О проблемах и перспективах функционирования товарно-сырьевых бирж в условиях ЕАЭС (на примере Кыргызстана)

Авторы: Бердибаева Какен

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 21-24

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Бердибаева К. О проблемах и перспективах функционирования товарно-сырьевых бирж в условиях ЕАЭС (на примере Кыргызстана) // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 21-24.

Аннотация: В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения товарно-сырьевых бирж. Проведен анализ законодательного регулирования товарно-сырьевых бирж в Кыргызстане, России и Казахстане. Даны рекомендации по функционированию товарно-сырьевых бирж в условиях ЕАЭС.

Обмен сырьевыми товарами играет важную роль в экономике многих стран. По утверждению аналитиков через международные товарные биржи осуществляется около 20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами. Развивающиеся страны продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива и минерального сырья для промышленно развитых стран Запада.

Как же в этих условиях развивается биржевая торговля в Кыргызстане?

Зарождение биржевой торговли в Кыргызской Республике (далее – КР) приходится на 1992 год, когда был принят Закон о товарной бирже и биржевой торговле [1, 2].

В 1999 году в целях поддержки сельскохозяйственных производителей по вопросам сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки было создано Общество с ограниченной ответственностью «Товарно-сырьевая биржа «ЭКЮ». В Кыргызстане это единственная товарно-сырьевая биржа, действующая на биржевом рынке до настоящего времени.

Следует отметить, что в соответствии с Программой развития экспорта в Кыргызской Республике на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 19 сентября 2002 года, в КР планировалось создание республиканской товарно-сырьевой биржи по оптовой продаже важнейших видов сырьевых ресурсов [3]. Созданная республиканская товарно-сырьевая биржа должна была участвовать в работе мировых товарно-сырьевых бирж с целью продвижения готовой продукции на внешние рынки, активизации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов, поддержки отечественных и, главным образом, экспортно-ориентированных предприятий. Однако по неизвестным причинам создание республиканской товарно-сырьевой биржи не состоялось.

Как известно, для функционирования товарно-сырьевых бирж необходимо урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе биржевой торговли, определить принципы и организационные основы государственного регулирования в деятельности товарных бирж на законодательном уровне.

Проведем сравнение законодательного регулирования биржевой торговли в Кыргызстане, России и Казахстане, государствах-членах ЕАЭС:

  • как отмечено выше, в Кыргызстане функционирует одна товарно-сырьевая биржа. В России в основном успешно функционируют две товарные биржи: Национальная товарная биржа и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. В Казахстане существует более 10 товарных бирж. Однако участники рынка и государство признают, что ни одна из них эффективно не работает, и на данный момент не найдено решение многих вопросов, позволяющих активно развиваться товарным биржам;
  • в Кыргызстане деятельность товарных бирж не лицензируется. В России деятельность товарных бирж лицензируется Центральным банком РФ, а в Казахстане – Комитетом по торговле при Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан;
  • в биржевой торговле закономерно участие биржевых партнеров, но одним из важных факторов удорожания товаров является большое количество посредников, что приводит к искаженному ценообразованию и необоснованному повышению цен на товары и продовольствие. Но согласно законодательству КР лицензирование деятельности биржевых посредников в Кыргызстане не осуществляется. По законодательству России и Казахстана деятельность биржевых посредников подлежит лицензированию;
  • допуск к участию в торгах иностранных брокеров и дилеров в Кыргызстане разрешается, тогда как в России и Казахстане разрешается только резидентам этих стран;
  • в Кыргызстане нет обязательного перечня биржевых товаров. Правительством РФ утвержден перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки, в том числе долгосрочные договоры поставки, подлежат обязательной регистрации товарной биржей. В Казахстане утверждается перечень биржевых товаров, которые должны реализовываться только через товарные биржи при повышении минимального размера представляемых партий.

Целесообразность развития товарно-сырьевой биржи в КР вызвано тем, что аграрный сектор в КР является неконкурентоспособным из-за мелкотоварности и сложности в нахождении необходимого объёма. В связи с этим не развито прогнозирование и планирование производства сельскохозяйственной продукции. Фермеры КР сталкиваются с поиском рентабельной культуры для посева, чтобы не только покрыть свои расходы, но и заработать [4]. При своем выборе они руководствуются тем, что было рентабельно в прошлом сезоне, что является единственным способом прогнозирования. Это приводит к тому, что на рынке в предстоящем сезоне будет создан излишек, и цена на этот вид продукции только упадет.

Решением вышеуказанных проблем могут выступить товарно-сырьевые биржи – площадки, на которых проходит торговля различными товарами и производными инструментами на них. Мировая практика показывает, что товарно-сырьевые биржи могут быть рискованным бизнесом, так как они зависят от неожиданных обстоятельств, которые иногда невозможно предсказать. Производители и поставщики услуг используют товарно-сырьевые биржи в процессе составления бюджета, а также для нормализации расходов с помощью форвардных контрактов, и для уменьшения объема наличных платежей. Крупные заказчики и инвесторы, используя товарные фьючерсы или хеджирование, могут найти нужные объёмы и застраховаться от неустойчивых цен на рынке, которые невыгодны для них и фермеров.

Кыргызстан является членом ВТО и ЕАЭС и в условиях современного рынка в рамках правил ВТО производственно-торговым системам государств-членов ЕАЭС предстоит разработать и реализовать принципиально новый механизм экономической интеграции. Речь идет о высшей степени межгосударственных рыночных отношений – Едином Биржевом Управлении – замкнутым цикле движения товарных, денежных, людских, информационных, энергетических, водных и других потоков через механизм биржевого масштабирования цен и стыковки товарных стандартов в ЕАЭС.

Для реализации вышеназванных совместных задач требуется на первом этапе решение, как минимум, семи практических задач:

  1. Внести изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле в Кыргызской Республике»;
  2. Создать товарно-сырьевую биржу с государственным участием, учредить при товарной бирже Центр управления биржевыми операциями;  
  3. Определить конкретные ведомства и институты, ответственные за регулирование деятельности товарных бирж;
  4. Создать соответствующую инфраструктуру с программным обеспечением торговых площадок, логистикой, свободными площадями и др.;
  5. Улучшить техническую и технологическую организацию массовой и доступной каждому участнику формы электронных торгов товарами;
  6. Организовать единую систему подготовки кадров, увязку товарных стандартов, уставов, норм, правил и методик операций;
  7. Разработать и реализовать через совместную биржевую систему бизнес-планов вертикаль интегрированных совместных производственно-торговых циклов.

В настоящее время в Кыргызстане сформировалось понимание преимуществ биржевой торговли, и были произведены изменения в законодательстве: упрощение таможенных процедур, ведение электронной биржевой торговли. Однако, действенные меры по развитию биржевой торговли в стране не предпринимаются. Практика развитых стран показывает, что функционирование биржевой торговли может способствовать: увеличению законного товарооборота и собираемости налогов; формированию механизма ценообразования; защите участников рынка от ценовых рисков; оздоровлению торговли и сдерживанию инфляции; исключению из оборота неучтенной и некачественной продукции; ограничению наличного денежного оборота; легализации посреднической деятельности; созданию условий для вытеснения криминальных и коррупционных структур из коммерческих отношений.

 

Список литературы

  1. Гавриленко А. Роль государства в биржевой торговле // Журнал «Рынок ценных бумаг». – 2007. – № 24. – С. 72.
  2. Республика Кыргызстан. Законы. О товарной бирже и биржевой торговле в Кыргызской Республике : [введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 29 июня 1992 года № 916-XII]. – Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/809.
  3. Официальный сайт Министерства экономики Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mineconom.gov.kg.
  4. Осмоналиев М. Для чего Кыргызстану товарно-сырьевая биржа? Аналитический центр «БизЭксперт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: analitika.akipress.org.

 

Материал поступил в редакцию 30.05.2017
© Бердибаева К., 2017