акция

Технологии личностно-ориентированного обучения

Авторы: Батырева Наталья Андреевна, Кубышкин Виктор Игоревич, Станиславская Ксения Андреевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 141-143

Объём: 0,15

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (11), июнь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Батырева Н. А., Кубышкин В. И., Станиславская К. А. Технологии личностно-ориентированного обучения // Наука без границ. - 2017. - № 6 (11). - С. 141-143.

Аннотация: Рассмотрена личностно-ориентированная технология обучения учащихся, выявлены достоинства и недостатки этого типа обучения и его перспективы.

В современном мире каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Актуальностью личностно-ориентированного обучения является то, что оно предполагает использование учителями в практике на уроках различного материала. Загадки, дидактические и сюжетно-ролевые игры, игровые и занимательные ситуации, задачи в стихах, задачи-шутки – все это направлено на создание таких условий обучения, благодаря которым учащийся превращается в субъект, заинтересованный в саморазвитии, самопознании и самосовершенствовании.

Именно технологии личностно-ориентированного обучения являются наиболее приемлемыми для современного образования. Но значительно укоренившийся традиционный способ преподавания, который предполагает преимущественно объяснительно-иллюстративные методы обучения, не даёт существовать личностно-ориентированному обучению. Основной причиной неудач является мелкая структура учебного процесса и поверхностное изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения.

При личностно-ориентированном обучении происходит индивидуализация обучения, цель которой обеспечить учебно-познавательную деятельность школьников, формирование качеств, развитие эмоционально-духовной сферы, их личностное самоопределение. Характеристика личностно-ориентированного обучения предполагает создание на уроке таких условий для ученика, которые позволят ему развиваться и обучаться без страха получения плохой отметки, так как свобода выбора уровня обучения позволит ему найти посильный для него уровень обучения, а также позволит учесть все его индивидуальные особенности [1].

Технология личностно-ориентированного обучения

Рис. 1. Сущность технологии личностно-ориентированного обучения

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

  • внимание к внутреннему миру и индивидуальности учащегося, уважение к его неповторимой личности;
  • направление обучения на развитие личности учащегося;
  • оригинальность построения содержания и методов обучения.

Также имеются слабые стороны личностно-ориентированного обучения:

  • переоценка интересов учащихся при определении содержания и методов обучения, ведёт к несистематизированным знаниям, к снижению академического уровня знаний, к отрывочным знаниям.
  • личностно-ориентированное обучение со всеми нюансами и во всём объёме сложно проводить в классах или группах, количество учащихся в которых около 25…30. Качественно его можно реализовать в малой группе, либо на индивидуальных занятиях. То есть, такой тип обучения необходимо сочетать с другими типами, в том числе и традиционными.
  • обучение, построенное на принципе субъектности, при работе по формированию личности, противопоставляется познавательной коллективной деятельности учащихся [2].

Конечно, у технологии личностно-ориентированного обучения есть будущее, если не бояться воплощать в сегодняшнем процессе обучения новые технологии. В этом мире детям необходим организованный процесс, который будет иметь определённую последовательность технологических операций по планированию этого процесса, выполняемых учителем, педагогическими техниками, позволяющими решать задачи образования современного ребёнка.

Индивидуальный характер применения технологий личностно-ориентированного обучения будет достаточно востребован сегодня, потому что проблема неопределённости современного человека крайне распространена. Поэтому имеет смысл внедрять именно технологии личностно-ориентированного обучения в современный образовательный процесс, чтобы избежать того, что в скором времени наибольшая часть молодого поколения вовсе не будет понимать своего жизненного предназначения. Человек не сможет самореализовываться, самостоятельно развивать в себе необходимые для жизни качества и навыки. И это значит, что технологии личностно-ориентированного обучения всё-таки станут наиболее популярны в ближайшее время [3].

 

Список литературы

  1. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2000.
  2. Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока. – Ростов н/Д. : Изд-во «Учитель», 2003. – 160 с.
  3. Павлова М. А., Немыкина Т. И., Дрягина Г. В., Ярославцева Н. А., Ярославцев А. С. Технология личностно-ориентированного обучения средство повышения качества образования // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 96–97.

 

Материал поступил в редакцию 14.06.2017
© Батырева Н. А., Кубышкин В. И., Станиславская К. А., 2017