Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом

Авторы: Герасимова Анастасия Альлеровна, Чернова Мария Борисовна, Криволапчук Игорь Альлерович, Савушкина Елена Васильевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 51-55

Объём: 0,31

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом / А. А. Герасимова, М. Б. Чернова, И. А. Криволапчук, Е. В. Савушкина // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 51-55.

Аннотация: Установлено, что дети с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса в целом характеризуются высоким уровнем развития скоростных, силовых и скоростно-силовых двигательных способностей. Школьники с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса отличаются преимущественно высоким уровнем развития общей и силовой выносливости. Им также свойственен средний уровень скоростно-силовых способностей, быстроты, силы и гибкости.

В настоящее время выявлены некоторые особенности развития двигательных способностей школьников в зависимости от исходного вегетативного тонуса (далее – ИВТ) [1, 2]. Вместе с тем вопросу о двигательной подготовленности школьников, различающихся по типу ИВТ, в специальной литературе уделяется недостаточно внимания. В этой связи задача сравнения двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста, характеризующихся различным ИВТ, представляет большой интерес. Анализ специфики развития двигательных способностей детей в зависимости от типа ИВТ может способствовать разработке новых подходов к решению проблемы улучшения физического состояния и укрепления здоровья школьников средствами физического воспитания.

Цель исследования – выявить особенности двигательной подготовленности детей 6-7 лет, характеризующихся симпатической и парасимпатической направленностью исходного вегетативного тонуса.

Методика

В исследовании принимали участие дети 6-7 лет (n = 137), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Учебный труд школьников по всем показателям соответствовал второму классу напряженности [3]. Исследование проходило в рамках традиционной организации учебного процесса в соответствии требованиями Хельсинской декларации.

Двигательную подготовленность изучали с помощью гетерогенной батареи моторных тестов, включающей бег 6 мин, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, бег 20 м, поднимание туловища из положения «лежа на спине», наклон вперед.

Для оценки исходного вегетативного тонуса (ИВТ) применяли диагностические критерии, предложенные для детей [4] и вариационный анализ сердечного ритма [5].

Степень напряженности регуляторных систем определяли на основе использования вариационного анализа сердечного ритма. Реализация метода осуществлялась с помощью автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли среднюю продолжительность R-R интервала, моду, амплитуду моды, разброс кардиоинтервалов. На основе этих показателей рассчитывали стресс-индекс (SI). Значения SI в пределах 50…100 отн. ед. оценивались как признак нормотонии, меньше 50 отн. ед. – как ваготонии, более 100 отн. ед. – как признак симпатикотонии.

Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ Statistica 6.0. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев достоверности оценок для корреляционно связанных выборок.

В исследовании анализировались данные, полученные при участии детей с исходной ваготонией (n = 35) и симпатикотонией (n = 18).

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнение двигательной подготовленности детей с учетом направленности исходного вегетативного тонуса (табл. 1) показало, что дети-симпатикотоники превосходили детей-ваготоников по результатам выполнения прыжка в длину, бега на 20 м, наклона вперед и уступали им по результатам выполнения шестиминутного бега и теста «поднимание туловища». Полученные результаты указывают на то, что дети с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса, отличаются низкой выносливостью в сочетании с относительно высокой силовой, скоростной и скоростно-силовой подготовленностью. В противоположность этому, дети с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса, характеризовались высокой общей и силовой выносливостью на фоне низкой скоростно-силовой подготовленности.

Результаты исследования согласуются с данными других работ, свидетельствующими о том, что дети, имеющие разный исходный вегетативный тонус, отличаются по величине физического состояния. В частности, сообщается о взаимосвязи исходного вегетативного тонуса с уровнем их двигательной подготовленности.

Таблица 1

Показатели двигательной подготовленности школьников 6-7 лет с разной направленностью исходного вегетативного тонуса (M±m)

Показатель

Направленность исходного вегетативного тонуса

ваготоническая (n = 35)

симпатикотоническая (n = 18)

Прыжок в длину, см

102,1±2,3***

110,5±2,8

Бег 20 м, с

4,79±0,08*

4,54±0,08

Челночный бег 4х9м, с

13,8±0,09

13,6±0,09

Поднимание туловища, раз

24,4±0,75*

22,3±0,83

Шестиминутный бег, м

876,2±16,4*

816,2±18,1

Наклон вперёд, см

27,2±0,9*

29,8±0,8

Примечание: достоверность межгрупповых различий: * – p < 0,05; ** – p < 0,01, *** – p < 0,001.

Установлено, что дети с синдромом вегетативной дисфункции, характеризующиеся превалированием активности парасимпатического отдела ВНС, обладают высокой мышечной работоспособностью и выносливостью (статической и общей), а также отличаются хорошим развитием мелкой моторики на фоне более низких величин скоростных и силовых способностей. В свою очередь, дети с исходной симпатикотонией имеют более высокий уровень развития скоростных и силовых качеств, но уступают школьникам с ваготонией по уровню мышечной работоспособности и выносливости [1, 2]. Сходные данные были получены нами при обследовании подростков 13-14 лет. Сопоставление рассматриваемых показателей с учетом уровня стрессовой реактивности показало, что у гиперреактивных подростков высокий уровень развития быстроты и силы сочетается с относительно низким уровнем развития общей выносливости [6].

Наряду с этим, известно, что дети, с высоким уровнем аэробных возможностей организма и общей выносливости обнаруживают сдвиг вегетативного баланса в сторону повышения активности парасимпатического отдела ВНС, а также менее выраженную психофизиологическую реактивность [7-10]. Эти данные также свидетельствуют в пользу точки зрения о том, что школьники с умеренным преобладанием тонуса парасимпатической системы отличаются высокой общей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что первоклассники 6-7 лет с симпатикотонической направленностью исходного вегетативного тонуса в целом характеризуются высоким уровнем развития скоростных, силовых и скоростно-силовых двигательных способностей, тогда как школьники с ваготонической направленностью исходного вегетативного тонуса отличаются преимущественно высоким уровнем развития общей и силовой выносливости. Им также свойственен средний уровень скоростно-силовых способностей, быстроты, силы и гибкости. Выявленные особенности двигательной подготовленности школьников 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом, необходимо учитывать при организации процесса физического воспитания учащихся на начальных этапах обучения в школе.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-06-00162а.

Список литературы

  1. Психофизическая тренировка в коррекции вегетативной дистонии у детей / Н. Н. Нежкина, Л. А. Жданова, И. Е. Бобошко, А. М. Ширстов. Иваново : ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2003. 164 с.
  2. Спивак Е. М., Нежкина Н. Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. Ярославль : Александр Рутман, 2009. 220 с.
  3. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 12. С. 1183–1188.
  4. Вегетативная дисфункция у детей и подростков / И. Л. Алимова [и др.]; под ред. Л. В. Козловой. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 89 с.
  5. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. 259 с.
  6. Уровень выносливости как фактор, детерминирующий психофизиологическую реактивность детей 11-12 лет в условиях информационной нагрузки / И. А. Криволапчук, Г. А. Зайцева, М. Б. Чернова, С. А. Баранцев, Н. В. Полянская // Новые исследования. 2014. № 4. С. 59–66.
  7. Криволапчук И. А. Физическое состояние подростков с высокой реакцией на стресс // Физиология человека. 2012. Т. 38, № 6. С. 31–42.
  8. Everly G., Latin J. A. A clinical guide to the treatment of the human stress response. NY : Springer, 2013. 486 p.
  9. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J. N. Roemmich, M. Lambiase, S. J. Salvy, P. J. Horvath // Psychophysiology. 2009. Vol. 46, № 4. P. 852–861.
  10. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men / T. W. Spalding, L. S. Jeffers, S. W. Poges, B. D. Hatfield // Med. Sci. Sports Exerc. 2000. Vol. 32, № 3. P. 581–591.

 

Материал поступил в редакцию 06.07.2017
© Герасимова А. А., Чернова М. Б., Криволапчук И. А., Савушкина Е. В., 2017