акция

Роль макетирования в архитектурном образовании

Авторы: Мухамеджанова Лола Тохтаевна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 79-81

Объём: 0,14

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мухамеджанова Л. Т. Роль макетирования в архитектурном образовании // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 79-81.

Аннотация: Рассматривается важность обучения макетированию для студентов архитектурного факультета Ташкентского Архитектурно-строительного института, обучающихся по направлению «Архитектура».

Методика макетирования является главной в процессе структурно-композиционного поиска образов при архитектурном проектировании. Дидактический эффект предметного моделирования в процессе формирования у студента образов, действий и понятий способствует развитию индивидуального мышления и творческого характера [1].

В современных технологиях изготовления макетов по-прежнему большая роль отводится ручным работам и творческому подходу к процессу и последовательности производства. Любой макет, пластиковый, бумажный или отлитый из металла должен пройти свое «первое рождение» на бумаге – в эскизах и чертежах. Сегодня специалистам проще работать со сложными элементами, располагая такими технологиями макетирования, как 3D-визуализация. Однако, большинство сложных объектов архитектурного и планировочного характера обладают слишком большим числом мелких деталей, сложным рельефом и высокой плотностью заполнения местности.

В 2016-2017 учебном году на 4 и 6 семестрах для студентов 2 и 3 курсов Архитектурного факультета Ташкентского архитектурно-строительного института, обучающихся по направлению «Архитектура» впервые ввели учебную программу по «Макетированию». Студенты в этом весеннем семестре с удовольствием занимались макетированием и достигли больших успехов.

В прошлые годы отдельные студенты на архитектурном факультете во время проектирования тоже делали макеты.

Конечно, можно сказать, зачем нужно использовать ручные наглядные макеты, когда в настоящее время в век всеобщей компьютеризации существует программы AutoCad, ArhiCad, CorelDraw, 3DstudioMax, трех мерное 3D-моделирование, которые позволяют так же, как ручное макетирование, получить реальное изображение с возможностью ее всесторонней оценки.

Однако следует отметить, что исполнение макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования.

Рабочее макетирование предполагает активную деятельность студентов, связанную с визуализацией – мыслительным «обмериванием» макета, отыскиванием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства.

Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Абстрактное мышление получает опору в наглядности – студент творчески осваивает метод макетирования.

Непосредственно наблюдая работу студента над макетом, мы видим, что глаз и рука находятся в непрерывном процессе «оглядывания» и «ощупывания» формы. Поэтому представляется возможным соотнести свои наблюдения в построении целостного образа композиции в процессе ее создания с экспериментальными данными психологов о роли руки и глаза в построении целостного образа предмета. Большое значение в процессе действий придается движению глаза и руки в восприятии объемных форм.

Процесс макетирования начинается с обдумывания концепции, т. е. с того, что вы собираетесь сделать. По разработанным эскизам, чертежам, наброскам выполняется задуманный макет объекта. Все это необходимо для максимально точного результата.

Это скрупулезный процесс, когда мельчайшие детали изготавливаются с максимальной точностью и вниманием в соответствии со всеми схемами и чертежами. Ведь даже небольшой элемент, выбивающийся из общего ряда по качеству исполнения, может испортить общее впечатление и перечеркнуть все труды [2].

В отличие от 3D-моделирования студенты много работают над собой в процессе ручного макетирования, для приведения модели в реальное состояние. Проводя обмер и оценку каждой детали, каждой части и элемента здания студенты воспроизводят уменьшенный макет будущего здания и любая оплошность и ошибка может свести насмарку всю работу студента, зная это, студенты работают с большой осторожностью [3].

Макет загородного дома

Макет многоквартирного дома

Макет особняка

Макет загородного дома

Рис. 1. Примеры работ студентов института

Исходя из сказанного выше, можно сделать заключение, что предметное объемно-пространственное моделирование, или макетирование, как метод, сопутствующий творческим стадиям архитектурного проектирования является активным средством обучения, имеющим преимущества перед графическими средствами. При графической работе студент постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в изображение, тогда как при проведении предметной деятельности – макетирования – это происходит скорее. В макете творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение.

 

Список литературы

  1. Слугин А. П. Макет ва моделлаштириш ўқув қўлланма. – Тошкент, 2010.
  2. Фоменко Н. Н. Пособие по макету. – Тошкент, 2013.
  3. Калинин Ю. М., Перькова М. В. Архитектурное макетирование. – Белгород, 2010.

Материал поступил в редакцию 23.06.2017
© Мухамеджанова Л. Т., 2017