Предложения по совершенствованию системы земельных платежей на земли сельскохозяйственного назначения в МО Белоглинский район Краснодарского Края

Авторы: Яроцкая Елена Вадимовна, Катылевская Алина Владимировна, Филобок Елена Станиславовна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 28-32

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (24), июль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Яроцкая Е. В., Катылевская А. В., Филобок Е. С. Предложения по совершенствованию системы земельных платежей на земли сельскохозяйственного назначения в МО Белоглинский район Краснодарского Края // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 28-32.

Аннотация: В данной статье рассмотрены две формы платы за землю в РФ – земельный налог и арендная плата; отражена проблема раздельного подхода к взиманию земельных платежей на территории МО Белоглинский район Краснодарского края; предложены рекомендации по совершенствованию земельных платежей на земли сельскохозяйственного назначения.

Одним из главных источников пополнения бюджета муниципального образования являются земельные платежи. В настоящее время земельные платежи делятся на арендную плату и земельный налог. Объектом этих платежей является земельный участок [1, 2 С. 1064].

Качественно проведенная кадастровая оценка земель является базой для эффективного проведения земельной и налоговой политики. От точно рассчитанной кадастровой стоимости объекта земельных платежей зависит пополнение бюджетов муниципальных образований [3, С. 135].

Вовлечение всех земельных участков в оборот – это главная задача местных органов власти. Для увеличения доходной части бюджета Белоглинского района нужно вовлечь все земли в оборот и обеспечить их рациональное использование. Главные проблемы, присутствующие в районе на данный момент – это нерациональное использование земельных участков, истощение почвы при получении прибыли с сельскохозяйственных земель и внесение органических и минеральных удобрений меньше нормы, что негативно отражается на качестве самих земель. В последующем такие земли становятся непривлекательными и непригодными для производства сельскохозяйственной продукции. Для того чтобы решить вышеуказанные проблемы, для каждого земельного участка должны проводиться мероприятия по улучшению или сохранению качества почв [4, С. 798].

Предлагается для сдачи в аренду земельных участков из фонда перераспределения для сельскохозяйственных целей учитывать качество земель. После проведения арендатором мероприятий по внесению удобрений, верной механической обработки, высаживанию сидератов и соблюдению правильности севооборота улучшаются качества почв. Тем самым, почвы в районе не истощаются и остаются выгодными для МО и арендаторов. При заключении договора аренды указывать качество почв и мероприятия, которые нужны для повышения плодородия почв на данном ЗУ. При выполнении вышеуказанных требований договора аренды в установленный срок 3-5 лет в зависимости от индивидуальных особенностей ЗУ, снижать для данного пользователя арендную ставку до 0,25 % от кадастровой стоимости земельного участка. Снижение будет происходить по данным агрохимического обследования, проведенным за счет арендатора.

На примере земельных участков из фонда перераспределения в Белоглинском районе произведём расчет суммы арендной платы до и после проекта.

Таблица 1

Расчет суммы арендной платы с учетом мероприятий по улучшению плодородия почв

Показатели

Характеристика ЗУ с кадастровым номером 23:03:0101003:1

Характеристика ЗУ с кадастровым номером 23:03:0202005:30

до проекта

после проекта

до проекта

после проекта

Площадь, кв. м.

325 803

339 043

Категория земель

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения

Вид разрешенного использования

Для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения)

Для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения)

Кадастровая стоимость, руб.

433 2353,58

427 6250,26

Ставка арендной платы, %

0,3

0,25

0,3

0,25

Арендная плата, руб.

12 997,06

10830,88

12828,75

10690,63

Исходя из табл. 1, можно сделать вывод, что вовлечение всех земель в оборот и сохранение качества сельскохозяйственных земель должно стать для МО одной из главных задач в области земельной политики. Только дифференциация ставок позволит сохранять плодородие земли и не ухудшать её качество на долгое время.

Ещё одной проблемой, возникающей при взимании земельных платежей с земель сельскохозяйственного назначения в Белоглинском районе, является недобор поступлений суммы земельного налога в местный бюджет. Связано это с установлением максимальной ставки земельного налога (0,3 %) и заметным повышением кадастровой стоимости. Предлагается подход к дифференциации земельного налога по формам хозяйствования [3].

Рассмотрим формы хозяйствования, представленные в районе на данный момент (табл. 2).

Таблица 2

Распределение земель по формам хозяйствования на 01.01.2018 г.

Формы хозяйствования сельскохозяйственных организаций

Количество, шт.

Площадь, га

Средняя площадь, га

ОАО

6

7914

1319

ООО

13

53311

4100

СПК

3

4171

1390

КФХ

286

47300

165

В табл. 2 представлены землепользователи, чьи земли не относятся к собственности МО, поселений и лиц, имеющих льготы. Для дифференциации вышеуказанного платежа рассмотрим площадь каждой формы хозяйствования. Категории ОАО, ООО и СПК в сравнении с другими занимают большую площадь в расчете на одну организацию. КФХ, как правило, занимают площадь меньшую в сравнении с вышеуказанными формами хозяйствования (средняя площадь КФХ в Белоглинском районе – 165 га), следовательно, количество получаемой продукции меньше.  Таким образом, чем больше площадь, тем при правильной обработке земель сельскохозяйственного назначения будет выше урожайность и доходы с этих земель. Для того чтобы простимулировать деятельность данных форм хозяйствования, направленную на производство сельскохозяйственной продукции, и установить справедливую налоговую ставку, предлагается:

− для ОАО, ООО и СПК снизить налоговую ставку до 0,25 % (на сегодняшний день она составляет 0,3 %);
− для КФХ установить ставку налога, равную 0,2 %.

В табл. 3 представлен расчет суммы земельного налога в расчете для земельных участков каждой формы хозяйствования, выбранных для примера.

Таблица 3

Расчет суммы земельного налога с учетом формы хозяйствования

Расчет суммы земельного налога

На основании вышеуказанных предложений можно сделать вывод, что при расчете земельных платежей по предложенным ставкам суммы к уплате уменьшаются. Следовательно, данные суммы налогов могут и не увеличить доходную часть местных бюджетов, но предложенные ставки установят оптимальные величины земельного налога для выше представленных налогоплательщиков. Такое снижение ставок требуется для развития в районе данных форм хозяйствования, с целью привлечения в район инвесторов в области сельскохозяйственного производства, а также решить проблему недобора земельных платежей в районе.

Список литературы

  1. О земельном налоге: Решение совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края от 27.11.2015 № 22/10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belaya-glina.ru/
  2. Катылевская А.В. Совершенствование системы земельных платежей на земли сельскохозяйственного назначения // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам ХI Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 80-летию со дня образования Краснодарского края. 2017. с. 1064-1065.
  3. Яроцкая Е. В., Ванжа М. В. Рациональное использование земельных ресурсов как основная задача государственной политики // Модернизация аграрного образования: интеграция науки и практики: сборник научных трудов по материалам II-ой Международной научно-практической конференции (21-25 октября 2014 г.). Новосибирск: изд-во НГАУ. 2014. С. 12-15.
  4. Яроцкая Е. В., Катылевская А. В., Филобок Е. С. Проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения // Форум молодых ученых. 2017. № 9 (13). C. 797-800.

Материал поступил в редакцию 05.07.2018
© Яроцкая Е. В., Катылевская А. В., Филобок Е. С., 2018