Использование образовательных технологий, ориентированных на личность при обучении к специальным предметам

Авторы: Каримова Махбуба Нутфуллаевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 111-114

Объём: 0,21

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Каримова М. Н. Использование образовательных технологий, ориентированных на личность при обучении к специальным предметам // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 111-114.

Аннотация: В данной статье рассматривается формирование профессиональной подготовки преподавателя осуществляющего личностно направленное образование. Технология направленного образования личностей подразумевает, прежде всего, формирование личности получающего образование.

Образовательная технология, ориентированная на личность, прежде всего, предусматривает формирование личности обучаемого. Ниже приведены следующие составные части модуля процесса обучения к специальным предметам в профессиональных колледжах, основанного на образовательных технологиях:

  1. Анализ группы обучаемых;
  2. Первичная подготовка;
  3. Содержание образования;
  4. Цели обучения;
  5. Формы образования;
  6. Методы обучения;
  7. Дидактические средства обучения;
  8. Оценка знаний и навыков;
  9. Обратная связь;
  10. Результаты образования [1].

Ниже останавливаемся на каждом из составляющих этого модуля:

1. Анализ группы обучаемых. В процессе образования, ориентированного на личность, большое количество учеников и различный уровень их знаний, могут создать определенные трудности. Именно поэтому, учителю необходимо глубоко изучить и анализировать группу учеников. При этом, получают общие данные про учебную группу, определяют степень необходимости того или иного типа специального подхода, анализируют возможности усвоения знаний и выполнения практических заданий учениками, анализируют отношение и интерес к учебе в последующей ступени образования, учитывают знания и навыки, положение, личные и профессиональные качества, достоинство, возраст и пол, семейные условия и социальное происхождение.

2. Подготовка к организации учебного процесса. Подготовка учителя к обучению по специальным предметам, имеет важное значение. При организации теоретических и практических занятий, он готовится по следующим направлениям: создание организационных условий; анализ дидактических условий (изучение состояния обучения); обеспечение учебно-методической укомплектованности.

Организационные условия требуют соблюдения нижеследующих факторов: правильный выбор места обучения; разработка инструкций и указаний; подготовка рабочего места и учебных помещений.

Дидактические условия предполагают наличие оборудования и средств обучения (доски, флипчартов, проектора, видеомагнитофона, компьютера, Интернета).

В учебно-методическую обеспеченность входят все учебно-нормативные документы (учебная программа, рабочие планы, критерии оценки), учебная литература (учебники, учебные пособия, методические указания, методические пособия и др.) [2].

 

Таблица 1

Учебные цели

Глаголы

1.

Познание

Пересказать

Регистрировать

Сообщить

Называть, именовать

Писать

Выражать

Отличать

Опознать

Рассказать

Повторить

2.

Осознание

Приводить доказательства

Поменять

Уточнить

Отметить

Объяснить

Проводить, превращать

Изменить

Показать рисунками

Прокомментировать

Уточнить

3.

Применение

Применить

Рассчитывать

Демонстрировать

Использовать, обучить

Определить

Выполнить

Рассчитать

Выполнить, решить

4.

Анализ

Вывести

Выделять

Классифицировать

Характеризовать

Предложить

Предсказать

Разделить на части

Распределить

Проверить

Группировать

5.

Синтез

Изобретать

Обобщить

Планировать

Разработать

Систематизировать

Добавить, соединить

Составить

Проектировать

6.

Оценка

Диагностировать

Доказать

Обосновать

Измерять

Одобрять

Оценить, проверить

Контролировать

Сличать

Сравнить

Сопоставлять

 

3. Содержание предмета обучения. Оно заключает в себе специальные научные знания, а также результаты опытов и практических работ. Для усвоения и анализа многогранных данных, ученикам нужны опорные знания по сути и содержанию учебного материала.

Содержание специального предмета определяется в соответствии с разными источниками: специальная учебная литература, техническая литература (научно-технические журналы, словари, специальные статьи, патенты и др.), инструкции по использованию машин и приспособлений, данные Интернета, соответствующие отрасли специальной науки, современно оборудованные предприятия.

4. Определение целей обучения. При организации занятий, заранее намечаются учебные цели. Ориентировочные учебные цели предусматривают подготовку учеников к профессиональной деятельности. При этом, характеризуются направление специальностей, профессиональная характеристика, а также задачи и этапы производственного образования.

Общие цели обучения предусматривают изучение предмета и его разделов (модулей), а точные учебные цели – точные знания или тему. Специальные (профессиональные) учебные цели требуют освоения сути предмета и применения полученных знаний на практике [3].

При определении учебных целей, используются глаголы таксономии Блума (табл. 1), также Бройера. Можно пользоваться таксономиями Шмидта: повышение в соответствии с областями знаний и контролирование (выполнение).

5. Формы и методы обучения. Обучение, ориентированное на личность, рекомендуется вести индивидуально, совместно или в малых группах. Также дают хороший эффект интерактивные занятия. В обучении, ориентированном на личность, основное внимание уделяется на активацию учеников, самообразование (внутренняя и внешняя мотивация), обучению и возбуждению интереса к познаниям, развитию навыков самостоятельной работы и личных качеств.

6. Подготовка дидактических средств и материалов. Дидактические средства, применяемые в обучение к специальным предметам: изобразительно-визуальные средства; оборудование; инструменты; аудио-визуальные средства; модели, макеты, мультимедийные средства; средства измерения; современные средства получения информации (Интернет, электронные ресурсы образования); электронные учебные программы.

7. Оценка знаний, навыков и квалификаций. На определенном этапе учебного процесса, на основе заранее принятых критериев определения степени достижения учебных целей, проводится оценка. При этом, определяется не только уровень знаний и понятий учащихся, но и какой учебный материал они хорошо освоили, а какой освоили недостаточно.

8. Обратная связь. В процессе образования обеспечивается обратная связь. За освоение учебного материала ответственен не только учитель, но и ученик. Чем больше ученик, в процессе урока, будет действовать активно и самостоятельно, тем эффективней будут достигаться цели обучения. Именно поэтому, необходимо применить методы обучения, которые будут способствовать повышению активности ученика. На качество образования, в процессе урока, влияет обратная связь.

9. Результат образования. Результаты успеваемости по предмету итогово оцениваются на основании принятых критериев и стандартов. На основании результатов оценки знаний, навыков и квалификаций, выполняются мероприятия по улучшению качества образования. Оценка позволяет определить преимущества и недостатки применяемой методики, проверить качество планирования и проведения уроков, а также, при необходимости вносить изменения, поможет обеспечить качественность образования, обменяться опытом.

Подводя итоги, можно сказать, что в процессе образования при обучении, ориентированном на личность, предусматриваются такие важные факторы, как: повышение эффективности формирования знаний, навыков и квалификаций, развитие личных качеств и талантов, выполнение требований к профессиональному формированию обучаемого, к повышению творческих способностей и мастерства педагога.

 

Список литературы

  1. Джураева Б. Р. Формирование педагогической культуры будущих учителей в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. Монография. – Ташкент : Фан, 2003. – 177 с.
  2. Асмолов Х. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Загвянский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. – Москва, 2006. – 192 с.

 

Материал поступил в редакцию 30.05.2017
© Каримова М. Н., 2017