия и нюансы зависят от целей заказчика. Проведение данной процедуры является необходимым условием при заключении сделок или контрактов.

Процедура дью-дилидженса состоит из нескольких блоков, в результате которых делается логическое заключение. Данные блоки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Процедура проведения Дью-дилидженса

Блоки

Процедура

Налоговый DueD

- Анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования за три года (для выявления налоговых рисков);

- Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, а также дебиторской задолженности, скрытых кредиторских задолженностей, финансовых вложений

Операционный DueD

- Анализ внутренних документов контрагента, определение объема имущественных и неимущественных прав

Юридический DueD

- Выявление всевозможных правовых рисков;

- Проверка по базам судебных приставов, СПАРК, ЕГРЮЛ

Маркетинговый DueD

- Анализ маркетинговой политики;

- Оценка рыночной конъюнктуры

Финансовый DueD

- Оценка рыночной стоимости; финансовой устойчивости; деловой активности

В целях экономии средств провести процедуру дью-дилидженса можно самостоятельно, используя силы имеющихся сотрудников. Однако данный способ является неэффективным, так как итоговый отчет может оказаться необъективным. Стоит отметить, что проведение данной процедуры в отношении крупных организаций требует большого количества времени и высококвалифицированного труда, поэтому самостоятельное проведение процедуры будет невыгодным. Результаты выполнения работ основываются на полученной внутренней информации и данных, предоставленных конкурентами, партнерами компании.

Список литературы

  1. Авдийский В. И., Безденежных В. М. Управление рисками в деятельности компании. (Часть 1. Теория и методология анализа и прогнозирования рисков в деятельности хозяйствующих субъектов). Учебное пособие. - М.: ФУ. 2013. 134 с.
  2. Авдийский В. И., Безденежных В. М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii-risk-orientirovannyy-podhod-k-ee-obespecheniyu (дата обращения 03.03.2017).
  3. Авдийский В. И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 4-12. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-v-deyatelnosti-hozyaystvuyuschih-subektov
  4. Авдийский В. И, Безденежных В. М, Катаева Е. Г Управление рисками как ключевой элемент обеспечения реализации риск-ориентированного подхода в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 6-15.
  5. Акатьева М. Д. Осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов: теоретические и практические аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 16. С. 23-31.

 

Материал поступил в редакцию 21.05.2018
© Кадиева Л. М., 2018


[1] СПАРК-мониторинг платежей // СПАРК. Режим доступа: http://cfocafe.co/wp-content/uploads/2017/04/Буклет-Мониторинг-платежей.pdf (дата обращения: 26.04.2018).