Система противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти

Авторы: Кривченкова Екатерина Владимировна, Безденежных Вячеслав Михайлович (научный руководитель)

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 133-137

Объём: 0,36

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кривченкова Е. В., Безденежных В. М. Система противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 133-137.

Аннотация: Как показывает практика, коррупция на современном этапе развития нашего общества стала одной из укоренившихся проблем на пути социально-экономических преобразований, а также государственно-правовых реформ. Последствия недостаточности противостояния коррупции на уровне госорганов прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности практически каждого гражданина нашей страны, и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что это опаснейшее криминальное явление, которое подрывает основы экономики. Сегодня исследование коррупции и разработка мер по выявлению ее основных причин и предпосылок достигает пика своей актуальности.

В настоящее время вызов, брошенный коррупцией обществу, угрожает национальной безопасности в целом, и в частности экономической системе страны. На сегодняшний день наиболее важным фактором правового государства является возможность решать экономические споры между хозяйствующими субъектами без применения коррупционных составляющих. Поэтому для того, чтобы наладить механизмы действия любого современного государства, необходимо иметь четкое понятие системы противодействия коррупции.

О коррупции принято говорить как о сложном социальном явлении, трудно поддающемся противодействию, постоянно изменяющееся, которое можно видеть в жизни любого общества независимо от форм государственного устройства и политической власти. Коррупция и её последствия пронизывают все сферы общества: экономическую, политическую, социальную, духовную и др. В последние десятилетия все мировое сообщество, тысячи ученых, политиков, государственных деятелей, граждан уделяют огромное внимание решению этой проблемы, подрывающей основы цивилизованного развития общества.

Л. П. Гончаренко, отмечает, что коррупция – это укоренелое экономическое явление, которое характеризуется корыстным использованием власти, возможностей или положения в обществе в личных интересах, обходя действующее законодательство или принятые обществом моральные, этические принципы [1, С. 209].

Сегодня коррупция является одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации, имея свои специфические признаки, которые необходимо распознавать в целях противодействия ей. Например, это наличие корыстного умысла и возможность совершения коррупционного нарушения благодаря занимаемой должности, используя свое служебное положение в целях личной выгоды вопреки интересам организации.

В качестве характерного признака коррупции часто выделяется либо конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя, либо конфликт между действиями выбранного лица и интересами общества, то есть речь идет о конфликте интересов. Это феномен, присущий не только государственным, но и иным отношениям (например, институт бизнеса и предпринимательства), понимается под ним противоречие между имущественными и иными интересами работника и организации, при котором личная заинтересованность работника может повлиять на принятие им решения (действие или бездействие) в ущерб интересам организации [2, С. 18].

Коррупция становится всё масштабнее, разнообразились и формы её проявления, что затруднительно даже перечислить их. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к преступлениям против государственной власти.

При этом, как правило, на основе условного критерия выделяют несколько видов коррупции, которые встречаются в современном мире: бытовая, деловая, элитарная [3, С. 171]. Бытовая коррупция, действуя на уровне ежедневных потребностей бизнесменов и простых граждан, стала уже обыденностью и проникает в разнообразные слои гражданского общества. Деловая коррупция в свою очередь основывается на тесной взаимосвязи власти и частного сектора (бизнес или предпринимательство). Элитарная же коррупция возникает в связи с определенным социальным статусом коррупционера и привилегированным отношением властей к такой группе преступников, которые в свою очередь всегда знают о снисхождении к ним, уверенные в своей неприкасаемости.

Проникновение коррупции в различные сферы жизни, общества и государства, в последнее время приняло масштабный характер. Одной из самых важных проблем в нашей стране является взяточничество в государственных органах власти, также есть проблема в решении и методах противодействию коррупции, без которых невозможно эффективное и прогрессирующее функционирование и развитие российского общества. В свою очередь и органы исполнительной власти не остались в стороне, т. к. являются особой сферой государственной деятельности, призванной осуществлять управленческую деятельность в целях удовлетворения нужд населения во всех сферах общественной жизни и обеспечивать реализацию принятого законодательства.

Более подробно рассмотрим систему противодействия коррупции, существующую на сегодня в большинстве федеральных органов исполнительной власти, целью которой является снижение «коррупционного уровня» в организации, обеспечение прозрачности деятельности каждого сотрудника, в том числе руководителей и директоров. Также антикоррупционная система ставит перед собой целью обеспечение защиты законных прав и интересов членов организации от угроз, возникающих из-за коррупции, путем выполнения основных задач:

  • предупреждение коррупционных преступлений и правонарушений;
  • обеспечение ответственности за коррупционные преступления и правонарушения, прямо предусмотренных нормативно-правовыми актами во всех случаях;
  • отслеживание коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.

Система управления коррупционными проявлениями предполагает проведение систематической работы по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации таких противоправных ситуаций. Антикоррупционная система в целях минимизации коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, которые можно подразделить на следующие основные виды:

  1. Правовые;
  2. Организационные;
  3. Профилактические.

В основе всей методологии и практических частей борьбы с коррупционной составляющей должны стоять законодательные нормы и правила, поэтому характеристику всей обширной системы стоит начать с нормативно-правовых актов, т. к. это базисный элемент противодействия коррупции. Основополагающая норма регулирования данной сферы, на которую опирается вся деятельность федеральных органов исполнительной власти, прописана в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором содержатся многие наиболее важные принципы борьбы с нежелательным явлением общественной жизни[1] [4]. Процедуры борьбы с коррупцией закреплены и в ряде других нормативных правовых актов, которые также регулируют вопросы предотвращения и минимизации коррупционных проявлений, будь то кодексы, законы или указы.

Помогают в борьбе с негативными проявлениями коррупции методологические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков и внутренние документы Министерства в части противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти в нашей стране. Это Антикоррупционная политика, направленная на формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции, Положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа и Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской федерации и муниципальных служащих.

С некоторой периодичностью происходит контроль и анализ исполнения и соблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и внутренними распоряжениями ограничений, касающихся получения подарков, а также порядка сдачи подарков в организации.

В качестве автоматизации процессов сбора, обработки, консолидации и анализа различных сведений в сфере антикоррупционной деятельности используются современные технологий, обеспечивающие межведомственное электронное взаимодействие.

Как механизм общественного внутреннего контроля за возможными результатами проявления коррупции создана «единая горячая линия». Сотрудники и граждане могут сообщать о возможных и фактических наступлениях коррупционных действий по телефону или же с помощью сообщений на электронную почту с ключевой фразой: «Противодействие коррупции».

В целях обеспечения экономической безопасности введена система электронного документооборота. Данная мера помогает снижать число последствий от коррупционных конфликтов, так как ведение документации прозрачно. Она позволяет руководителям наблюдать за статусом документа на протяжении всех этапов его создания, согласования и утверждения.

Необходимо обозначить еще некоторый набор мероприятий, проводимый Министерствами для минимизации появления коррупционных факторов и элементов. Например, ведется контроль за доходами и расходами государственных служащих (на законодательном уровне закреплено, что государственные служащие обязаны заполнять специальные декларации с отчетами по доходам и расходам). Также контролируются и анализируются особые аспекты поведения, наиболее чувствительные к коррупции (выдача информации, относящаяся к разряду конфиденциальной, некоторые черты характера, личное окружение сотрудников).

Постоянно производится мониторинг эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими и иными лицами ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение. В целях противодействия коррупции обеспечено функционирование комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих.

Особое внимание уделяется кадровой политике, а также ротации кадров. Министерства стараются не допускать высокий процент текучки кадров, так как это негативно влияет на лояльность и благонадежность персонала и, соответственно, прямым образом это влияет на риск возникновения и развития коррупционной составляющей. В этой связи на систематической основе проводится разъяснение антикоррупционного законодательства вновь принятым гражданскими служащим.

Таким же образом жесткую регламентацию и разделение прав, обязанностей и ответственности государственных служащих стоит отнести к мере профилактики коррупции, т. к. за каждым конкретным сотрудников закреплен набор прав, компетенций, которые необходимо исполнять и следовать только им, не выполняя чужие обязанности, не расширяя спектр своих полномочий.

Применяется практика разъяснительной, консультационной и методической работы по противодействию коррупции в федеральных органах исполнительной власти. Осуществляется комплекс информационно-пропагандистских и просветительских мер (включая проведение обучающих лекций и семинаров), направленных на создание атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Стоит отметить, что антикоррупционные методы лучше использовать комплексно, то есть одновременно необходимо учитывать правовой, технический, профилактический и мотивационный факторы. Именно такой подход позволит создать четкую и слаженную работу всех сотрудников организации в целях соблюдения баланса интересов и недопущения сбоя в деятельности хозяйствующего субъекта [4, С. 87].

Таким образом, система противодействия коррупции и комплексная борьба с ней необходимы в целях обеспечения национальной безопасности страны. Не стоит забывать, что в большинстве случаев коррупция наносит не только прямой экономический ущерб государству, обществу, личности, но при этом видны и социальные последствия. Коррупция также причиняет огромный моральный ущерб, поэтому необходима многолетняя терпеливая и последовательная работа по воспитанию нового поколения с антикоррупционными взглядами и принципами.

Список литературы

  1. Гончаренко Л. П. Экономическая и национальная безопасность. М. : ЗАО «Издательство экономика», 2013. 272 с.
  2. Дедов Д. И. Конфликт интересов. М. : ВолтерсКлувер, 2014. 288 с.
  3. Авдийский В. И., Дадалко В. А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. пособие / 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2017. 538 с.
  4. Безденежных В. М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2014. № 6 (5). С. 81-95.

 

Материал поступил в редакцию 22.05.2018
© Кривченкова Е. В., 2018


[1] Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации с изменениями и дополнениями в ред. от 28 декабря 2017.