Особенности сбора покрышек для их дальнейшей утилизации

Авторы: Шибанов Андрей Александрович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 82-84

Объём: 0,20

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шибанов А. А. Особенности сбора покрышек для их дальнейшей утилизации // Наука без границ. 2018. № (22). С. 82-84.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы и проблемы утилизации в РФ.

В 21 веке автомобиль является одним из наиболее востребованных механизмов для человека. В Российской Федерации в 2017 г. на 1000 человек приходится около 400 единиц автомобильного транспорта. А с учетом того, что замену покрышек положено производить примерно раз в 4 года, количество изношенных растет невероятными темпами. И из всего этого количества отправляется на утилизацию около 10 %, а все остальное закапывается (около 90 %) или просто выбрасывается. Таким образом, отладить механизм сбора покрышек является, возможно, самым важным, но невероятно сложным процессом.

Происходит это по нескольким причинам. Первой из них является отсутствие регулирования утилизации на всех этапах. Сжигание и захоронение резинотехнических изделий в Российской Федерации запрещено на законодательном уровне, но это практически никем не контролируется. В то же время транспортировка обходится предприятиям довольно дорого.

Исходя из всего вышесказанного, мало кто начинает заниматься переработкой резинотехнических изделий, несмотря на то, что во многих более развитых странах, шины уже давно являются источником ценного сырья.

Мировой опыт показывает, что для того, чтобы создать эффективную систему сбора и утилизации покрышек нужно либо выделить субсидии, либо создать выгодные условия для создания бизнес модели.

В Российской Федерации в последние годы наблюдается значительный рост автомобильного парка. В отличии от развитых стран Европы и США, которые столкнулись с данной проблемой еще к концу 70-х минувшего века, в РФ она стала заметной только в начале 2000-х, когда автопарк в стране достиг значительных объемов.

В странах Евросоюза сегодня представляются 3 вида организации и финансового поощрения сбора и утилизации использованных шин:

1) Система сбора налогов (Tax System);
2) Система, основанная на ответственности продавцов автопокрышек (Producer Responsibility);
3) Модель свободной торговли (Free Market System).

В некоторых странах уже принят способ ответственности изготовителей покрышек. В такой модели в стоимость новой резины уже входит наценка на ее сбор и утилизацию. В Европе подобная наценка может меняется от 1 до 5 Евро. А финансирует процесс рециклинга специально созданный фонд, куда компании и отправляют средства относительно сделанной выручке. Такой способ позволяет не только оперативно реагировать компаниям на ситуацию на рынке, но, что даже более важно, решить проблему уже имеющихся покрышек.

В США регулируется законодательством отрасль переработки автопокрышек на уровне штатов. Особенные законы и программы приняты в около 48-ми штатах. Из них всего в 12-ти штатах исключены любые виды захоронения покрышек (целиковых и слайсов). Но вне зависимости от особенностей региональных программ выделяются некоторые общие составляющие:

  • лицензирование деятельности участников рынка переработки шин (сборочных, перерабатывающих производств);
  • гарантия финансового вознаграждения для сортировщиков и переработчиков;
  • оплата переработок за счет налогов и сборов;
  • декларирование объемов поставки использованных автопокрышек.

Стоит отметить, что в Японии действует «Закон о переработке отходов», согласно которому гражданин обязан самостоятельно доставить отработанные покрышки на пункт сбора и заплатить 300 иен. К сожалению, подобное маловероятно реализовать в странах со средним уровнем обеспечения и низким уровнем гражданской ответственности.

Способ транспортировки правильно выбирать в зависимости от типа шин, таким образом сохраняются заявленные характеристики покрышек. В основном пользуются специальной техникой. При неправильной транспортировке крупно-габаритных шин (далее – КГШ) существует опасность нанеси неустранимые и опасные повреждения. Основным повреждением является посадочная зона. Ее повреждение существенно снижает срок использования и выходу из эксплуатации раньше времени. Следовательно, необходимо минимизировать риски.

Используют следующие методы:

× КГШ следует транспортировать с помощью определенного оборудования: вилочного автопогрузчика, погрузчика, манипулятора и текстильных ремней;
× Следует поднимать шину со стороны протектора.

В случаях необходимости поднять шину за посадочную зону, необходимо воспользоваться широкими текстильными ремнями (металлические тросы и цепи не допускаются, по причине увеличения давления на посадочную зону, что приводит к ее повреждению).

К сожалению, вследствие работы в экстремальных условиях и низкой культуры эксплуатации КГШ основной проблемой являются механические повреждения каркасов, что является невосстанавливаемым дефектом. Также в более развитых странах Европы, США и Японии каждая КГШ стоит на учете и при утрате своих технических характеристик подлежит восстановлению, но никак не утилизации, а тем более не остается брошенной на земле. В РФ же не используют рабочий потенциал каркаса, вследствие чего предприятия теряют огромные деньги. Стоимость одной КГШ достигает цены хорошего легкового автомобиля, а учитывая, что около 80 % всех списанных покрышек могут быть восстановлены, а пробег равен чуть ли новой шине (около 10 %), несложно представить какие суммы оказываются выброшенными на ветер.

Но, как бы то ни было, часть КГШ теряют свою ходовую и эксплуатационную способности и подлежат утилизации. Но и в этом Россия заметно отстает от более развитых стран.

Список литературы

  1. Коротких О. В., Коротких Ю. С. Актуальные инструменты для стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники в Российской Федерации // Наука без границ. 2016. № 4 (4). С. 19-26.
  2. Алдошин Н. В., Пуляев Н. Н. Маршрутизация помашинных перевозок грузов. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 38 с.
  3. Дорохов А. С., Корнев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
  4. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. 2016. № 5. С. 32-34.
  5. Журилин А. Н., Егоров Р. Н. Ресурсосберегающие технологии утилизации выбывшей из эксплуатации техники // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 6. С. 82-86.
  6. Митягин Г. Е., Журилин А. Н. Основы проектирования процессов утилизации. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 50 с.

Материал поступил в редакцию 18.05.2018
© Шибанов А. А., 2018