Охрана труда на автомобильном транспорте

Авторы: Филимоненко В. А.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 54-57

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5 (5), декабрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Филимоненко В. А. Охрана труда на автомобильном транспорте // Наука без границ. - 2016. - № 5 (5). - С. 54-57.

Аннотация: В статье рассмотрены опасные и вредные производственные факторы, влияющие на работника при осуществлении им трудовой деятельности. Организация мероприятий по охране труда и технике безопасности на сегодняшний день является очень актуальным, так как с развитием автомобильного транспорта повышается риск для жизни и здоровья людей.

С развитием трудовых отношений и автомобильного транспорта на предприятиях возникла необходимость в создании безопасных условий труда. Для этого потребовались специалисты в области охраны труда, в обязанности которых входит разработка мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, а также контроль за их соблюдением персоналом предприятия.

Сегодня большая роль в процессе производства работ и доставки грузов автомобильным транспортом отводится водителям транспортных средств. Часто именно от них зависит целостность товара и скорость доставки грузов, поэтому необходимо уделять внимание тому, как организован их трудовой процесс, насколько условия труда соответствуют технике безопасности, принятой на предприятии, а также нормативным актам Российской Федерации.

Охрана труда подразумевает под собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [1, с. 6].

Основополагающими документами в области охраны труда являются: Конституция РФ (п. 3 ст. 37, п. 5 ст. 37, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 41, п. 3 ст. 41), Трудовой кодекс РФ (раздел Х «Охрана труда»), Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 29.12.2015), Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 05.04.2016), Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ред. от 01.05.2016), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) (Глава 11 «Административные правонарушения на транспорте», Глава 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения»), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (Глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (Глава 40 «Перевозка», Глава 41 «Транспортная экспедиция»). Согласно ст. 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования по охране труда, кроме федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, также содержатся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в которых устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данные требования обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, при осуществлении любых видов деятельности.

В процессе трудовой деятельности, а также вне ее, человек сталкивается с различными опасностями, которые могут привести к травмам или нанести вред здоровью работающего. Опасность содержат системы, несущие ту или иную энергию: механическую (кинетическую или потенциальную), электрическую, тепловую. Опасны вибрация, шум, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, лазерное излучение, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, радиоактивное излучение. Опасны химические и биологические вещества. Опасной может быть ситуация, когда тот или иной лимитирующий фактор жизни для человека выходит за свои пределы, например, процентное содержание кислорода в воздухе, которым дышит человек, снижается до величины менее 18 %.

В охране труда опасности для человека в среде обитания носят название опасные и вредные факторы. Производственные опасные и вредные факторы классифицированы (ГОСТ 12.0.003-74). У вредного и опасного факторов есть свои определения согласно принятым стандартам.

Опасный фактор – это фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002-80).

Вредный фактор – это фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях, может привести к заболеванию или стойкому снижению работоспособности (ГОСТ 12.0.002-80).

В зависимости от количественной характеристики (уровня, концентрации и тому подобное) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным (ГОСТ 12.0.002-80) [2, с. 6].

В автотранспортных организациях часто встречаются повышенный уровень вибрации, повышенный уровень шума и сопутствующие ему повышенный уровень инфразвука и повышенный уровень ультразвука. В то же время в автотранспортных организациях не будет обрушивающихся горных пород, невесомости, повышенного уровня ионизирующих излучений (если не идет речь о перевозке и хранении радиоактивных материалов), повышенного уровня инфракрасного и ультрафиолетового изучений.

Химические опасные и вредные факторы, которых нормировано несколько тысяч, могут также присутствовать. Их состав определяется конкретным источником: работающим двигателем автотранспортного средства, обрабатываемыми и используемыми материалами, компонентами смазочно-охлаждающей жидкости, перевозимыми материалами.

Биологические опасные и вредные факторы в автотранспортных организациях, как правило, отсутствуют, если вызывающие их вещества не подлежат перевозке.

Психофизиологические опасные и вредные факторы могут быть на любом производстве, их номенклатуру следует брать не из ГОСТ 12.0.003-74, а из другого, более позднего нормативного документа Р 2.2.2006-05, где они называются по-иному – не физические перегрузки, а тяжесть труда (нормированы 16 показателей), и не нервно-психические перегрузки, а напряженность труда (нормированы 23 показателя) [2, с. 7].

Служба охраны труда на автопредприятии является главным органом управления в области охраны труда и техники безопасности. Она контролирует соблюдение работниками требований безопасности согласно нормативным документам, а также проводит мероприятия по улучшению условий работы на предприятии.

На территории автопредприятия должен быть установлен четкий порядок движения автомобилей, а также запрещено управление автомобилем лицам, не имеющим удостоверения водителя.

Схема движения, разрешенная скорость и опасные участки указываются дорожными знаками и изображаются на щитах, устанавливаемых на территории автопредприятия.

При эксплуатации автомобиля на линии водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, связанными с работой на нем. Если при выполнении транспортной работы создаются условия, не соответствующие требованиям техники безопасности, водитель обязан прекратить работу, сообщить об этом администрации и без разрешения не возобновлять ее.

Выезжать на линию водитель имеет право только на исправном автомобиле. Перевозка людей в кузове автомобиля допускается с разрешения администрации и только тех, кто связан с выполнением транспортной работы. Неисправный автомобиль нужно буксировать при помощи стального троса или металлической штанги с обязательным соблюдением требований Правил дорожного движения. Неукомплектованные автомобили всех марок и типов не допускаются к эксплуатации. Техническое состояние автомобиля должно полностью соответствовать требованиям Правил дорожного движения.

Все работники автопредприятия несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения ими требований по охране труда.

Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности для жизни и здоровья людей. Эта проблема особенно обострилась в последние десятилетия вследствие увеличения количества автомобилей и интенсивности их эксплуатации. На автомобильном транспорте происходит резкий рост производства, увеличивается численность работников, деятельность которых связана с эксплуатацией автомобилей. В то же время повышается энерговооруженность труда, широко применяются новые технологии технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. В связи с этим существует потребность в снижении и предупреждении воздействия на человека неблагоприятных производственных факторов, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта.

В условиях рыночных отношений между работодателями и работниками возрастает важность знания правовой основы этих отношений, а также прав, обязанностей и ответственности как работодателей (организаторов производства), так и работников. Это необходимо для правильной организации охраны труда, сохранения жизни, здоровья и работоспособности работников и в конечном счете для повышения эффективности их труда. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Охрана труда на автомобильном транспорте: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. С. Кланица. ‒ 6-е изд., стер. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2013. ‒ 176 с.
2. Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность на автомобильном транспорте. Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов автомобильного транспорта. – Под ред. С.А. Минаева. – Москва, 2015. 

Материал поступил в редакцию 09.12.2016
© Филимоненко В. А., 2016