акция

Понимание «потребность» в социологии и других науках

Авторы: Петрова Софья Игоревна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 165-169

Объём: 0,33

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Петрова С. И. Понимание «потребность» в социологии и других науках // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 165-169.

Аннотация: в статье рассматривается категория «потребность» и ее толкование в разных науках – социологии, философии, экономике, психологии, медицине, биологии и др.

В разных науках понятие «потребность» имеет свое специфическое определение и смысл. В социологии потребности изучаются во взаимосвязи с социализацией, с удовлетворением и возвышением потребностей человека живущего в обществе. Потребности характеризуются как объективное социальное явление, как определенное противоречие: «…потребность есть противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельностного субъективно-объективного взаимодействия» [1, с. 18].

Социальные потребности обусловливают поведение людей и социальных групп. По мнению А. Г. Здравомыслова, удовлетворение потребностей зависит от общения и совместных действий людей. Социальные потребности превращаются в интересы, стимулирующие их поведение. Под потребностью в социологии, в основном, понимают нужду социальной группы или личности в тех или иных условиях, средствах и видах деятельности, обязательных для существования и дальнейшего развития [2, с. 46].

В философии потребности зачастую связывают с саморазвитием человека. И, в качестве оснований, определяющих динамику потребностей, выступает развитие культуры, общественного производства и общества. В философской литературе делается акцент на всеобщности понятия «потребности», их целости, на том, что потребности отражают связь социальных субъектов с внешней средой и являются побудительной силой в обеспечении функционирования общества, как социокультурной системы. Тем не менее, у философов нет единого мнения относительно понимания потребностей. Часть авторов, исходят из объективной обусловленности потребностей [3 и др.], определяя ее как «практическое проявление необходимости» [4, с. 12], «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [5, с. 7]. Другие относят потребности к явлениям человеческой психики, считая, что они представляет собой «субъективный образ… одну из форм отражения человеческой деятельности» [6, с. 259 и др.]. И правда, «…для того, чтобы человек стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову: даже за еду и питьё человек принимается вследствие того, что в его голове отражается ощущение голода и жажды, а перестаёт есть и пить вследствие того, что в его голове отражается ощущение сытости. Воздействие внешнего мира на человека запечатлевается в его голове, отражается в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом, в виде «идеальных стремлений», и в этом виде они становятся «идеальными силами» [7, с. 290]. Но из этого вовсе не следует, что, несмотря на то, что потребности осознаются человеком, они по своей природе идеальны.

В области управления делается акцент на субъективной стороне потребности, не дающей возможности расширить это понятие до уровня социальных потребностей. Так, например, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и ряд других исследователей, сравнивают потребность с нуждой, надобностью, дефицитом, ощущением недостатка, желанием и даже стремлением. Потребности это «…психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека» [8, с. 691], потребность это беспокоящее неприятное «ощущение недостатка», «потребности возникают, когда существует воспринимаемое несоответствие между реальным и желаемым состоянием действительности», потребность заставляет «искать средства, чтобы предупредить или прекратить ощущения нехватки или неудовлетворенности, или средства, способные вызвать или увеличить приятные ощущения» и т. п.

В экономической литературе сущность потребностей рассматривается вместе с потребительским спросом. Спрос же выступает в роли проявления потребностей, которая обеспечивается деньгами. Спрос является важнейшим элементом рынка, который представлен деньгами – потребление и платежеспособность связаны между собой (Соловьев Б. А.). Аналогичное понимание спроса есть у К. Маркса, который считал, то необходим не только спрос на товар, но и спрос, представленный деньгами.

В определении потребности экономистами можно выделить две доминантные точки зрения. Одна из них субъективная, характеризующая потребность как «субъективное выражение объективных условий существования и тенденций развития общества» (Вальтух К. К.). Другая, акцентирует внимание на объективности и необходимости потребностей: «Экономическая потребность сама по себе объективна, материальна, а вовсе не представляет собой некоего мысленного отражения, идеального явления, фон материальной жизни, она отражается в голове, осознается» (Кронрод А. Я.).

Некоторые экономисты истолковывают потребность с помощью понятия гомеостазиса, руководствуясь гомеостатической моделью функционирования потребностей К. Бернара, где любое нарушение равновесия (внешнее или внутреннее) неизбежно приводит к напряжению и детерминирует поведение, направленное на восстановление равновесия. Исходя из этого, потребность это «состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их функциями) или между организмом или внешней средой» [9, с. 36].

Другие экономисты, а также часть социологов и психологов, стоят на позициях информационного подхода к пониманию потребностей и, прежде всего, социальных: «Потребность есть жизненно важная информация об условиях дальнейшего воспроизводства живой системы (в т. ч. социума), требующая реализации» (Фадейчева Г. В.), для удовлетворения потребности человеку необходима информация о возможности ее удовлетворения (Симонов П. В.).

В психологии потребности стали активно изучаться с начале двадцатого столетия. Именно в это время появляются различные точки зрения на потребности – как о влечении (З. Фрейд), как о «драйве» (Г. Холла), как отношении между личностью и окружающим миром (Д. А. Леонтьев), как об отсутствии благ (В. С. Магун) и др. [10-12].

Психологическая трактовка категории «потребность», акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона: «потребность личности есть переживание какой-то недостаточности… без этого переживания потребности быть не может» (Иванов И. А.), это психическое явление, отражение объективной нужды организма в чем-либо (биологические потребности) и личности (социальные потребности) (Платонов К. К.), «потребность выражает собой состояние индивида» (Кикнадзе Д. А), «психический образ нужды» (Филиппов М.М.), «потребность является определенным состоянием организма» (Шаров Ю. В.), «потребности – фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности» (Ковалев А. Г.), потребности это требование организма личности необходимых условий для жизнедеятельности, если потребность не предполагает наличие хотя бы в общих чертах того, что ее может удовлетворить, то, как психологическая реальность, она не существует (Лежнев В. Г.) [13].

В общей психологии потребность также рассматривается как субъективное явление, как факт психической жизни субъекта. Социальная психология раскрывает содержание понятия потребности с позиций соотношения субъективных и объективных условий бытия общественного субъекта, то есть как субъективно-объективное явление. В рамках общей социологии сущность потребности определяется в качестве объективного фактора общественного развития (Станкевич Л. П.).

Между тем, следует отметить, что некоторые психологи считают, что «…в современном русском языке слова потребность и нужда являются синонимами… В некоторых научных публикациях по проблеме потребностей термин потребность связывается с особым психологическим содержанием [14]. Это содержание определяется тем, что понятие потребности сближается с понятием активности человека» (Пробов Т. А.). Что лишний раз свидетельствует о том, что потребности в понимании психологов в основном имеют биологический механизм формирования. Однако, несмотря на то, что потребность и нужда связаны друг с другом, они не тождественны. Отождествление нужды и потребностей вытекает из зауженного толкования нужды как дефицита. Но известно, что потребности связаны не только с дефицитом, но и с излишеством, мешающим нормальному функционированию организма и, как следствие – появление потребности избавления от лишнего (Маргулис А. В.).

Из сказанного следует, что, зауженное понимание нужды как дефицита неизбежно приводит к зауженному толкованию потребности как психического явления. И в этом контексте, стоит упомянуть понимание потребностей человека А. Маслоу, называвшего дефицитарными те из них, неудовлетворение которых, создает в организме «пустоты», обязанные быть заполненными во имя сохранения здоровья организма [15].

В медицине акцентируется вопрос взаимосвязи потребностей и сознания, чувств, эмоций, темперамента, характера, деятельности мозга человека (Симонов П. В.). Эмоции и потребности, их взаимообусловленность, проявляются в таких особенностях поведения, как настроение, переживание, напряженность, беспокойство, озабоченность и т. п. (Василюк Ф. Е.).

То, что касается биологической науки, то биологов, как впрочем, и зачастую психологов, занимает сам биологический механизм потребностей, образовывающихся в материальных субстратах человека. Для биологов материально все, что имеет биологический механизм проявления. Толкование биологических потребностей как материальных, является достаточно распространённым фактом, до сих пор не изжит ещё полностью узко-антропологический подход к их интерпретации, – отмечает Л. П. Буева, – при котором к материальным потребностям относятся фактически только потребности в обеспечении жизнедеятельности человеческого организма, или физического бытия человека. При этом, социальные аспекты формирования потребностей, выступают как нечто внешнее и случайное, а биологический механизм потребностей – как внутреннее и материальное.

Как видим, ученые рассматривают разнообразные аспекты категории «потребность», что неминуемо приводит к различиям в определениях и акцентах, которые они делают, выделяя в качестве основных те или иные стороны и свойства потребностей. Мы придерживаемся мнения тех ученых, которые справедливо, на наш взгляд, считают, что потребности не могут быть отнесены либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам. Потребности представляет собой органическое сочетание объективных и субъективных моментов, и относятся как к сфере субъективной реальности, так и к сфере объективной реальности, но имеют объективную обусловленность.

Проведенный нами анализ имеющихся в научной литературе взглядов на сущность потребностей позволяет сделать вывод, что многие аспекты проблемы все еще относятся к числу спорных и дискуссионных, что обусловливает настоятельную необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

 

Список литературы

  1. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление. – М. : Высш. шк., 2009. – 340 с.
  2. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М. : Наука, 2008 – 612 с.
  3. Глезерман Г. Е. Рождение нового человека. – М., 2010. – 332 с.
  4. Гринкевич Р. Д. Категория социальной потребности в марксистской социологии. – Л., 2011. – 332 с.
  5. Маргулис А. В. О потребностях как социальной категории. – М., 2015. – 245 с.
  6. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). – М. : Политиздат, 2014. – 328 с.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Полн. собр. соч. – Т. 21, Гл. 2. – С. 282–291.
  8. Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – M. : Дело, 1998. – 721 с.
  9. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. Предварительный эскиз. – M., 2009. – 348 с.
  10. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности. – Тула: Приокское книжное издательство, 1990. – 142 с.
  11. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к культурным потребностям личности: философские основания. – Тюмень : ТГИИК, 1996. – 136 с.
  12. Петров И. Ф. Дифференциация культурных потребностей личности: социологический подход. – Кемерово : КемГУКИ, 2016. – 152 с.
  13. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2012. – 150 с.
  14. Петров Л. И. Общество и потребности. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2012. – 171 с.
  15. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 151 с.

 

Материал поступил в редакцию 22.05.2017
© Петрова С. И., 2017