Потенциал социальных сетей в современном маркетинге

Авторы: Татаринова Алина Эдуардовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 30-33

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Татаринова А. Э. Потенциал социальных сетей в современном маркетинге // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 30-33.

Аннотация: Современные информационные технологии имеют весомое значение в маркетинге и PR. Как никогда сегодня набирают популярность социальные сети в Интернет. В последние годы в нашей стране социальные сети активно используются при продвижении товара / продукта / услуги или любого другого субъекта / объекта. Однако на сегодняшний день наблюдается недостаточная изученность в литературе и научной периодической печати о потенциале социальных сетей для использования их в продвижении товаров. В связи с этим актуальность рассмотрения данной темы вполне определена.

Любая социальная сеть в современном мире и, в частности, в России является мощнейшим средством для коммуникации, она объединяет миллионы людей по всей стране и миру. В России «расцвет» социальных сетей произошел еще 10 лет назад, в 2007 году, когда только-только появившиеся социальные сети моментально завоевали популярность среди российских пользователей и увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек в 2008 году.

Разумеется, сегодня число пользователей в несколько раз выше, что связано с проникновением глобальной сети Интернет в самые отдаленные части нашей страны. Пожалуй, только в глухой тайге нельзя войти в аккаунт социальной сети.

Стоит сказать несколько слов о том, что же такое вообще социальная сеть. Под социальной сетью И. В. Сироткина [1] понимает «социальную структуру, которая состоит из узлов, связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений». Стоит сказать, что примерами узлов в данном случае выступают отдельные люди, группы людей или целые сообщества.

В обычном понимании под социальной сетью мы понимаем некое сообщество людей, которые связаны некими общими интересами, или их объединяет некое общее дело, либо же имеющие некие другие причины для общения друг с другом. Если рассматривать социальную сеть с позиции самой сети Интернет, то в данном случае мы можем говорить о том, что социальная сеть является программным сервисом, своеобразной площадкой, которая создана для взаимодействия людей в определенной группе (или группах) [2].

Социальная сеть по сути является мощнейшим маркетинговым инструментом для охвата огромной аудитории самых разных возрастов, национальностей, сферы занятий, дохода. По состоянию на начало 2017 г. каждый тринадцатый житель нашей планеты имеет аккаунт на Facebook, при этом только 30 % этой аудитории – жители США; российская сеть «Вконтакте» может «похвастаться» наличием более 80 млн зарегистрированных пользователей, из них более 65 % – жители России.

По данным сервиса статистики LiveInternet, более 50 % всего интернет-трафика СНГ приходится на социальную сеть «Вконтакте», это просто огромные цифры, ведь миллионы людей проводят в социальной сети от 3 минут до 6 часов ежедневно. Если эти ресурсы, колоссальные маркетинговые инструменты использовать грамотно, то любая организация может значительно увеличить свою прибыль: через предоставление качественного трафика, создание положительного имиджа, достижения лояльности аудитории, завоевания «имени» и узнаваемости своего бренда.

Если отследить время, проводимое средним российским интернет-пользователем в Сети, то нетрудно сделать выводы, что 59 % отведенного времени – это время нахождения в той или иной социальной сети (по данным исследований компании comScore). На рис. 1 графически изображены данные о месячной аудитории крупнейших социальных сетей, действующих на российском рынке (данные на февраль 2017 г.).

 Аудитория социальных сетей

Рис. 1. Аудитория крупнейших социальных сетей ежемесячно, в тыс. чел. [3]

 

Если говорить о других социальных сетях, особенно хотелось бы отметить Twitter.com (который, кстати, пока не имеет особой популярности в России, но тоже набирает обороты, пусть и небольшими темпами). Интересный факт: данная социальная сеть имеет в основе сервис микроблогов. За рубежом темп роста пользователей данной социальной сети бьет многие рекорды. Только за 2016 г. популярность этой социальной сети выросла на 1500 % во всем мире, в т. ч. в России – на 5,6 %.

Для чего же маркетологам и PR-менеджерам можно использовать в своей работе социальные сети? Что такого привлекательного находит для себя аудитория социальных сетей, что может использовать специалист в целях развития своего бренда и/или проведении рекламной кампании? Рассмотрим конкретные показатели в разрезе «Социальная сеть – Что привлекает пользователя?» (табл. 1) [4].

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика крупнейших социальных сетей, действующих в России

Название проекта

Чем привлекает пользователя (аудиторию)

Вконтакте

Поддержание ежедневных контактов, общение в регулярном режиме со сверстниками, единомышленниками, родственниками, находящимися в разных точках планеты. Огромное количество сервисов и приложений. Основная аудитория – дети, подростки, молодежь до 28 лет.

Мой мир@mail.ru

Основная функция – поиск друзей, а также возможность общения с единомышленниками, поиск музыки, блогов, фотографий.

Одноклассники.ру

Основная функция – восстановление связей, утраченных ранее – с одноклассниками, однокурсниками, а также действует формат домашнего, семейного общения. Основная целевая аудитория – люди старше 45 лет.

 

Как видно из представленной таблицы, социальными сетями активно пользуются не только подростки и молодежь, как принято считать, но и люди более старшего поколения (если рассматривать контактную аудиторию проекта «Одноклассники.ру»). Поэтому возможности для запуска рекламы и продвижения своего продукта весьма разнообразны и могут иметь целью привлечение людей разного пола, возраста, социального статуса, образования, места проживания и т. д.

Можно утверждать, что потенциал социальных сетей и их популярность у российских пользователей связан с наличием следующих факторов:

  1. Регистрация в социальной сети обычно отличается простотой, как и доступность пользования;
  2. Предоставление возможности для самовыражения, некоторой известности и популярности (с помощью набора «лайков» и наличия функции «репоста», «ретвита» и т. д.);
  3. Отсутствие формальных запретов для общения (кроме запрещенных законодательством групп, тем для общения, видео, фотографий);
  4. Абсолютная открытость различного рода информации и ее использования;
  5. Предоставление интересной возможности объединения в группы по интересам, участия в некоем социальном сообществе, что рождает чувство принадлежности к группе.

Маркетологи отлично знают о возможностях и потенциале социальных сетей в связи с вышеизложенным и активно могут использовать различные маркетинговые средства для продвижения своего товара или услуги в той или иной социальной сети.

Самым распространенным типом продвижения в России в социальных сетях на сегодняшний день является баннерная реклама. Под баннерной рекламой понимается размещение на сайтах графических, текстовых или совмещающих изображение и текст рекламных баннеров, ссылающихся на сайт рекламодателя.

Сегодня специалисты и эксперты считают перспективным направлением продвижения в социальных сетях такой метод как таргетинг, ведь в социальных сетях изначально содержится довольно много информации о пользователях: запросы, наиболее часто посещаемые страницы, различные интересы аудитории социальной сети. Если использовать профили социальных сетей, то можно довольно эффективно применять таргетинг рекламы по полу, возрасту, образованию, интересам, профессиям и т. д.

Сегодня каждая социальная сеть предлагает масштабные программы для размещения рекламы по разным направлениям. Так, сеть «Вконтакте» предлагает баннерную рекламу или рассылку, а Facebook и MySpace имеют собственные программы для размещения таргетированной рекламы [5].

В целом, можно говорить о том, что любая компания в России, активно продвигающая свою продукцию на рынок, может создать группу в одной или нескольких социальных сетях, а также вести работу в тематических сообществах. С помощью социальных сетей маркетолог может выбрать интернет-площадку с необходимой целевой аудиторией, создать сообщество и лист обсуждений, привлекать новых клиентов, выстроить доверительные отношения с клиентами через активное общение, а также почти безгранично использовать возможности организации различного рода рекламный акций и конкурсов.

Таким образом, в целях повышения эффективности продвижения уже существующего  продукта или при внедрении нового продукта на рынок, специалисты компаний могут активно использовать потенциал социальных сетей. Именно в социальной сети пользователи имеют возможность общаться «на равных», получать своевременную обратную связь, а также разрушать территориальные границы своего рынка сбыта.

 

Список литературы

  1. Сироткина И. В. Как взрастить золотую рыбку в сети Интернет // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014. – № 7. – С. 86–94.
  2. Булавкина Л. Сказка о рыбаке и рыбке в социальных сетях // Маркетинговые коммуникации. – 2017. – № 1. – С. 5–8.
  3. Агентство «Ашманов и партнеры». Интернет-маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ashmanov.com/marketing.
  4. Дейнекин Т. В., Данченок Л. А. Понятие и значение комплексного интернет-маркетинга в деятельности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1.
  5. Вирин Ф. Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов. – М. : Эксмо, 2015. 

Материал поступил в редакцию 29.05.2017
© Татаринова А. Э., 2017