акция

Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет

Авторы: Чернова Мария Борисовна, Герасимова Анастасия Альлеровна, Кесель Сергей Антонович, Герасимов Марк Максимович

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 46-50

Объём: 0,31

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (12), июль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Влияние программ оздоровительной тренировки разной интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет / М. Б. Чернова, А. А. Герасимова, С. А. Кесель, М. М. Герасимов // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 46-50.

Аннотация: Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности, оказывают значимое влияние на показатели двигательной подготовленности детей 5-6 лет. Вместе с тем такие же по длительности физические нагрузки высокой интенсивности обусловливает более существенные изменения двигательной подготовленности.

Известно, что оздоровительный эффект физической нагрузки определяется, прежде всего, соотношением основных ее параметров [1]. Регулируя объем, интенсивность и частоту занятий можно обеспечивать желаемые адаптационные изменения в организме занимающихся на различных этапах возрастного развития [2-5 и др.]. Однако вопрос о влиянии параметров физической нагрузки на двигательную подготовленность детей дошкольного возраста исследован недостаточно. В частности существует дефицит сведений относительно изменений уровня развития основных двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в зависимости от интенсивности физической нагрузки, используемой в процессе оздоровительной тренировки.

Цель исследования – выявить влияние занятий оздоровительной тренировки средней и высокой интенсивности на двигательную подготовленность детей 5-6 лет.

Методика

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет (n = 67), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок.

Двигательную подготовленность изучали с помощью гетерогенной батареи моторных тестов, включающей бег 6 мин, прыжок в длину с места, челночный бег 4х9 м, бег 20 м, поднимание туловища из положения «лежа на спине», наклон вперед, становую динамометрию, общую оценку физической подготовленности (ОФП).

Были сформированы четыре рандомизированные экспериментальные группы (далее – ЭГ). В экспериментальных группах использовались нагрузки средней (40…50 % максимального пульсового резерва – МПР) и высокой (70…80 % МПР) интенсивности (табл. 1). Общая продолжительность эксперимента составила 34 недели. Педагогическое воздействие осуществлялось в виде комплексов физических упражнений, выполняемых в течение 18 минут в основной части занятия. Комплексы включали упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Они были сопоставимы по продолжительности, направленности и объему, но различались по средней интенсивности нагрузки.

Таблица 1

Параметры физической нагрузки в экспериментальных группах

Группы

Направленность нагрузки

Занятий в неделю

Недельный объем нагрузки

ЭГ-1

средняя интенсивность

2

36 мин

ЭГ-2

высокая интенсивность

2

36 мин

ЭГ-3

средняя интенсивность

5

108 мин

ЭГ-4

высокая интенсивность

5

108 мин

На долю нагрузок аэробной и анаэробной направленности приходилось по 50 % времени экспериментальной части занятия. При составлении комплексов определялась индивидуальная относительная интенсивность каждого упражнения и серии упражнений, выраженная в процентах от величины МПР.

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Оценку значимости различий проводили с помощью методов параметрической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные данные свидетельствуют о том, что в ЭГ-1, использовавшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, приросты рассматриваемых показателей в конце педагогического эксперимента были наименьшими, и в ряде случаев, статистически несущественными (табл. 2). В этой группе отмечены значимые (p < 0,05) сдвиги общей оценки физической подготовленности, а также результатов выполнения становой динамометрии, челночного бега, поднимания туловища.

В ЭГ-2, выполнявшей 2 раза в неделю комплексы упражнений высокой интенсивности, наблюдались статистически значимые (p < 0,05…0,001) сдвиги результатов бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона, поднимания туловища, прыжка, становой динамометрии, челночного бега, общей оценки физической подготовленности (табл. 2).

Под влиянием занятий в ЭГ-3, применявшей комплексы физических упражнений средней интенсивности 5 раз в неделю, в конце педагогического эксперимента сдвиги большинства из рассматриваемых показателей, за исключением наклона вперед, носили статистически существенный характер (p < 0,05…0,001). Так, выявлены значимые изменения результатов выполнения бега на 20 м, шестиминутного бега, поднимания туловища, прыжка в длину, становой динамометрии, челночного бега, общей оценки физической подготовленности (табл. 2).

В ЭГ-4 после завершения программы занятий физическими упражнениями высокой интенсивности 5 раз в неделю произошли наиболее выраженные изменения (p < 0,001) всех используемых в исследовании показателей (табл. 2).

Сопоставление изменений двигательной подготовленности выявило наличие статистически значимых межгрупповых различий (табл. 2). Исключение составляет отсутствие различий между детьми ЭГ-1 и ЭГ-3.

Так, ЭГ-2 превосходила (p < 0,05) ЭГ-1 и ЭГ-3 по результатам выполнения теста «поднимание туловища» и величине ОФП. В ЭГ-4 приросты двигательной подготовленности по сравнению с ЭГ-1 были еще выше (p < 0,05…0,001). Они касались бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона вперед, поднимания туловища, прыжка в длину, челночного бега, ОФП. Дети ЭГ-4 отличались также от дошкольников ЭГ-2 более существенными сдвигами результатов выполнения шестиминутного бега и ОФП (p < 0,05).

Таблица 2

Сдвиги показателей двигательной подготовленности у детей 5-6 лет после педагогического эксперимента

Показатель

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

ЭГ-4

2 раза в неделю

5 раз в неделю

средняя интенсивность

высокая интенсивность

средняя интенсивность

высокая интенсивность

d±m

d±m

d±m

d±m

Бег 20 м, с

–0,099±0,062

–0,286±0,093**

–0,135±0,057*

–0,391±0,078***xx•

Бег 6 минут, м

18,15±9,41

39,71±15,41*^

27,37±10,94*

83,40±14,06***xxx••

Наклон, см

1,21±0,92

3,23±0,95**

1,14±0,86

3,65±0,72***x•

Поднимание туловища, раз

2,05±0,84*

8,45±1,80***+

2,81±0,95** º

9,06±2,01***xx•

Прыжок, см

3,52±2,05

6,95±1,95**

5,04±1,88*

11,57±2,13***xx•

Ст. динамометрия, кг

2,99±0,94**

4,49±1,34**

3,25±1,12*

5,28±1,26***

Челночный бег, с

–0,239±0,111*

–0,353±0,057***

–0,295±0,064***

–0,391±0,055***

ОФП, балл

0,69±0,32*

2,20±0,48***+^

0,89±0,41* º

3,51±0,41***x•••

Примечание: *достоверность сдвига; +, х, º, ^, • – достоверность различий между I и II, I и IV, II и III, II и IV, III и IV экспериментальными группами соответственно.

По сравнению с ЭГ-3 приросты рассматриваемых показателей в этой группе были значительно выше. Дошкольники ЭГ-4 превосходили детей из ЭГ-3 по результатам выполнения бега на 20 м, шестиминутного бега, наклона вперед, поднимания туловища, прыжка в длину и ОФП.

Полученные результаты согласуются с данными Американского колледжа спортивной медицины, согласно которым десятиминутная нагрузка интенсивностью 40…50 % максимального потребления кислорода (МПК) не достаточна для улучшения физической пригодности [1]. Считается, что оптимальные значения интенсивности нагрузки у взрослых людей находятся в пределах 40…85 % МПК (или МПР) [1, 4, 5 и др.]. В отношении оздоровительной тренировки детей предлагаются сходные значения интенсивности работы, составляющие 40…84 % МПК (40…84 % пульсового резерва) [5]. При этом нагрузки 40…59 % МПК относят к средней интенсивности, а 60…84 % МПК – к высокой [5]. Вместе с тем подчеркивается, что интенсивность физических упражнений оздоровительной направленности нельзя рассматривать в отрыве от объема и других параметров нагрузки [6].

Полученные результаты указывают на то, что программы оздоровительной тренировки высокой интенсивности, применяемые 2 и 5 раз в неделю, способствуют более существенному улучшению двигательной подготовленности детей 5-6 лет по сравнению с программами средней интенсивности.

Заключение

Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов физических упражнений средней интенсивности 2 раза в неделю, оказывают значимое влияние на показатели двигательной подготовленности детей 5-6 лет. Увеличение количества таких занятий до 5 раз в неделю обусловливает более выраженные изменения двигательной подготовленности.

Установлено, что занятия оздоровительной тренировки, базирующиеся на использовании комплексов упражнений высокой интенсивности 2 и 5 раз в неделю, вызывают более существенные изменения рассматриваемых показателей двигательной подготовленности, по сравнению с такими же по продолжительности комплексами упражнений средней интенсивности.

Результаты исследования подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста на основе использования комплексов физических упражнений высокой интенсивности.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00244а.

Список литературы

  1. American College of Sports Medicine. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness in healthy adults // Medicine & Science in Sports & Exercise. 1998. Vol. 30 (6). pp. 975–991.
  2. Волков Н. И., Олейников В. И. Биоэнергетика спорта: монография. М. : Советский спорт, 2011. 160 с.
  3. Криволапчук И. А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 1. С. 76-87.
  4. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности. Киев : Олимпийская литература, 2002. 503 с.
  5. Physical Activity Guidelines for Americans. Washington, 2008. 65 p.
  6. Global Recommendations on Physical activity for Health. Geneva, World Health Organization, 2010. 60 p.

 

Материал поступил в редакцию 06.07.2017
© Чернова М. Б., Герасимова А. А., Кесель С. А., Герасимов М. М., 2017