Развитие профессионально-познавательного интереса у студентов Энергетического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева в процессе изучения дисциплины «Электропривод»

Авторы: Шлепина Дарья Михайловна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 60-64

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (13), август 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шлепина Д. М. Развитие профессионально-познавательного интереса у студентов Энергетического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева в процессе изучения дисциплины «Электропривод» // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 60-64.

Аннотация: Результаты исследования свидетельствуют, что профессионально-познавательный интерес у студентов на последних курсах обучения неустойчив и имеет низкий показатель.

Развитие профессионально-познавательного интереса у студентов высших образовательных учреждений в процессе подготовки является актуальной проблемой теории и практики дидактики высшей школы и педагогической психологии. В настоящее время в соответствии с основными направлениями модернизацией высшей школы: персонификацией образования, активизацией учебно-познавательной деятельности студентов и увеличением доли самостоятельной работы студентов, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, особенно остро стоит проблема организации процесса освоения студентами дисциплин на основе компетентностно-ориентированного подхода, принципа профессиональной направленности [1, 2]. Это обеспечит не только формирование общекультурных и профессиональных компетенций в процессе освоение студентами учебных дисциплин, но и развитие у обучающихся профессионально-познавательного интереса, позволяющего студентам в процессе обучения, а выпускникам в процессе их профессиональной деятельности, расширять и дополнять знания, умения и навыки с учетом потребностей самого обучающегося и требований интенсивно изменяющихся условий труда, техники и технологий.

Исследование проблемы развития профессионально-познавательного интереса у студентов вуза проведено на примере преподавания дисциплины «Электропривод» на Энергетическом факультете РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Эмпирическое исследование было организовано на базе Энергетического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева в период с сентября по декабрь 2016 года. В данном исследовании принимали участие 15 студентов очной и 15 студентов очно-заочной формы обучения (направление подготовки «Электроснабжение сельского хозяйства»). Респонденты, принявшие участие в исследовании, обучаются на 4 курсе, когда формируется готовность студентов к профессиональной деятельности.

Цель эмпирического исследования – выявление уровня сформированности профессионально-познавательного интереса к различным дисциплинам у студентов разных форм обучения и его сравнение.

Для того чтобы проверить уровень сформированности профессионально-познавательного интереса у студентов использовались следующие методики:

  1. опросник для диагностики учебной мотивации студентов;
  2. тест для диагностики направленности учебной мотивации.

Методика для диагностики учебной мотивации студентов разработана на основе опросника А. А. Реана и В. А. Якунина.

Цель методики: определить учебную мотивацию студентов.

К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В. Г. Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н. Ц. Бадмаевой в результате опроса студентов. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудач и престижа.

Студентам предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости (1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной).

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале.

Следующая методика, предложенная студентам, – методика диагностики направленности учебной мотивации, разработанная Дубовицкой Т. Д.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Предложенная методика может использоваться:

  1. для выяснения причин неуспеваемости учащихся;
  2. для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);
  3. для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения [3].

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.

По совокупности используемых методов педагогического исследования познавательного интереса у студентов 4 курса были получены определенные результаты. Эти результаты рассмотрим и проанализируем в определенной логике.

1) Результаты опросника А. А. Реана и В. А. Якунина для диагностики учебной мотивации студентов дневной и вечерней форм обучения показали, что профессиональные мотивы у них преобладают, хотя и не наблюдается ярко выраженное преобладание по отношению к другим мотивам. Исходя из того, что студенты вечернего отделения обучаются на последнем курсе, то можно сделать вывод, что 17,2 % профессиональных мотивов – это низкий показатель для студентов, завершающих обучение.

Далее представим наглядно результаты опросника А. А. Реана и В. А. Якунина.

Диагностика учебной мотивации студентов-очников

Рис. 1. Результаты обработки опросника А. А. Реана и В. А. Якунина для диагностики учебной мотивации студентов дневной формы обучения

 

Диагностика учебной мотивации студентов-вечерников

Рис. 2. Результаты опросника А. А. Реана и В. А. Якунина для диагностики учебной мотивации студентов вечерней формы обучения 

2)  Результаты методики диагностики направленности уровня учебной мотивации (по Дубовицкой Т. Д.) уже четко представили, что уровень учебной мотивации студентов вечерней формы обучения значительно выше, чем у студентов дневной формы обучения.

Также можно отметить, что студенты-дневники имеют внешнюю мотивацию, а у студентов вечерней формы обучения уже преобладает внутренняя, средняя по уровню учебная мотивация. Это, прежде всего, связано с тем, что студенты очно-заочной формы обучения осознанно получают знания, которые уже нужны им в их профессиональной деятельности. И как выяснилось из беседы с испытуемыми, большинство студентов учебную деятельность уже совмещают с профессиональной, при этом 83 % студентов очной формы обучения имеют работу, несвязанную с получаемой в вузе профессией, в то время как более половины студентов вечерней формы обучения работают в энергетических компаниях. Это и объясняет более высокий уровень учебной мотивации студентов вечерней формы обучения по сравнению со студентами дневной формы.

Диагностика направленности и уровня учебной мотивации

Рис. 3. Результаты методики диагностики направленности и уровня учебной мотивации (автор Дубовицкая Т. Д.)

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. студенты вечерней формы обучения имеют более высокий профессионально-познавательный интерес по сравнению со студентами дневной формы обучения, что объясняется в их осознанной заинтересованности в получаемых знаниях, так как большинство студентов уже совмещают учебную деятельность с профессиональной. Можно сказать, что для данной группы студентов знания, получаемые в вузе актуальны и востребованы для них в настоящем времени, а студентам дневного отделения они пригодятся только в будущем, что не все обучающиеся осознают в процессе обучения. В то же время студенты-дневники ориентированы на ближайшие цели обучения - они получают знания, чтобы успешно «закрыть» сессию, получать стипендию, главной целью-перспективой для большинства студентов очной формы обучения является получить диплом о высшем образовании. При этом они еще не совсем ясно понимают, будет ли их будущая трудовая деятельность связана с получаемой в вузе специальностью энергетика.
  2. несмотря на то, что профессиональные мотивы студентов преобладают перед другими мотивами, все же они имеют очень низкие показатели, особенно для групп на последнем курсе обучения (16,8 % – у студентов дневного отделения, 17,2 % – у студентов вечернего отделения). В этой связи, необходимо разработать меры по совершенствованию образовательного процесса на Энергетическом факультете таким образом, чтобы в его целевом компоненте акцент ставился не только на освоении обучающимся компетенций, но и на формировании у выпускника профессионально-познавательного интереса.
  3. результаты исследования позволяют судить о том, что у студентов профессионально-познавательный интерес очень неустойчив, он во многом зависит не столько от внутренних мотивов обучающихся, как от внешних факторов и условий, таких как, например, качество преподавания той или иной дисциплины, способность преподавателя заинтересовать студентов к изучению своей дисциплины, уровень организации производственных практик, востребованность выпускников данного вуза на рынке труда и др.

Данные выводы показали, что профессионально-познавательный интерес у студентов на последних курсах обучения неустойчив и имеет низкий показатель, что говорит о необходимости применения мер по усовершенствованию педагогической системы в вузе для повышения профессионально-познавательного интереса у студентов.

Список литературы

  1. Жукова Н. М., Чистова Я. С. Опыт подготовки магистров в аграрных вузах Российской Федерации в постсоветский период // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2014. № 1. С. 85–88.
  2. Назарова Л. И., Чистова Я. С. Роль научно-исследовательской практики студентов магистратуры в формировании исследовательских компетенций // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2015. № 4 (68). С. 29-34.
  3. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики : учеб. для вузов. М. : Просвещение, 2006. 574 с.

Материал поступил в редакцию 21.08.2017
© Шлепина Д. М., 2017