Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка

Авторы: Вовненко Светлана Ивановна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 29-32

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (25), август 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Вовненко С. И. Использование интернет-ресурсов как элемент современных образовательных технологий на уроках английского языка // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 29-32.

Аннотация: Автором проведен анализ различных аспектов практического использования интернет-ресурсов при обучении английскому языку; рассмотрены возможности и закономерности их влияния на различных этапах обучения; отмечены особенности использования отдельных электронных образовательных ресурсов, а также причины целесообразности их использования на уроках английского языка в контексте требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов. 

В настоящее время особое значение для повышения качества образования имеет реализация образовательных программ с применением электронного обучения. Влияние информационно-телекоммуникационных сетей на разные сферы общественной жизни, в том числе и в сфере образования, является несомненным и имеет тенденцию к расширению. В связи с этим представляется актуальным изучение и распространение опыта их использования в среде педагогических работников.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа имеющихся информационных источников, а также личного опыта автора комплексно осветить и обобщить сведения об учебно-педагогической деятельности по использованию интернет-ресурсов как специфическому элементу реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования по изучению английскому языку.

Методологическая основа исследования – универсальные научные принципы объективности, познания и всесторонности.

В изучении данной проблематики существенны научные труды С. В. Панюковой, Г. И. Дацюка, В. А. Трайнева и других.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» допускается обучение «с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»[1]. То есть, закон признал, что Интернет уже стал неотъемлемой частью педагогической деятельности. Однако при этом от педагогов требуется постоянное совершенствование форм и методов обучения и владение современными образовательными технологиями и методиками преподавания. Причем, по мнению Т. А. Лунг, от умения применять эти формы и методы обучения с использованием ИКТ во многом определяется его эффективность [1].

Ныне интернет-ресурсы (всевозможные обучающие программы и системы, а также личные сайты и форумы преподавателей) дают широкую возможность выбора. Их можно разделить на категории в зависимости от типа электронных изданий; предметной образовательной области; от функции, определяющей значение и место в учебном процессе; от методического назначения; от целевого назначения и т. д.

Следует согласиться с мнением Е. В. Соколовой, что использование интернет-ресурсов предполагает решение достаточно широкого круга задач по формированию языковой компетенции у обучающихся, в частности:

  • повышение мотивации к предмету «иностранный язык»;
  • развитие навыков поисковой, исследовательской работы;
  • развитие письменной и устной речи на иностранном языке;
  • формирование навыков работы в программах Microsoft Word, Power Point, Movie Maker и др.;
  • развитие творческих способностей [2].

Выбор же необходимых интернет-ресурсов у преподавателя должен быть обусловлен намеченными конкретными результатами на разных этапах обучения. Очевидно, что только тогда разумно говорить о методике подачи материала, возрастных особенностях и уровне подготовки обучающихся и т. д. [3]. Кроме того, Г. И. Дацюк отмечает, что требуется создание оптимальных психолого-педагогических условий учебной деятельности педагогов и обучающихся при применении ИКТ. На его взгляд, это может быть достигнуто в рамках целостной концепции, обеспечивающей органичное «вхождение» информационных и коммуникационных технологий на всех этапах познания, развития и продуктивной творческой деятельности учителя и ученика [4].

Применение интернет-ресурсов возможно практически на каждом уроке. Так, для развития творческих способностей, навыков взаимодействия и языковой компетенции удобно пользоваться сайтом www.dvolver.com. Он дает возможность проектировать сюжет, героев и оформить свой собственный мультфильм, а также титры к нему на английском языке.

Над мотивацией обучающихся можно работать посредством сайта www.learningapps.org, который дает возможности проведения интерактивных упражнений в ходе викторин, кроссвордов, различных игр, а также заданий с аудио и видео приложений.

Сайты www.kahoot.it (www.getkahoot.com для преподавателей) и www.menti.com дают возможность обратной связи с обучающимися (при наличии у них ноутбуков). Важно, что здесь возможно проведение коллективных заданий и их решения всей группой путем опросов, викторин. При этом осуществляются все виды рефлексии.

Лексические навыки, изучение новых слов, повтор изученного на предыдущих уроках материала в игровой форме осуществляются с помощью www.puzzlemaker.com, www.britishcouncil.com, www.quizlet.com.

Грамматические формы английского языка можно изучать, закреплять и тестировать на сайтах как http://www.homeenglish.ru, http://www.perfect-english-grammar.com, http://study-english.info.

Навыки аудирования целесообразно совершенствовать на сайтах, где обучающиеся слушают аудиофайлы и выполняют аудиотесты: http://school-collection.edu.ru, www.britishcouncil.org/learnenglish, http://lessons.study.ru, http://www.onestopenglish.com/. Кроме того, они могут работать с различными текстами – стихами, рассказами, новостями. Сайт www.lyricstraining.com добавляет к ним песни и трейлеры к фильмам на английском языке [5].

Интернет-ресурсы, безусловно, интересны обучающимся и потому повышают их активность и эффективность самих уроков. Но абсолютно целесообразно использовать их также и во внеурочной деятельности. Интернет открывает обучающимся возможность участвовать в многочисленных российских и международных дистанционных олимпиадах по иностранному языку. Например, воспитанники Севастопольского филиала Нахимовского военно-морского училища, обучающиеся у автора, последние годы регулярно задействованы в конкурсах «Британский бульдог», открытой российской интернет-олимпиаде «МетаШкола» (кафедры современных европейских языков РГПУ им. А. И. Герцена), в международных онлайн-олимпиадах «Фоксфорда» и проекте для учителей «Инфоурок». В этих олимпиадах количество участников не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения.

Нельзя игнорировать и то, что информационные ресурсы сети Интернет создают условия для самовыражения обучающихся. Они могут опубликовать свою работу на сайте и получить сертификат. Например, блог «Spotlight in Russia» предназначен для размещения проектов и творческих работ по УМК «Английский в фокусе 5-9».

Обобщая вышеуказанное, должно отметить, что возможности интернет-ресурсов при обучении английскому языку практически безграничны, количество активно используемых практикующими преподавателями сайтов указанной тематики уже значительно, а их число и качество продолжает постоянно расти. В этой связи можно предположить, что в дальнейшем и по времени доля использования интернет-ресурсов в процессе обучения также будет неуклонно расти, а поиск разумного баланса электронных и традиционных средств обучения наверняка будет предметом творческих дискуссий для педагогов.

Список литературы

  1. Лунг Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в сфере педагогической деятельности / Педагогика и современность. 2016. № 2 (22). С. 23-25.
  2. Соколова Е. В. Использование Интернет-ресурсов в изучении английского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/06/06/ispolzovanie-internet-resursov-v-izuchenii-angliyskogo (дата обращения: 13.08.2018).
  3. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 3. C.33–41.
  4. Дацюк Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2001. 238 с.
  5. Антонова С. Ю. Практический аспект применения интернет-ресурсов в преподавании английского языка / Приоритетные направления развития образования и науки: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. Т. 1. С.93-94.

Материал поступил в редакцию 16.08.2018
© Вовненко С. И., 2018


[1] Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2012 г. №303.