Современные проблемы логистики при поставке сельскохозяйственных грузов

Авторы: Большаков Николай Александрович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 101-104

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (22), май 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Большаков Н. А. Современные проблемы логистики при поставке сельскохозяйственных грузов // Наука без границ. 2018. № 5 (22). С. 101-104.

Аннотация: В статье рассмотрены современные вопросы логистического комплекса в сельском хозяйстве. Описан современный рынок отечественных и зарубежных участников системы движения материально-технических ресурсов. Также описывается непростая ситуация, сложившаяся в данный момент в структуре материально-технических ресурсов.

Товарный поток для обеспечения потребностей технологических процессов в сельском хозяйстве является одним из важных в экономике страны и приравнивается к ряду энергетических комплексов. Объем ежегодно используемых материально-технических ресурсов в растениеводстве превышает 450 млрд р. [1].

С освоением инновационных технологий производства он существенно возрастает.

Логистический комплекс сельского хозяйства, прежде всего розничная продажа материально-технических ресурсов, в постиндустриальный период существенно изменились на базе рыночных отношений.

Сформировалась развитая система движения материально-технических ресурсов от их производителя к сельхозпотребителю.

Стала возможной конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные участники процесса, которые, имея больший опыт и лучшую материально-техническую продукцию, теснят в последние годы отечественных товаропроизводителей. В торговле техническими ресурсами основной объем выполняют предприятия Росагроснаба, которые сформировались как специализированные торговые дилеры. Пока они не загружают себя услугами технического сервиса. Успешно функционирует лизинговая форма реализации техники, которая, к сожалению, также не занимается техническим сервисом. Создана сеть дилеров универсального типа для реализации машин транснациональных машиностроительных фирм и т. д. Сельхозтоваропроизводитель не испытывает трудностей – приобрести нужный продукт при наличии ресурсов несложно [2-3].

Однако отношения с финансовыми ресурсами у большинства сельхозтоваропроизводителей складываются непросто. Главный финансовый источник обновления технических средств большинства сельскохозяйственных предприятий – амортизационные отчисления – не используется полностью по прямому назначению. Прибыль недостаточна или отсутствует из-за малого объема производства продукции и низкой ее технологичности. Поэтому для модернизации ИТС необходима государственная поддержка в обновлении ее технической базы из федерального и региональных бюджетов. Основные формы этой поддержки хорошо отработаны и направлены на возмещение части затрат при приобретении техники, лизинг техники, субсидирование процентной ставки за банковский кредит, стимулирование разработки и внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий и техники, совершенствование налоговой и таможенной политики, разработка норм и нормативов [4].

Материально-технические ресурсы АПК включают в себя используемые продукты промышленности (техника, энергетические материалы, средства химизации, строительные материалы и др.). Они необходимы в процессе машинного производства (получения) сельскохозяйственной продукции, переработки и реализации продовольствия и промышленного сырья, в результате которого агропромышленный товаропроизводитель получает прибыль, выполняя политические, социальные и экономические задачи. Ресурсы являются базой для устойчивого обеспечения населения страны продуктами питания и сырьем промышленности, а также главным источником наращивания экспортного потенциала страны [5].

Материально-технические ресурсы формируют до 70 % затрат в себестоимости продукции и настолько же определяют уровень интенсивности развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, а также производительности труда и конкурентоспособности отрасли. Удовлетворение в них за счет собственного производства могло бы существенно развивать обрабатывающую промышленность страны, которая, как известно, переживает не лучшие времена.

Текущая ситуация с материально-техническим обеспечением АПК оценивается как негативная – производственные технологии агропромышленных товаропроизводителей, социальные потребности в материальных ресурсах удовлетворяются далеко не полностью: например, в технике – на 40…45 %, минеральных удобрениях и средствах защиты растений и животных от болезней и вредителей – 30…40 %, энергетических ресурсах – на 50…60 %, вяло осуществляется строительство производственных и социальных объектов и т. д. В результате сельское хозяйство России существенно отстает от ведущих агропромышленных стран мира по уровню продуктивности растениеводства и животноводства, производительности и качеству используемого труда, что не позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны, наращивать экспортный потенциал и интеллектуальный уровень аграрного производства. В настоящее время, все также продолжается ухудшение этого вопроса [6].

Сокращение объемов поставки средств производства с началом экономического кризиса еще более усложнило функционирование сферы обращения ресурсов между промышленностью и селом и привело к росту логистических издержек в связи с задержкой продукции на складах посредников и увеличением затрат на ее хранение, переадресовкой грузов на другие звенья посреднической сети ресурсообеспечения, увеличением дальности их доставки и другими негативными факторами. В настоящее время общая сумма логистических издержек сельского хозяйства по доставке МТР от производителей до покупателей достигает 100 млрд р. в год и составляет более 12 % всех затрат на производство сельхозпродукции. Основные причины такого положения:

  • экономические – низкий платежеспособный спрос хозяйств на технику, запасные части к ней, удобрения, строительные материалы и другие ресурсы из-за ежегодно растущих на них цен поставщиков, явно недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, что, в свою очередь, ведет к кризису производства продукции в ресурсопоставляющих отечественных отраслях АПК, слабой их конкурентоспособности на рынке материально-технических ресурсов;
  • правовые и институциональные – уход государства от регулирования в этой сфере. В настоящее время нет серьезной объединительной агрологистической структуры, оказывающей материально-технические услуги товаропроизводителям (в дореформенные времена эту функцию выполняли предприятия Госкомсельхозтехники), на этой площадке действуют многочисленные посреднические мелкие структуры, которые резко удорожают услуги этой сферы. АО «Росагроснаб» потерял свое влияние в АПК, ОАО «Росагролизинг»» в большей мере занимается биоресурсами, материальные же ресурсы оно ограничивает небольшим перечнем.

Проблема материально-технического обеспечения (агрологистики) функционально принадлежит инженерно-технической сфере АПК, которая, к сожалению, не отнесена к группе системных проблем, поэтому отделена от государства. На федеральном уровне, например в Минсельхозе России, функция регулирования инженерно-технической системы признана излишней. Как следствие, ликвидирован главк (департамент) технической политики. Не действует Федеральный закон № 100-ФЗ «Об инженерно-технической системе сельского хозяйства», который обязывал исполнительные органы управлять этим процессом. Сегодня эта важнейшая сфера сельского хозяйства действует в условиях экономики без какого-либо контроля. Причем условия в этой сфере постоянно ужесточаются. Во многих регионах в органах управления сельским хозяйством ликвидированы инженерные подразделения, нет их и на районном уровне. В более чем в половине сельхозпредприятий нет служб главного инженера. Значение ведущей специальности индустриального сельского хозяйства - инженер-механик, инженер-логистик – крайне принижено.

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н. Ресурсосбережение на автомобильном транспорте и в сельскохозяйственном производстве / В сб. : Научные проблемы автомобильного транспорта : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. С. 5-8.
  2. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 110 с.
  3. Коротких Ю. С. Меры поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Российской Федерации // Наука без границ. 2016. № 4 (4). С. 14-18.
  4. Коротких Ю. С. Особенности перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве // Наука без границ. 2016. № 1. С. 9-13.
  5. Коротких Ю. С. Рынок материально-технических ресурсов сельского хозяйства Российской Федерации // Наука без границ. 2016. № 5 (5). С. 10-12.
  6. Коротких Ю. С. Проблемы грузовых автомобильных перевозок // Сельских механизатор. 2017. № 2. С. 38-39.

 

Материал поступил в редакцию 15.04.2018
© Большаков Н. А., 2018