акция

Экологическая политика в рамках развития региона

Авторы: Шпакова Марина Владимировна, Иванов Александр Андреевич, Демидов Михаил Олегович

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 77-80

Объём: 0,22

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шпакова М. В., Иванов А. А., Демидов М. О. Экологическая политика в рамках развития региона // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 77-80.

Аннотация: В статье раскрывается тема экологической политики в рамках развития региона. Особенное внимание уделено возможным мерам усовершенствования системы и вопросу коллективной и индивидуальной ответственности.

В течение продолжительного времени возникают вопросы о развитии системы государственного управления в различных областях. Около двадцати лет назад наша страна обратилась к реализации концепции устойчивого развития региона, которая подразумевает под собой такое его развитие, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Однако, говорить о внедрении данной модели сегодня трудно, поскольку экономика, равно как и другие сферы, развиваются нестабильно, и концепция не оправдала возложенные на нее надежды.

Стоит отметить, что одной из составляющих триады концепции устойчивого развития является окружающая среда или экологическая обстановка, которой в последнее время уделяют все больше внимания при оценке уровня развития региона. Тема также является актуальной и потому, что 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии. Для определения уровня экологического развития территории применяется анализ структуры землепользования, который позволяет определить уровень экологичности в разных числовых показателях, например, уровень и динамику антропогенного загрязнения окружающей среды (уровень выбросов в атмосферу, в водные пространства), экологическое состояние и перспективы развития зон рекреации и особо охраняемых природных объектов, оценка состояния управления отходами, инвестиции в окружающую среду и др. [1].

Основными источниками загрязнения воздуха, воды, почвы являются процессы деятельности и жизни человека, в том числе производство. Поскольку общество постоянно находится в развитии и не намерено отказываться от результатов научно-технического прогресса и темпов экономического развития, усиление работы по контролю над деятельностью предприятий, повышение качества очистных сооружений, поощрение экологичных производств и предприятий – все эти мероприятия являются возможностью улучшить состояние окружающей среды. Для реализации данных процедур необходимы, как частные, так и государственные инвестиции. Вопрос о привлечении инвестиций в охрану окружающей среды является актуальным, поскольку требуется активное участие инвесторов-предприятий, которые на сегодняшний день инвестируют средства в данную сферу по остаточному принципу. Чтобы это преодолеть, необходима грамотная, эффективная экологическая политика.

Экологическая политика – генеральная (общая) линия действий или система мероприятий, которая определяет направление природопользования и состояние окружающей среды [2]. Она может осуществляться на разных уровнях: глобальном, государственном, региональном и уровне предпринимательства. Региональный уровень является наиболее важным и значимым в системе экологической политики, поскольку он является связующим звеном между государственным и предпринимательским уровнями.

Важнейшей целью региональной экологической политики является создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности людей и модернизации процессов природопользования.

На сегодняшний день региональную экологическую политику Российской Федерации трудно назвать эффективной, поскольку при наличии множества нормативных документов, возникает вопрос о конкретных механизмах решения задач и проблем в данной сфере. Возможное усовершенствование экологической политики государства сможет повлиять на ответственность российского общества по соблюдению экологических норм. Коллективная ответственность является одним из ключевых принципов стратегий устойчивого развития зарубежных стран. Данный принцип может являться основным в схеме повышения эффективности природопользования, например, в городе. Это отражено на рис. 1.

Повышение эффективности природопользования в городе

Рис. 1. Схема повышения эффективности природопользования в городе

При построении данной схемы были использованы понятия «зеленой» и «коричневой» повестки и их составляющих, упомянутые Б. И. Кочуровым и И. В. Ивашкиной в статье «Эффективное природопользование города с позиции сбалансированности и гармонии конкурирующих интересов» [3].

Если основываться на идее ответственности, то система сможет работать более эффективно. Во время разработки схемы также были добавлены более мелкие направления:

  • система удаления отходов – раздельный сбор отходов, развитие ресайклинга;
  • энергосистема – внедрение технологий ресурсосбережения;
  • транспортные системы – развитие альтернативных дизельным транспортных средств (гибриды, электро);
  • природные экосистемы – учет особо охраняемых природных территорий разных уровней.

Важную роль в схеме повышения эффективности природопользования в регионе играют «открытые пространства», распространение которых способствует гармонизации жизнедеятельности в городе, снижению урбанистической нагрузки на природные ландшафты и на жизнь человека.

Помочь развить идею ответственности сможет совершенствование законодательной базы в области экологических норм, рынка экологического страхования (связанное со страхованием экологических рисков; создание страховой защиты на случай ущерба в результате загрязнения окружающей среды сверх нормы) и главное – преодоление стереотипа о невыгодности для предприятий инвестиций в охрану окружающей среды. Стоит отметить тот факт, что активизация и появление новых институтов, связанных с решением последствий увеличения нагрузки на окружающую среду приведет к образованию новых рабочих мест.

Оценка устойчивости окружающей среды региона неразрывно связана с его экономическим и социальным развитием, так как зачастую именно качество и обеспеченность ресурсами экономики и социальной сферы определяет устойчивость региональной системы с экологической точки зрения. Неравномерное распределение населения по стране создает в ряде промышленных центров и агломераций напряженную экологическую обстановку. Решением проблемы может послужить учет экологических и санитарно-экологических требований при территориальном зонировании и размещении объектов.

В заключение стоит отметить, что откладывание решения проблем окружающей среды на второй и третий планы повлечет за собой серьезные последствия, поскольку состояние биосферы может стать критическим как для производства, так и для проживания человека.

Список литературы

  1. Омельченко Е. В. Критериальные показатели устойчивого развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4 (111) С. 79–84.
  2. Понятие и виды экологической политики [Электронный ресурс]. URL: http://topknowledge.ru/econpolitica/1356-ponyatie-i-vidy-ekologicheskoj-politiki.html (дата обращения: 27.06.2017).
  3. Кочуров Б. И., Ивашкина И. В. Эффективное природопользование города с позиции сбалансированности и гармонии конкурирующих интересов // Проблемы региональной экологии. 2013. № 1. С. 173–181.

  

Материал поступил в редакцию 01.07.2017
© Шпакова М. В., Иванов А. А., Демидов М. О., 2017