акция

Анализ современных научных исследований российских и казахстанских ученых по методическому обеспечению и организации системы подготовки спортсменов в пауэрлифтинге

Авторы: Авсиевич Виталий Николаевич

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 121-133

Объём: 0,95

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Авсиевич В. Н. Анализ современных научных исследований российских и казахстанских ученых по методическому обеспечению и организации системы подготовки спортсменов в пауэрлифтинге // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 121-133.

Аннотация: в статье отображен подробный анализ научных исследований ученых России и Казахстана по методическому обеспечению и организации системы подготовки спортсменов в пауэрлифтинге с 2003 по 2016 годы. Анализ проведен с целью систематизации современных научных изысканий и выбора оптимальных решений в системе подготовки спортсменов в пауэрлифтинге.

Введение. В настоящее время пауэрлифтинг как вид спорта динамично развивается, что привлекает внимание многих ученых к изучению научно-методических основ и внедрению новых тренировочных разработок.

Тем не менее, в данное время в системе управления тренировочным процессом существует три основные проблемы в системе подготовки пауэрлифтеров: 1. Тренерский состав имеет недостаточные представления об организации спортивной подготовки в пауэрлифтинге; 2. Игнорируется физиологическая составляющая в системе подготовки спортсменов; 3. Не включаются в тренировочный процесс достижения смежных наук (биомеханики, биохимии, психологии, педагогики) и результаты современных экспериментальных исследований в области спортивной тренировки.

Решение задач организации и управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге с целью повышения его эффективности и оптимизации может быть достигнуто лишь при условии применения адекватных физическим и физиологическим возможностям организма тренировочных нагрузок, средств и методов общей и специальной физической подготовки.

Постоянно возрастающие требования к уровню спортивной подготовки обусловливают актуальность анализа научно-исследовательских работ по методическому обеспечению в пауэрлифтинге и выявлению новых разработок с целью оказания помощи тренерскому составу в выборе оптимальных и современных решений по организации и управлению тренировочным процессом и содействии ученым в определении направления дальнейших исследований.

Цель исследования – провести анализ научных исследований в виде диссертационных работ по методическому обеспечению тренировочного процесса в пауэрлифтинге для систематизации современных научных изысканий.

Методы и организация исследования. Для анализа и обобщения научных исследований использовались диссертации России и Казахстана. Анализу подверглись 15 диссертационных работ, защита которых была осуществлена в период с 2003 по 2016 годы.

Результаты исследования и их обсуждение. Представим краткий обзор основных параметров инновационного содержания диссертационных работ:

1. Гузь С. М. (2003 г.) в диссертационном исследовании на тему: «Методика тренировки спортсменов 12-14 лет в силовом троеборье на этапе предварительной подготовки» отразил научно-экспериментальные данные об эффективности применения спортивных тренажеров на этапе предварительной подготовки юных спортсменов в силовом троеборье. Материалы исследования расширили научные представления о возрастных возможностях развития и совершенствования силовых способностей спортсменов в возрасте 12…16 лет. С учетом возрастных возможностей подростков и юношей автором разработана и экспериментально обоснована методика тренировки в отдельных упражнениях силового троеборья на этапе предварительной подготовки. Практическая значимость заключается в возможности прогнозирования результатов в отдельных движениях силового троеборья, на различных этапах подготовки, по результатам, показанным на тренажерах. В результате проведенных исследований разработана методика тренировки спортсменов 12…14 лет в силовом троеборье на этапе предварительной подготовки. Кроме того, показано, что применение на подготовительном этапе годичного цикла упражнений на тренажерах спортсменами высокой квалификации позволяет значительно разнообразить и интенсифицировать подготовку спортсменов, добиваясь поступательного роста спортивных результатов. Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в возможности осуществления перспективного планирования тренировочной работы на этапе предварительной подготовки. При этом появляется возможность обеспечить преимущественное развитие тех мышечных групп, от уровня развития которых, в большей степени, будет зависеть рост спортивных результатов на этапе углубленной тренировки. Возможность точного прогнозирования результатов на каждом этапе подготовки позволяет избегать форсирования результатов, что создает, в свою очередь, благоприятные предпосылки для всестороннего развития юных спортсменов [1].

2. Перов П. В. (2005 г.) в диссертационном исследовании на тему: «Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом» представил новые сведения об удельном вкладе результатов в приседаниях со штангой на плечах, жиме штанги лежа и становой тяге в сумму силового троеборья, а также о значимости условного коэффициента для спортсменов различных весовых категорий. Автором впервые были получены данные о пространственных и пространственно-временных характеристиках выполнения жима штанги лежа. Установлены оптимальные сочетания средств, методов и параметров тренировочной нагрузки силового и скоростно-силового характера в тренировке начинающих пауэрлифтеров. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в определении количественных и качественных значений достижений пауэрлифтеров различных весовых категорий и уровня спортивной подготовленности в соревнованиях различного уровня. Исследователем определена биомеханическая структура выполнения одного из соревновательных упражнений. Разработана и внедрена в практику экспериментальная методика занятий пауэрлифтингом на начальных этапах тренировки. Результаты исследований послужили теоретической и методической базой для проведения дальнейших исследований в области атлетических видов спорта, повышения методического уровня проведения теоретических и практических занятий преподавателями в различных образовательных учреждениях [2].

3. Новокрещенов В. А. (2005 г.) в научной работе: «Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров подросткового возраста» описал разные ситуации спортивной деятельности пауэрлифтеров, выделил и сформулировал препятствия, возникающие на пути к достижению цели (ситуативные детерминанты). Автор разработал модель и содержание личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров с учетом особенностей психофизиологических задатков (свойств темперамента) спортсменов (личностные детерминанты) и характеристики пауэрлифтеров. Исследователь также апробировал в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров. Разработанные педагогические условия воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров носят неспецифический характер и могут использоваться в работе со спортсменами разного возраста и различных видов спорта [3].

4. Аксенов М. О. (2006 г.) в исследовательской работе на тему: «Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий», впервые разработал научно-обоснованную методику, являющуюся основой компьютерной программы и направленной на повышение эффективности управления тренировкой пауэрлифтеров. Автором определены средние возможные количественные и качественные параметры нагрузки пауэрлифтеров старших разрядов, их динамика и соотношение в основных средствах и структурных единицах тренировочного процесса пауэрлифтеров.

Полученные результаты являются новыми в области теории и методики подготовки пауэрлифтеров средних весовых категорий, высшей квалификации. Исследователем представлены новые суммарные и усредненные данные о величинах нагрузки пауэрлифтеров, динамика и соотношение в структурных составляющих тренировочного процесса [4].

5. Якубенко Я. Э. (2006 г.). В диссертации на тему: «Сравнительный анализ объема тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге у мужчин в зависимости от квалификации и массы тела» впервые у пауэрлифтеров квалификации кандидата в мастера спорта, мастера спорта и мастера спорта международного класса на основе фактического материала:

  • выявлены значения объема нагрузки в основных группах упражнений, начиная с отягощения > 70 % у атлетов с разной массой тела;
  • выявлены критерии объема тренировочной нагрузки для групп весовых категорий, проведен их сравнительный анализ по Т-критерию Стьюдента и определены характерные для них значения;
  • выявлены закономерности изменения основных параметров объема нагрузки пауэрлифтеров в зависимости от их квалификации и массы тела;
  • установлены модельные характеристики объемов нагрузки в основных группах упражнений для пауэрлифтеров различной квалификации с разной массой тела.

 

Разработанные значения объемов тренировочной нагрузки позволяют:

  • индивидуализировать модельные характеристики объемов нагрузки, средства и методы подготовки пауэрлифтеров;
  • контролировать и совершенствовать управление их тренировочным процессом;
  • существенно повысить эффективность тренировочного процесса и спортивные результаты пауэрлифтеров [5].

 

6. Холопов В. А. (2008 г.) провел исследование на тему: «Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов». В результате проведенного исследования:

  • разработана классификация тренировочных нагрузок по интенсивности и объему в пауэрлифтинге;
  • выявлены рациональные варианты построения тренировочных нагрузок в базовых и специализированных микроциклах подготовительного периода;
  • разработана рациональная структура мезоциклов общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода;
  • экспериментально обоснована эффективность двухциклового варианта построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов.

 

Результаты выполненного исследования могут быть применены: при разработке индивидуальных тренировочных программ для пауэрлифтеров старших разрядов, при организации комплексного контроля специальной физической подготовленности квалифицированных пауэрлифтеров на этапах годичного цикла подготовки, при составлении программно-нормативных документов для групп спортивного совершенствования [6].

7. Ходосевич Г. В. (2008 г.) в диссертации на тему: «Функциональное состояние спортсменок, занимающихся пауэрлифтингом при использовании вибромассажа в тренировочном процессе» впервые обосновал особенности вибровоздействий различных режимов на состояние нервно-мышечного аппарата атлеток групп начальной подготовки и высшего спортивного мастерства, занимающихся пауэрлифтингом. Установлено, что при частоте вибраций 15 Гц вибромассаж оказывает на организм релаксирующее действие, при частоте вибрации 25 Гц – тонизирующее. Продолжительность сеанса определяется функциональным состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменок.

Автором определена эффективность дифференцированного использования вибрационного массажа различной направленности в процессе подготовки атлеток, занимающихся силовым троеборьем. Выявлено, что при тренировках с применением вибровоздействий увеличивается сила мышц (становая – на 33,00 % (р < 0,01) и кисти – на 40,62 % (р < 0,05) соответственно), снижается количество нереализованных попыток в соревновательной деятельности на 39,34 % (р < 0,05) и случаев травматизма.

Установлено, что особенностями адаптации атлеток к интенсивным силовым нагрузкам на фоне применения вибрационного массажа, является снижение индекса напряжения и адаптационного потенциала сердечнососудистой системы, менее выраженное, по сравнению с данными контрольной группы спортсменок снижение сывороточных белков, иммуноглобулинов в сыворотке крови и фагоцитарной активности нейтрофилов.

В результате полученных в работе данных были разработаны технологические режимы применения вибровоздействий, которые целенаправленно воздействуют на формирование процессов восстановления атлеток в период интенсивных тренировок в пауэрлифтинге. Предложен дифференцированный подход к использованию вибрационного массажа, позволяющий своевременно повышать функциональные возможности, физическую подготовку атлеток, занимающихся силовым троеборьем [7].

8. Перфильева Е. В. (2010 г.) в диссертационной работе на тему: «Предсоревновательная регуляция веса тела пауэрлифтеров высокой квалификации» впервые определила арсенал средств и методов снижения собственного веса пауэрлифтеров высокой квалификации при непосредственной подготовке к соревнованиям. Автором выявлена прямая взаимосвязь между количеством снижаемого веса и результатами выступления на соревнованиях. Наиболее «уязвимым» для спортсменов снижающих вес является приседание, как по снижению спортивного результата, так и по количеству неудачных стартов. Экспериментально обоснована эффективность методики рассредоточенной сгонки веса спортсменами высокой квалификации в соревновательном мезоцикле подготовки. Предложенная методика снижения собственного веса при непосредственной подготовке к соревнованиям позволила атлетам минимизировать негативные последствия «сгонки» и повысить результативность их выступления на соревнованиях [8].

9. Ворожейкин О. В. (2010 г.) в своей работе: «Силовая подготовка пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ» обосновал и разработал методику силовой подготовки в пауэрлифтинге на основе индивидуальных тренировочных программ, состоящая из четырех этапов: «прогностического», «побудительного», «деятельностного» и «корректировочного».

Автором установлены особенности развития силы у пауэрлифтеров: сила развивается в основных мышечных группах (ног, рук, туловища); развитие силы происходит с использованием наименее травмоопасных упражнений; приоритет отдается развитию становой силы (35…45 % результата в троеборье приходится на становую тягу); по мере роста квалификации спортсменов количество упражнений на развитие силы по отношению к средствам общефизической подготовки возрастает; каждое учебно-тренировочное занятие по силовой подготовке включает комплексную проработку спортсменом всех мышечных групп.

Выявлены факторы, определяющие высокий уровень силовой подготовленности спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом: индивидуальные силовые способности спортсмена; высокий уровень мотивации к достижению хорошего результата на соревнованиях; высокая степень концентрации при выполнении упражнений силового троеборья; хорошая морально-волевая подготовленность спортсменов; соответствие объема и интенсивности силовой нагрузки возможностям спортсмена; точность выполнения упражнений силового троеборья в зависимости от анатомо-морфологических особенностей строения тела спортсмена; высокие показатели относительной нагрузки во время учебно-тренировочного процесса; способность к быстрому восстановлению спортсмена в процессе силовой подготовки.

Определены субъективные педагогические условия, необходимые для эффективной реализации методики индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге: профессиональная подготовленность, авторитет тренера по пауэрлифтингу; расширение возможностей по использованию средств, методов тренировки для достижения высоких результатов с учетом индивидуальных возможностей пауэрлифтеров; готовность тренера к взаимодействию с каждым спортсменом; эмпатичность тренера по отношению к спортсменам; нацеленность пауэрлифтеров на достижение высоких результатов в развитии силы; применение эмоционально насыщенной информации об успехах спортсменов на соревнованиях.

Установлены объективные условия, усиливающие педагогическое воздействие тренера на спортсмена: общее состояние в развитии пауэрлифтинга в стране; отношение к пауэрлифтигу в регионе; уровень развития теории и методики подготовки пауэрлифтеров; состояние материально-технической базы по обеспечению качественной подготовки спортсменов в пауэрлифтинге; спортивные традиции и положительный опыт в организации тренировочного процесса по подготовке высококвалифицированных спортсменов; морально-психологический климат в команде по пауэрлифтингу [9].

10. Кострюков В. В. (2011 г.) в диссертационном исследовании на тему: «Совершенствование специальной силовой подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе применения упражнений с переменными отягощениями» раскрыл сущность и содержание вводимых в теорию и методику пауэрлифтинга понятий «упражнения с постоянными отягощениями» и «упражнения с переменными отягощениями» и впервые обосновал классификацию упражнений и их вариантов в пауэрлифтинге с выделением уровней детализации их двигательного состава, отражающих вертикальные и горизонтальные связи. Автором определены роль и место тренировочных средств в практике тренировки пауэрлифтера, выявлены особенности динамики усилий при использовании постоянных и переменных отягощений в упражнениях силового троеборья. Исследователь разработал и экспериментально обосновал методику специальной силовой подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе применения упражнений с переменными отягощениями.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что специальная силовая подготовка квалифицированных пауэрлифтеров на основе применения упражнений с переменными отягощениями обеспечивает существенное повышение темпа прироста соревновательных результатов в упражнениях силового троеборья и успешности соревновательной деятельности спортсменов [10].

11. Тришин Е. С. (2011 г.) в своей научной работе на тему: «Специальная подготовка квалифицированных пауэрлифтеров в недельных микроциклах подготовительного периода» исследовал закономерности построения тренировочных занятий силовой направленности и особенности адаптации систем организма спортсменов к силовой тренировке на соревновательные и вспомогательные упражнения в недельном микроцикле.

Автором выявлено оптимальное соотношение и последовательность применения средств силовой подготовки и аэробной восстановительной направленности в недельном микроцикле подготовительного периода подготовки квалифицированных пауэрлифтеров. Разработан мезоцикл подготовительного периода, состоящий из 8-и недельных микроциклов и экспериментально обоснована его эффективность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанного алгоритма средств силовой и аэробной подготовки позволяет значительно интенсифицировать процесс тренировки в пауэрлифтинге без срыва адаптационных процессов сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем организма [11].

12. Дальский Д. Д. (2013 г.) в диссертации на тему: «Коррекция тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге на основе методов оперативного контроля» определил и проанализировал методы оперативного контроля функционального состояния пауэрлифтеров для осуществления коррекции их тренировочной нагрузки, которые обеспечивают рост спортивных результатов и сохранение здоровья атлетов.

Автором теоретически и практически обосновано использование индекса функционального состояния спортсмена (далее – ИФСС) для осуществления оперативного контроля в пауэрлифтинге. Разработаны и апробированы способы коррекции тренировочной нагрузки пауэрлифтеров на основе ИФСС.

На основании проведенных исследований разработаны практические рекомендации по осуществлению процесса коррекции тренировочной нагрузки пауэрлифтеров при проведении оперативного контроля функционального состояния спортсменов на основе ИФСС.

Практическая значимость работы состоит в том, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанной системы оперативного контроля как основы для коррекции тренировочной нагрузки позволяет своевременно обеспечивать тренера необходимой информацией о функциональном состоянии пауэрлифтера во время тренировочных занятий и на соревнованиях [12].

13. Хорунжий К. А. (2014 г.) в своей диссертационной работе на тему: «Эффективность методики начальной подготовки в пауэрлифтинге на основе сочетания разных режимов упражнения» выявил высокую эффективность применения на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге силовых упражнений на специализированных тренажерах, основанных на сочетании статического и динамического режимов работы мышц.

Автором установлен уровень общей и специальной физической подготовленности занимающихся силовым троеборьем и определены антропометрические показатели и уровень общей физической работоспособности, а также установлены должные нормы показателей специальной физической подготовленности начинающих спортсменов 14…17 лет на этапе начальной подготовки в силовом троеборье.

Полученные в ходе исследований данные дополняют теорию и методику тренировки подростков на этапе начальной подготовки в силовом троеборье новым информационным содержанием. Положения работы могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы применения упражнений на тренажерах, основанных на сочетании статического и динамического режимов работы, в пауэрлифтинге, а также в других видах спорта, связанных с проявлением силовых способностей.

По результатам исследования автором разработаны практические рекомендации для построения учебно-тренировочного процесса юношей 14…17 лет на этапе начальной подготовки в пауэрлифтинге, использование которых позволит повысить спортивные результаты начинающим атлетам. Кроме того, выполнение предложенных контрольных упражнений дает возможность адекватно и своевременно оценивать уровень специальной подготовки юных спортсменов и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс [13].

14. Алиев Н. Р. (2016 г.) в диссертационной работе: «Физическая подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе занятий пауэрлифтингом»:

  • уточнил особенности физического, двигательного и психомоторного развития подростков с умственной отсталостью;
  • разработал методику начальной подготовки в пауэрлифтинге умственно отсталых подростков, направленную на развитие физических качеств и расширение двигательного опыта;
  • обосновал соотношение объемов и интенсивности нагрузки, направленной на развитие общей и специальной подготовленности занимающихся;
  • доказал влияние предложенной методики подготовки в пауэрлифтинге на физическое, функциональное, двигательное и психомоторное развитие подростков-олигофренов.

 

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теории и методики адаптивного спорта, в частности системы спортивной тренировки лиц с отклонениями в умственном развитии, расширяя знания о педагогических подходах и средствах, организационно-методических основах физического воспитания и спортивной подготовки подростков со сниженным интеллектом.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке индивидуальных и групповых программ подготовки в пауэрлифтинге подростков с интеллектуальной недостаточностью, при разработке и внедрении учебных программ в детских юношеских адаптивных спортивных школах и программ дополнительного образования в специальных школах [14].

15. В 2016 году нами была подготовлена диссертационная работа на тему: «Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом». В работе впервые поставлена и решена проблема по разработке научно-обоснованной методики по управлению тренировочным процессом юных спортсменов в пауэрлифтинге учитывающих возрастные особенности организма, в частности:

1. Разработана методика по оптимизации подготовки юношей с включением основных педагогических направлений, ее определяющих, со следующим алгоритмом действий:

  • оценка наиболее значимых физиологических показателей и факторов, влияющих на развитие силы мышц юных спортсменов;
  • анализ адекватности воздействия физических нагрузок индивидуальным функциональным возможностям и темпам биологического развития организма юных спортсменов;
  • разработка наиболее значимых модельных характеристик силовой подготовки в разных периодах тренировочного процесса;
  • разработка оптимальных технических и биомеханических параметров выполнения соревновательных упражнений в зависимости от темпов биологического развития юношей;
  • внедрение в тренировочный процесс.

 

2. Предложен новый подход к методу управления тренировочным процессом и методики силовой подготовки у юношей в пауэрлифтинге с учетом возрастных особенностей юных спортсменов на основе:

  • динамики и взаимосвязи морфофункциональных показателей и спортивной результативности юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом темпов биологического развития;
  • статистически достоверного влияния занятий пауэрлифтингом на улучшение самооценки юношей и снижение у них потребности в психологической поддержке и помощи;
  • применения индивидуального подхода к развитию силы у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, за счет распределения тренировочной нагрузки в зависимости от темпов биологического развития;
  • использования специфических функциональных проб в пауэрлифтинге.

 

Теоретическая значимость работы связана с научным обоснованием методики управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге, суть которой заключается в пересмотре традиционно сложившихся представлений о системе силовой подготовки с учетом возрастных особенностей организма юных спортсменов в зависимости от темпов биологического развития.

Практическое применение методики управления тренировочным процессом, в основу которой положена научно обоснованная программа тренировок и авторская разработка системы подготовки юношей, занимающихся пауэрлифтингом, позволит тренерам оптимизировать процесс тренировок и подготовить спортсменов высокого класса без ущерба для здоровья юных спортсменов [15].

За период с 2003 по 2016 гг. различными авторами России и Казахстана подготовлено 15 диссертационных работ по методическому обеспечению тренировочного процесса в пауэрлифтинге, общим объемом 2417 страниц (табл. 1). В среднем на одного автора приходится 161 страница научных изысканий. Из 15 изученных диссертационных работ, 14 были подготовлены и защищены в России (на соискание степени кандидата наук) и 1 диссертация в Казахстане (на соискание степени доктора PhD).

В зависимости от контингента практического применения 40 % научных изысканий выполнялось для применения начинающими спортсменами, 40 % для использования спортсменами высшей квалификации и 20 % для спортсменов различной квалификации. Представленные в процентном соотношении цифры указывают на сбалансированность проведения учеными исследований в зависимости от квалификации спортсменов.

Таблица 1

Краткая характеристика содержания диссертационных работ по методическому обеспечению тренировочного процесса в пауэрлифтинге

№ диссертационной работы

Характеристика научного содержания работы

Контингент практического применения

Объем диссертации, страниц

1

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Начинающие спортсмены

192

2

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Начинающие спортсмены

151

3

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки с психологическим аспектом

Начинающие спортсмены

174

4

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки с применением информационных технологий

Спортсмены высшей квалификации

206

5

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Спортсмены высшей квалификации

127

6

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Спортсмены высшей квалификации

115

7

Физиология спорта

Спортсмены различной квалификации

128

8

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки и физиологии спорта

Спортсмены высшей квалификации

160

9

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки, психологии и физиологии спорта

Спортсмены различной квалификации

150

10

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Спортсмены высшей квалификации

193

11

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Спортсмены высшей квалификации

120

12

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки и физиологии спорта

Спортсмены различной квалификации

232

13

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки

Начинающие спортсмены

145

14

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки с психологическим аспектом

Начинающие спортсмены

162

15

Теоретико-методическое содержание спортивной тренировки, физиологии и психологии спорта

Начинающие спортсмены

162

 

По характеристике научного содержания, 7 диссертаций содержат в основном теоретико-методические аспекты спортивной тренировки, две дополнительно включают психологические аспекты, одна работа включает применение информационных технологий, две выполнены на стыке теоретико-методических аспектов и физиологии, две содержат теоретико-методические, физиологические и психологические аспекты, одна работа имеет в основе физиологическую составляющую организации подготовки спортсменов.

Выводы: Проведенный анализ современных научных исследований российских и казахстанских авторов позволяет сделать вывод, что ученые проводят в настоящее время активные научные изыскания по методическому обеспечению направленные на повышение эффективности организации и управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге.

По характеристике научного содержания диссертационных работ выявлено, что многие ученые выполнили исследования на стыке нескольких наук: теории и методики физической культуры, психологии и физиологии. Указанный факт подтверждает комплексность научного подхода к проблемам исследования.

Использование разработанных инноваций в системе спортивной подготовки позволит тренерам оптимизировать тренировочный процесс и подготовить высококвалифицированных спортсменов.

 

Список литературы

  1. Гузь С. М. Методика тренировки спортсменов 12-14 лет в силовом троеборье на этапе предварительной подготовки: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Гузь Сергей Михайлович; Место защиты : [Карельский гос. пед. ун-т]. – Петрозаводск, 2003. – 192 с.
  2. Перов П. В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Перов Павел Викторович; Место защиты : [Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры имени П. Ф. Лесгафта]. – СПб., 2005. – 151 с.
  3. Новокрещенов В. А. Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров подросткового возраста: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Новокрещенов Владислав Анатольевич; Место защиты : [Уральский гос. ун-т физ. культуры]. – Челябинск, 2005. – 174 с.
  4. Аксенов М. О. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий: дис.  … канд. пед. наук : 13.00.04 / Аксенов Максим Олегович; Место защиты : [Бурятский гос. ун-т]. – Улан-Удэ, 2006. – 206 с.
  5. Якубенко Я. Э. Сравнительный анализ объема тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге у мужчин в зависимости от квалификации и массы тела: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Якубенко Ярослав Эдуардович; Место защиты : [Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма]. – М., 2006. – 127 с.
  6. Холопов В. А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Холопов Владимир Александрович; Место защиты : [Всерос. НИИ физ. культуры и спорта]. – М., 2008. – 115 с.
  7. Ходосевич Г. В. Функциональное состояние спортсменок, занимающихся пауэрлифтингом при использовании вибромассажа в тренировочном процессе: дис. ... канд. биолог. наук : 03.00.13 / Ходосевич Геннадий Владимирович; Место защиты : [Уральский гос. ун-т физ. культуры]. – Челябинск., 2008. – 128 с.
  8. Перфильева Е. В. Предсоревновательная регуляция веса тела пауэрлифтеров высокой квалификации: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Перфильева Елена Владимировна; Место защиты : [Московская гос. акад. физ. культуры]. – Малаховка, 2010. – 160 с.
  9. Ворожейкин О. В. Силовая подготовка пауэрлифтеров различной спортивной квалификации на основе индивидуальных тренировочных программ: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Ворожейкин Олег Владимирович; Место защиты : [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. – СПб., 2010. – 150 с.
  10. Кострюков В. В. Совершенствование специальной силовой подготовки квалифицированных пауэрлифтеров на основе применения упражнений с переменными отягощениями: дис.  … канд. пед. наук : 13.00.04 / Кострюков Вячеслав Вадимович; Место защиты : [Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. – Чебоксары, 2011. – 193 с.
  11. Тришин Е. С. Специальная подготовка квалифицированных пауэрлифтеров в недельных микроциклах подготовительного периода: дис.  … канд. пед. наук : 13.00.04 / Тришин Евгений Сергеевич; Место защиты : [Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта]. – М., 2011. – 120 с.
  12. Дальский Д. Д.. Коррекция тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге на основе методов оперативного контроля : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Дальский Дмитрий Данилович; Место защиты : [Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта]. – СПб., 2013. – 232 с.
  13. Хорунжий К. А. Эффективность методики начальной подготовки в пауэрлифтинге на основе сочетания разных режимов упражнения: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Хорунжий Кирилл Анатольевич; Место защиты : [Тульский гос. ун-т]. – Тула: СГУ, 2014. – 145 с.
  14. Алиев Н. Р. Физическая подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями на начальном этапе занятий пауэрлифтингом: дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Алиев Натик Расим; Место защиты : [ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»]. – М., 2016. – 162 с.
  15. Авсиевич В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом: дис. ... док. PhD. – Алматы, 2016. – 162 с.

 

Материал поступил в редакцию 30.05.2017
© Авсиевич В. Н., 2017