акция

Информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет

Авторы: Чернова Мария Борисовна, Баранцев Сергей Анатольевич, Герасимов Марк Максимович, Савушкина Елена Васильевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 42-45

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет / М. Б. Чернова, С. А. Баранцев, М. М. Герасимов, Е. В. Савушкина // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 42-45.

Аннотация: Определены наиболее информативные показатели общей физической работоспособности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет.

В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед системой физического воспитания школьников, является диагностика их физической работоспособности и двигательной подготовленности на различных этапах возрастного развития [1, 2, 3]. В этой связи особенно важно проводить оценку физической работоспособности и двигательной подготовленности учащихся в целом, как одного из аспектов функционального состояния организма, характеризующего общую способность к выполнению напряженной мышечной работы [4, 5].

Цель исследования – выявить наиболее информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности в структуре функционального состояния школьников 9-10 лет.

Методика

В исследовании приняли участие дети 9-10 лет, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе (n = 168). Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

В процессе исследования определяли максимальное потребление кислорода (МПК), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170) [6], ватт-пульс (ВтП), максимальную силу (МС) и предельное время работы (t1, t2) при выполнении «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности [1, 3]. По данным выполнения работы «до отказа» определяли величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 с (W1), 40 с (W40), 240 с (W240), 900 с (W900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (a). Расчеты проводили на основе уравнения Мюллера [1, 3].

Комплекс моторных тестов включал: бег 20 метров с хода; прыжок в длину с места; челночный бег 4х9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. Определяли также общую оценку физической подготовленности (ОФП).

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Для выявления ведущих факторов, характеризующих структуру функционального состояния (далее – ФС) детей 9-10 лет, применялся факторный анализ. В процессе статистической обработки использовались 76 показателей.

Результаты и их обсуждение

По данным, полученным в результате статистической обработки переменных, отражающих разные стороны ФС, определены шесть ортогональных факторов. Один из факторов был интерпретирован нами как физическая работоспособность (фактор III). В него вошли 17 переменных, характеризующих физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей 9-10 лет (рис. 1).

Показатели фактора Физическая работоспособность

Рис. 1. Показатели, вошедшие в фактор «физическая работоспособность» у детей 9-10 лет

На долю данного фактора приходилось 10,3 % общей дисперсии выборки. С ним положительно коррелировали абсолютные и относительные значения МПК, абсолютные и относительные значения PWC170, W40, W240, W900, t1, t2, коэффициенты a и b уравнения Мюллера, бег 6 мин, прыжок в длину, МС, и отрицательно ИНПД2Вт/кг, ИНПД4Вт/кг и время челночного бега.

Наибольшие факторные коэффициенты по данному фактору имели W240 (r = 0,91), W900 (r = 0,87), коэффициент b уравнения Мюллера (r = 0,84), ИНПД2Вт/кг (r = –0,80) и t1 (r = 0,77). Все эти показатели характеризуются высокой факторной информативностью. Поэтому каждый из них может быть использован для диагностики общей физической работоспособности детей 9-10 лет.

Результаты исследования согласуются с данными других работ, обосновывающих целесообразность использования наряду с термином «специальная физическая работоспособность» понятия «общая физическая работоспособность» [6, 7, 4 и др.]. При изучении особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности школьников 9-10 лет, также был выявлен фактор «общей физической работоспособности» [8]. Аналогичный по содержанию фактор «общей физической работоспособности» идентифицирован и в структуре функционального состояния детей 5-6 [2], 7-8 [7] и 13-14 лет [4].

Заключение

Определены наиболее информативные показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности, пригодные для диагностики физического состояния детей 9-10 лет. Результаты исследования показали целесообразность использования термина «общая физическая работоспособность» применительно к детям младшего школьного возраста.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-06-00159а. 

Список литературы

  1. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II: «Зоны мощности» и их возрастные изменения // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 3. С. 46–50.
  2. Криволапчук И. А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 2. С. 76–87.
  3. Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. – М. : ЛИБРОКОМ, 2011. 368 с.
  4. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет // Физиология человека. 2017. Т. 43, № 2. С. 43–55.
  5. Криволапчук И. А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека. 2014. Т. 40, № 5. С. 48–56.
  6. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М. : Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  7. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Полянская Н. В. Факторная структура физической работоспособности детей 7-8 лет // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 7. С. 636–642.
  8. Сонькин В. Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. ... доктора биол. наук : 03.00.13 / Сонькин Валентин Дмитриевич. М. : НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, 1990. 50 с. 

Материал поступил в редакцию 06.07.2017
© Чернова М. Б., Баранцев С. А., Герасимов М. М., Савушкина Е. В., 2017