Предпосылки возникновения и становления медиации

Авторы: Шабаева Мария Сергеевна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 178-180

Объём: 0,18

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шабаева М. С. Предпосылки возникновения и становления медиации // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 178-170.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты возникновения медиации, освещены основные предпосылки становления института и анализируются перспективы существования и дальнейшего развития института в современном мире.

Сегодня медиация рассматривается как способ вмешательства в сложные ситуации между сторонами, особенно в контексте конфликтов. В значении конфликта, медиация имеет различные истоки. По мнению некоторых авторов, медиация существовала очень долгое время как форма вмешательства третьих лиц в конфликт. Хотя сторонние вмешательства в контексты споров существовали в течение очень долгого времени, концепция медиации возникла только в конце двадцатого столетия [1].

Выявление подходов или инициатив, которые положили историческое начало медиации может отвлечь от понимания предмета медиации, однако, стоит отделять понятия медиативного подхода от понятия медиации. Например, театр можно рассматривать как один из таких подходов (медиативных) в том смысле, что он использовался для передачи сообщений. Но у театра нет другой посреднической роли, даже если некоторые идеи (послания) были примирительными.

Прежде всего, под медиацией мы понимаем урегулирование спора с помощью нейтрального лица, медиатора (посредника), оказывающего содействие в урегулировании спора, но не имеющего права предлагать сторонам свои «варианты» разрешения спора или выносить обязательное для сторон конфликта решение [2]. Медиатор является третьей стороной, нейтральной по отношению к решению, беспристрастен относительно интересов и последствий, независим и гарантирует конфиденциальность процесса, в отличие от публичных судебных слушаний.

Но это понимание медиации как отдельной и специфической дисциплины появилось только в конце двадцатого столетия. Спор препятствует спокойному обсуждению сторонами проблемы, медиация же направлена на то, чтобы проведение управляемого обсуждения способствовало избежанию конфронтации, а также укреплению договорной свободы. Это сопровождает готовность сторон к достижению нового соглашения после предыдущего соглашения, которое оспаривается.

Начало медиации можно проследить в древнегреческой культуре философского движения, целью которого было заставить людей задуматься о своих отношениях с другими людьми и, следовательно, о самих себе. Этот поиск облегчил майевтический метод, который основан на убеждении, что у человека есть знание, которое хранится в его совести и накоплено от предыдущих поколений. Философы использовали это умение, чтобы позволить человеку достичь и выразить лучшее из него. Эта практика направлена на развитие индивидуальной ответственности через контроль гнева, а также на оказание помощи отдельным людям в размышлении об отношениях между «хозяином-рабом», между собой и другими людьми [3].

Философы привыкли к размышлениям и принятию решений и помогали человеку достичь самоопределения и умения действовать. Учение, которое было представлено риторами, стало враждебным по отношению к учениям софистов, которые просто рассматривали эффективность методов коммуникации без учета аспекта личностного развития. Данный период времени можно назвать предысторией медиации, в то время медиация не рассматривалась как таковая.

Чтобы понять медиацию, которая направлена на то, чтобы поставить людей в центр их собственных проблем, пройти через 2500-летнюю историю, необходим сильный элемент – признание человека как личность, имеющего потенциальную ответственность. Мы обязаны этим формализацией от Рене Декарта, вдохновленного неудачей Джордано Бруно, пытающегося рационализировать отношения между человеком и миром, вдохновленным размышлениям Питера Абеляра и некоторых древних греков, таких как Пифагор, Сократ и Платон. Этические соображения были также необходимы, как исследование индивидуальной автономии Спинозы, и первой Всеобщей декларации прав человека, вдохновленной работой Жан-Жака Руссо по Социальному контракту.

Теории разных авторов были необходимы для того, чтобы получить концепцию медиации, уважающую индивидуальную природу людей, такую как работы Фрейда, изобретение социологии и полемики и выражение равных прав для человечества, включая права женщин и детей.

Посредничество не могло существовать без признания возможностей принятия решений лицами, которые их будут сопровождать, чтобы выйти из конфликтов и сложных ситуаций. Право исходит из идеи о том, что люди ограничены правилами, и вынуждены вести себя хорошо, в то время как медиация вытекает из идеи о том, что индивиды способны в любой момент изменить конфликтную ситуацию. Цель разрешения спора – сохранить «свое лицо» или гармонию в отношениях и процедуры медиации и примирения в наибольшей степени отвечают этой позиции, что и объясняет популярность применения данного способа альтернативного разрешения споров [1].

В настоящее время, путь к становлению института медиации, начавшийся 2500 лет назад, продолжается и в течение этого двадцать первого столетия мы начинаем писать историю медиации и медиаторов. Однако, по-прежнему, принято считать, что у медиации нет истории, но есть «истории».

 

Список литературы

  1. Артемьева Ю. А. Альтернативное разрешение споров // В мире права. – 2011. – № 1. – С. 28–34.
  2. Ивановская Н. В. Тенденции развития применения медиации в странах азиатско-тихоокеанского региона // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 6. – С. 59–61.
  3. Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры в европейской правовой традиции. – М. : Инфотропик Медиа, 2013. – 232 с.
  4. Российская Федерация. Законы. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федер. закон : [принят Гос. Думой 7 июля 2010 г. : одобр. Советом Федерации 14 июля 2010 г.]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038.

 

Материал поступил в редакцию 07.06.2017
© Шабаева М. С., 2017