акция

Понятие стресса в профессиональной деятельности

Авторы: Ким Бэлла

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 174-177

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 174-177.

Аннотация: В статье описывается понятие стресса в профессиональной деятельности. Анализируются причины возникновения рабочего стресса и его последствия. Рассматривается понятие эмоционального выгорания.

На сегодняшний день стресс является весьма актуальной проблемой современного общества. Данное явление глубоко проникло в повседневную жизнь социума, поэтому оно так пристально изучается специалистами различного рода. Считается, что испытать стрессовое состояние может любой человек независимо от пола, возраста, социального положения и пр. На данный момент насчитывается порядка 70 % жителей России, которые ежедневно испытывают стресс.

Стресс распространен во всех сферах нашей жизни, включая профессиональную деятельность. Стрессовые ситуации, существующие в компаниях способны воздействовать на качество деятельности работников. В связи с этим, на пути выполнения поставленных задач и достижения целей организации появляются существенные трудности. Недостаток взаимосвязей коллективной деятельности на работе по причине профессионального стресса вызывает возрастание личной неудовлетворенности каждого сотрудника, снижает профессиональную эффективность, способствует текучести кадров и, как следствие, снижение доходов компании в целом [1].

Термин «стресс» (англ., stress – давление, напряжение) позаимствовали из техники, где данное слово применяется, чтобы обозначить внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность, т. е. временное или постоянное изменение структуры объекта. Первоначально понятие стресса появилось в физиологии, чтобы обозначить неспецифическую реакцию организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое негативное влияние (Ганс Селье). Позже термин стали использовать, чтобы описать состояние человека в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях [2].

За последнее время сильно вырос интерес к исследованиям в сфере профессионального стресса. Возникновение стрессового состояния у людей в период профессиональной деятельности считается важной научной проблемой, так как стресс оказывает огромное влияние на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья сотрудника.

Такой интерес к стрессу в профессиональной среде обусловлен тем, что его отрицательные последствия помимо влияния на психическое и физическое здоровье работника оказывают влияние на организационную среду и эффективность функционирования организации в целом, а также на производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей.

Профессиональный стресс является многоплановым феноменом, совокупностью физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на непростую профессиональную ситуацию.

Психологическая особенность стресса находится в зависимости как от весьма сильного внешнего воздействия на индивида, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Вследствие этого трудовая деятельность, и определенная производственная ситуация, способны стать причиной появления стресса у индивида. Настоящая причина появления стрессового состояния зачастую скрывается в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений. Мировоззрение, установки, стереотипы восприятия, потребности, мотивы и цели – все это может влиять на появление стресса у человека.

Стрессоры представляют собой разнообразные экстремальные воздействия, которые вызывают неприятные функциональные состояния – стрессы.

Условия современной жизнедеятельности стали стрессогенными. На данный момент в мире пребывает большое количество людей, которые находятся в тревожном или напряженном состоянии, они чем-то озабочены, куда-то спешат. Этим людям надо принимать решения, от которых будет зависеть их жизнь и благосостояние. Они подвержены большому количеству новой информации, которую не успевают усваивать.

Люди попадают в жизненный водоворот и теряются в нем, болезненно реагируют на пустяки, пребывают в утомлённом состоянии. Все это отнимает много сил, которые потом тяжело восстанавливаются.

Ниже представлены основные стрессоры, которые оказывают воздействие на индивида в профессиональной деятельности.

Физические стрессоры: в них входят производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и прочее. Чтобы уменьшить такое воздействие на человеческий организм, следует ограничить рабочее время сотрудника в такой атмосфере, точно регламентировать режим занятости и режим покоя и т. п.

Физиологические стрессоры: большое влияние на человека оказывает его график работы. Сменный график, отсутствие режимов занятости и отдыха, неправильный режим питания – способны вызывать у человека сильный стресс. Таким стрессорам нередко подвергаются врачи, руководители среднего и высшего звена и др.

Социально-психологические стрессоры: вбирают в себя ряд конфликтов, способных возникнуть в профессиональной деятельности (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку сотрудников, неотлаженность информационных потоков, большую ответственную деятельность, недостаток времени и т. п.

Структурно-организационные стрессоры – чаще всего возникают из-за неграмотно построенной структуры компании, неправильного распределения должностных обязанностей, возложения непомерной ответственности на работников или, наоборот, нежелания таковых за что-либо нести ответственность, ошибочного распределения ресурсов, неграмотного делегирования и т. д.

Однако, ключевой стрессор, который вызывает дистрессовое состояние –это выдвижение на первый план стремления заработать большие деньги, при этом меньше трудиться. У человека должен быть интерес к своей профессиональной деятельности, в противном случае негативных последствий не избежать.

Ганс Селье говорит: «Необходимо по меньшей мере «находиться на дружеской ноге» со своей профессиональной деятельностью, а в наилучшем случае желательно подыскать себе «игровую профессию», наиболее желанную, полезную и созидательную. Такая профессия будет самой лучшей отдушиной, предохранительным клапаном для самовыражения [2, с. 91].

Избыточно сильное и долгое влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности может явиться причиной появления состояния эмоционального выгорания [3].

Эмоциональное выгорание (от англ. burnout – выгорание, сгорание) является выработанным личностью механизмом психологической защиты, принимаемым форму полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния.

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к исчерпыванию эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника. Профессиональное выгорание появляется из-за того, что у человека внутри накапливаются отрицательные эмоции, и он не находят «разрядки» от них [4].

По мере того как обостряются влияния профессиональных стрессов, иссякают моральные и физические силы работника, он постепенно теряет свою энергичность, возникают проблемы со здоровьем. Истощение является причиной уменьшения взаимодействия с людьми вокруг, что ведет к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» работников понижается мотивация труда, появляется безразличное состояние к трудовой деятельности, понижается качество и производительность труда [5].

Подведя итог, следует сказать, что профессиональный стресс способен проникнуть в деятельность любого человека, что отрицательно влияет как на самого работника, так и на компанию в целом, именно поэтому так важно знать пути устранения появления таких состояний и проводить в компании меры профилактики профессионального стресса.

 

Список литературы

  1. Рогов Е. И. Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. И. Рогова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. : Прогресс, 1992.
  3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – М. : Юрайт, 2017. – 343 с.
  4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб. : Сударыня, 1999.
  5. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96–100. 

Материал поступил в редакцию 22.06.2017
© Ким Б., 2017