Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле

Авторы: Гасанов Илгар Самандар Оглы

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 20-25

Объём: 0,43

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6 (23), июнь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Гасанов И. С. Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 20-25.

Аннотация: Статья посвящена обзору франчайзинга на российском рынке розничной торговли, определены основные тенденции и обозначены перспективы его развития. Выявлены особенности отношений франчайзинга в ритейле.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки потенциала франчайзингового бизнеса на российском рынке и ситуации, складывающейся в настоящее время в розничной торговле, что позволит субъектам отношений франчайзинга выбирать наиболее эффективные способы взаимодействия с учетом уже накопленного отечественного опыта и современных мировых тенденций.

Франчайзинг – явление, которое в настоящее время известно и широко распространено практически по всему миру и представляет собой довольно эффективную форму развития бизнеса. Эффективность этой бизнес-модели связана с идеей тиражирования по определенной технологии концепций бизнеса, уже проверенных на практике. С одной стороны, франчайзинг позволяет успешным компаниям расширить свою деятельность посредством создания франчайзинговой сети, а с другой – начинающие предприниматели получают возможность уверенно начать бизнес.

Содержание отношений франчайзинга состоит в том, что известные компании – обладатели популярных товарных знаков (знаков обслуживания) и отработанных технологий (франчайзеры) предоставляют другим самостоятельным субъектам хозяйственной деятельности (франчайзи) право использовать эти технологии и свои торговые марки (бренды) для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на условиях, определенных договором.

Мировой опыт показывает, что в течение первых 10 лет развития в той или иной стране франчайзинговой формы организации бизнеса на национальном рынке 70 % франшиз являются зарубежными и 30 % – отечественными. Так было и в России. По мере развития национальных предпринимательских структур, накопления ими собственного опыта происходило формирование и расширение отечественных франчайзинговых сетей [6, С. 100].

Иностранные франшизы, представленные на российском рынке, зачастую выгодно отличаются на фоне отечественных наличием тщательно продуманной и детально проработанной поддержки франчайзи (что является одним из основных преимуществ франчайзинговой системы), в то время как многие российские франчайзеры ограничиваются лишь консультированием франчайзи по мере необходимости. Однако франшизы российских компаний более доступны по цене. При этом отечественные франчайзеры дают франчайзи больше свободы действий в ведении предпринимательской деятельности, меньше их контролируют, в отличие от иностранных франчайзеров, предъявляющих к франчайзи жесткие требования.

В связи с экономической нестабильностью в стране и в мире наиболее востребованными остаются недорогие франшизы в сфере розничной торговли. Это обусловлено также ситуацией, сложившейся на рынке труда, и, в частности, ростом безработицы. Наиболее перспективные и обеспеченные россияне делают выбор в пользу развития собственного бизнеса, а франчайзинг в данном случае становится лучшим решением из-за низких рисков, сокращения времени запуска бизнес-проекта, а также благодаря поддержке со стороны франчайзера [4, С. 96].

В последние годы понятие розничной торговли, как правило, заменяется более емким термином «ритейл» (от англ. retail), который трактуется как продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). Причем на практике и профессиональное сообщество, и СМИ под ритейлом обычно подразумевают крупные торговые сети, которые либо носят универсальный характер, либо ориентируются на определенные товарные группы [9, С. 115]. В более широком смысле ритейл следует рассматривать как принцип организации торговли [11]. Однако в рамках данного исследования ритейл целесообразно рассматривать в узком значении – как деятельность розничных торговых сетей.

Поскольку франчайзинг в российском ритейле (в том числе развиваемый иностранными компаниями, в частности с середины 1990-х первопроходцем Baskin Robbins) явление далеко не новое (например, франшиза «Пятерочка» развивается с начала 2000-х годов), уже накопился достаточный опыт выстраивания взаимовыгодных отношений франчайзера и франчайзи, внедрения наиболее эффективных технологий управления развитием розничного бизнеса, который успешно используется субъектами, начинающими свою деятельность в этом сегменте.

По данным Российской ассоциации франчайзинга и Министерства промышленности и торговли РФ, на конец 2017 г. почти половина (45 %) франчайзи в России работали в сфере ритейла [2], что свидетельствует о значительном вкладе субъектов розничной торговли в развитие франчайзинга в нашей стране.

С каждым годом растет число франшиз, предлагаемых международными брендами, которые только выходят на российский рынок или расширяют долю присутствия на нем. Среди них такие известные бренды, как Yves Rocher (косметика и парфюмерия), «МЕТРО», SPAR (продуктовый ритейл), SELA (одежда и обувь), HOFF (мебель и товары для дома), Gipfel (посуда), Bernardo Bellini (товары для дома, non-food).

Однако доля иностранных франчайзеров на российском рынке сокращается – наряду с ростом количества франшиз, предоставляемых одними зарубежными франчайзерами, другие франчайзеры покидают российский рынок [7], что, по всей вероятности, связано с кризисом и снижением покупательной способности населения и, соответственно, с падением спроса на некоторые категории товаров. Кроме того, в связи с девальвацией рубля в 2014 г. доходы иностранных франчайзеров в пересчете на доллары и евро заметно снизились. Так, в 2017 г. из России ушли такие бренды, работавшие по франшизе, как С&A, Debenhams (одежда), Accessorize (бижутерия). Причем сильнее всего кризис ударил именно по ритейлу, в то время как зарубежные франчайзеры, функционирующие в сфере общественного питания (фаст-фуд), чувствуют себя в России весьма неплохо.

По отечественным франшизам в ритейле наблюдается неоднозначная динамика. В частности, недавний лидер в области франчайзинга среди российских брендов («Перекресток» и «Пятерочка») X5 Retail в настоящее время заморозил свою программу, а «Седьмой Континент», ранее предоставлявший франшизу, и вовсе ушел с российского рынка еще в 2015 г. [8]. В то же время продолжают довольно успешно функционировать программы франчайзинга от российских ритейлеров по брендам «М-Видео», «Читай-Город», «Наша Мама», «Л’Этуаль», RIVE GAUCHE, «Ригла», Gulliver, BAON, Fix Price. Франчайзинговая сеть последнего уже составляет 250 точек. Совсем недавно вышли на рынок с предложением франчайзинга сети супермаркетов и мини-маркетов «Аппетит» и магазинов «Рыбсеть».

Особенностью франчайзинга в ритейле является возможность работы не только по классической схеме, но и по схеме обратного франчайзинга. Эту схему на российском рынке довольно успешно применял, например, X5 Retail [1]. При классическом варианте франчайзинга заключается договор коммерческой концессии и договор поставки, а при обратном франчайзинге наряду с договором коммерческой концессии вместо договора поставки заключается агентский договор. И если в первом случае франчайзи получает 100 % выручки за реализованный товар, закупки производит на собственные средства и выплачивает франчайзеру установленное вознаграждение (или же выполняет определенные условия по закупкам), то во втором случае он получает лишь прописанный в договоре процент от выручки, а снабжение точки товаром франчайзер берет на себя.

В российских условиях наиболее распространено вознаграждение за услуги франчайзера в виде внесения паушального (первоначального) взноса и регулярного перечисления роялти (периодических платежей) [13, С. 207]. Обычно роялти устанавливаются в виде фиксированной суммы, процента от прибыли, процента с маржи или закладываются в закупки [12]. Однако характерной чертой франчайзинга в ритейле является отсутствие паушального взноса. Выгода франчайзера заключается в увеличении объемов закупок у поставщиков — партнеров и снижении таким образом закупочных цен в своей сети (включая франчайзи). С этой целью франчайзеры устанавливают определенный обязательный объем закупок (в фиксированном размере или в процентном соотношении — примерно от 25 до 100 % (при обратном франчайзинге)). Причем при работе по классической схеме франчайзеры по мере развития сети переходят с фиксированных объемов на процент или снижают процент обязательных для франчайзи закупок. Это касается и роялти - оно также нередко отсутствует или составляет символическую фиксированную сумму (например, для франчайзи, открывающих супермаркеты «Фасоль» по франшизе METRO Cash and Carry).

Размер инвестиций в бизнес по договору франчайзинга значительно варьируется и в ритейле может составлять от 150 тыс. руб. (например, сеть мини-маркетов «Аппетит») до 12 млн руб. («Галамаркет» — сеть магазинов товаров для дома) и выше. Средний срок окупаемости инвестиций в ритейле составляет, как правило, от 24 до 72 месяцев (зависит от места расположения и площади магазина).

В целом, интерес к франчайзингу по-прежнему сохраняется на довольно высоком уровне. По информации Национальной ассоциации финансовых исследований, около 17 % предпринимателей желали бы открыть бизнес по франшизе [10].

По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, потенциал российского рынка составляет около 400 тыс. франчайзи [5] (при действующих на данный момент 80 тыс.). Соответственно, есть резерв для его увеличения в 5 раз. Учитывая, что на долю ритейла приходится 45 %, представляется, что франчайзинг в ритейле также имеет значительный потенциал для роста и с повышением уровня благосостояния населения международные франчайзеры будут возвращаться на российский рынок, а отечественные субъекты франчайзингового бизнеса, используя лучший зарубежный опыт в этой сфере и знание российской специфики и потребителя, имея налаженные партнерские связи, будут более уверенно осваивать новые территории.

Тем не менее, по мнению экспертов портала Franshiza.ru, рост рынка ритейла в ближайшее время будет находиться в диапазоне 8…10 %. Это связано также с наметившейся тенденцией: некоторые владельцы франшиз в 2017 г. предпочли приостановить программу франчайзинга до лучших времен и сконцентрироваться на сохранении уже имеющихся сетей [3]. Поэтому динамика ожидается положительная, однако темпы роста российский франчайзинг в ритейле потерял.

Таким образом, в российском франчайзинге в сфере розничной торговли можно отметить следующие тенденции: расширение франчайзинговой сети одних международных ритейлерских брендов и уход с рынка других; увеличение доли отечественных ритейлеров, работающих по договору франчайзинга; смягчение условий по поставкам (установление их объема в зависимости от объемов реализации); снижение суммы первоначальных инвестиций для входа во франчайзинговый бизнес (гораздо больше доступных предложений, чем раньше). Что касается перспектив развития франчайзинга в российском ритейле, то, скорее всего, рост сохранится, но его темпы замедлятся.

Список литературы

  1. В плену у колбасы [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/1891371 (дата обращения: 07.06.2018).
  2. В фокусе франчайзинг. Национальные особенности [Электронный ресурс] // BIG MOSCOW. Вып. Октябрь-декабрь 2017. Режим доступа: http://big-moscow.ru/wp-content/uploads/2017/12/BM_O-D_RU_full.pdf (дата обращения: 07.06.2018).
  3. Васильева К. Дело из первых рук [Электронный ресурс] // Коммерсант.ru. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3598628 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Дынжанская М. В., Лукша И. М. Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: тенденции и перспективы // Фундаментальные исследования. 2017. № 10 (ч. 1). С. 96–101.
  5. Журнал свое дело: #Рынки — бизнес по франшизе [Электронный ресурс] // Российская ассоциация франчайзинга. Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2480/ (дата обращения: 07.06.2018).
  6. Иншакова Е. И., Кудряшова И. В., Полякова Ю. В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 1. С. 99–110.
  7. Кабанов М. Как не попасть в капкан умирающей франшизы [Электронный ресурс] // BUYBRAND Inform. Режим доступа: http://www.buybrand.ru/market-reviews/17860/ (дата обращения: 07.06.2018).
  8. Кто покинул российский рынок с начала 2017 года? [Электронный ресурс] // Retail.ru. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/144974/ (дата обращения: 07.06.2018).
  9. Матузенко Е. В., Горелова И. Е. Современные тенденции развития розничных торговых сетей в РФ // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4. С. 115–120.
  10. Новые точки. Самые быстрорастущие франшизы — 2017 // Российская ассоциация франчайзинга. Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/3498/ (дата обращения: 07.06.2018).
  11. Ритейл [Электронный ресурс] // Записки маркетолога. Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/riteyl/ (дата обращения: 07.06.2018).
  12. Роялти. Что это такое? [Электронный ресурс] // БИБОСС. Режим доступа: https://www.beboss.ru/journal/franchise/articles/2685-royalty_what_is_it (дата обращения: 06.06.2018).
  13. Степанчук А. А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 3 (245). С. 202–213.

 

Материал поступил в редакцию 25.06.2018
© Гасанов И. С., 2018