Социокультурная среда и личность

Авторы: Петров Игорь Федорович

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 80-84

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7 (24), июль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Петров И. Ф. Социокультурная среда и личность // Наука без границ. 2018. № 7 (24). С. 80-84.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению социально-культурной микросреды учреждения культуры как совокупности факторов и условий, детерминирующих социальное бытие личности в рамках учреждения культуры, посредством которых удовлетворяются, формируются и возникают новые культурные потребности, интересы и мотивы деятельности личности в сфере свободного времени. 

В понимании вопроса о том, какое место занимает в обществе система учреждений и организаций, удовлетворяющих культурные потребности личности, и среда, которую они формируют, необходимо исходить из того, что эта система может успешно функционировать лишь при взаимосвязанности всех ее составляющих, а также при реализации комплекса функций каждого из ее компонентов. Все они выступают в качестве субъекта удовлетворения культурных потребностей личности в пределах своих возможностей. Все они оказывают самое непосредственное влияние на культурные процессы общества. Но и потребности личности представляют собой также целостную систему. Отсюда их удовлетворение носит комплексный, системный характер. «Вообще, бессмысленно предполагать..., что можно удовлетворить одну какую-нибудь страсть, оторванную от всех остальных, что можно удовлетворить ее, не удовлетворив вместе с тем себя, целостного живого индивида» [3, С. 252].

Однако система личных потребностей не есть простая сумма составляющих ее элементов. Свойство этой системы состоит в том, что она активно воздействует на входящие в нее компоненты, изменяет их в соответствии со своей внутренней природой. Таким образом, в результате сложного взаимодействия элемент А, входящий в систему, не просто воздействует на В, а сам испытывает его воздействие, становится А, (В превращается в В) и т. д. Возьмем, например, взаимодействие новых и уже сложившихся потребностей. Первые не просто «входят» в систему уже сложившихся. Осуществляется своеобразный процесс их трансформации в соответствии с особенностями и внутренней логикой развития вторых. То есть, вновь возникшие потребности оказывают воздействие на ранее возникшие, вызывая те или иные изменения в них. В результате часть прежних потребностей личности может быть вытеснена новыми. Таким образом, формируя потребности как целостную систему, следует учитывать многообразие взаимосвязей и взаимозависимостей между различными элементами, прогнозировать характер изменений, которые произойдут в ней в результате возникновения новых потребностей [8, С. 80–81].

Изучение практики, статистических данных органов управления, беседы с профессиональными работниками, анкетирование посетителей показывает, что роль учреждений культуры в повышении культурного уровня личностей огромна.

Каковы же основные направления их деятельности? Посмотрим на примере клубных учреждений. Прежде всего, это:

  • пропаганда политики государства в области культурного строительства, науки, техники, искусства;
  • деятельность, направленная на формирование гражданской позиции, требующей ответственного отношения к выполнению гражданского долга;
  • организация нравственного воспитания;
  • рекреационная деятельность, включающая комплекс оздоровительных мероприятий; сюда же можно отнести организацию общения, отдыха, развлечений и т. п.;
  • деятельность, направленная на формирование позитивного отношения к труду;
  • деятельность, включающая различные образовательные мероприятия, ставящая своей целью повышение образовательного уровня посетителей мероприятий;
  • эстетическая деятельность, тесно связанная с бытовой, обрядовой, культурно-бытовой сферами;
  • организация художественного, технического и иного творчества;
  • деятельность, направленная на формирование здорового образа жизни [5; 7].

Разумеется, приведенный перечень далеко не полный, так как деятельность учреждений культуры куда более многообразна.

К наиболее распространенным формам деятельности учреждений культуры относятся:

  • торжества, посвященные официальным праздникам;
  • чествование трудовых династий;
  • вечера-портреты;
  • торжества, посвященные вручению паспорта, бракосочетанию, регистрации новорожденных;
  • празднование Нового года, праздников «Русская зима», «Золотая осень», «Русская березка» и т. п.;
  • праздники, посвященные началу и окончанию сезонных работ (праздники первой борозды, урожая и др.);
  • вечера отдыха и др.

Эти формы работы играют важную роль в удовлетворении культурных потребностей личности. Кроме того, здесь необходимо отметить тематические вечера, праздники и торжества; занятия в объединениях и клубах по интересам; занятия в коллективах художественной и технической самодеятельности; занятия в платных кружках, секциях, на курсах и др.

В условиях интенсивного использования средств массовой информации несколько изменилась просветительская функция учреждений культуры. Сегодня мы говорим о достаточно высоком уровне образования и культуры, информированности населения в различных областях знаний. В связи с этим учреждения культуры в первую очередь создают условия для самообразования, углубления и расширения знаний личности.

Занимая вполне определенное место среди элементов системы, учреждения культуры существенным образом отличаются от средств массовой информации. Так, средства массовой информации действуют непрерывно, с практически неограниченным диапазоном. Их оперативность и динамичность позволяет наглядно и убедительно подавать материал огромной аудитории, интенсивно воздействуя на нее, привлекать к своей работе наиболее авторитетных специалистов в различных областях знаний. В отличие от средств массовой информации учреждения культуры в своей практической деятельности в большинстве случаев пользуются вторичной информацией, раскрывая сущность и природу явлений, фактов, причины их появления в «местном ракурсе». Свою просветительскую деятельность они строят в значительной мере на базе этой информации. Однако они не дублируют ее, а идут по пути конкретизации наиболее важных социальных тем, исходя из потребностей города, района, села. На этом пути появляются широкие возможности для того, чтобы планомерно привлекать аудиторию к каким-то новым слоям информации, делая их предметом обсуждений. Отсюда следует вывод, что использование учреждениями культуры материала средств массовой информации с соответствующими комментариями, дополнениями, фактами местного значения является оптимальным вариантом взаимодействия этих социальных институтов.

В анализируемой системе учреждений и организаций важное место занимают учебные заведения различного профиля. Они способствуют формированию социальных качеств личности, не только учат, но и помогают поднять на более высокий уровень ее культуру, развивают социально-психологические свойства, формируют высокие культурные потребности, ориентируют на всестороннее развитие.

Рассматривая связь учреждений культуры с учреждениями образования, отметим, что обучение в рамках школьной программы носит обязательный характер, а в условиях, например, клубной деятельности личность вправе выбирать ту область знаний, которая в значительной степени отвечает ее потребностям и интересам. Если школьное образование осуществляется под непосредственным руководством педагогов, то в учреждениях культуры это происходит, как правило, на основе самовоспитания и самообразования, на основе осознанной потребности личности в повышении общеобразовательного, профессионального или культурного уровня. Все это предполагает организацию такой деятельности, которая строится на совокупности рационального и эмоционального.

Таким образом, учреждение культуры представляет собой такой социальный институт, в деятельности которого как бы концентрируется единство интересов общества и личности. Призванное удовлетворять многообразные культурные потребности личности, оно содействует их развитию и тем самым способствует реализации интересов общества в целом. Отсюда еще одна особенность деятельности учреждений культуры – она должна заключать в себе максимальную информацию о потребностях и интересах личности, создавать возможности для слияния в каждом организуемом мероприятии общественных и личных интересов.

Подводя итог, можно представить среду учреждений культуры как систему факторов, влияющих на формирование личностных культурных процессов, а значит, и на удовлетворение ее культурных потребностей. Оказывая на личность влияние, среда сама претерпевает ее творческое воздействие. Следовательно, изучая среду, мы, в некотором роде, исследуем личность, ее воплощение в культуре. Духовность личности обусловлена, например, традициями, но преобразована через идеалы, смысложизненные ориентации и проекции. Такое представление среды уже не есть «среда вообще», а является средой отдельной дифференцированной личности и социальных групп.

Список литературы

  1. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности // М. 2001. С. 126.
  2. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий // СПб.: Питер. 2005. 474 с.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Полн. собр. соч. 2-е изд. // М. 1955–1981. Т. 3. 629 с.
  4. Петрова С. И. О специфическом значении и смысле потребности // Современные гуманитарные исследования. 2017. № 3 (76). С. 50-53.
  5. Петрова С. И. О многообразии подходов в понимании потребности // Вестник Академии знаний. 2017. №  21 (2). С. 80-85.
  6. Петрова С. И. Проблема изучения социальной среды // Инновационное развитие. 2017. № 4 (9). С. 130-132.
  7. Петрова С. И. Движущие силы, влияющие на формирование личности // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С.228-230.
  8. Социализация и личность / под ред. Л. М. Архангельского. М. 1999. 357 с.
  9. Сычев Ю. В. Микросреда и личность // М. 2004. С. 9.

 

Материал поступил в редакцию 13.07.2018
© Петров И. Ф., 2018