Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве

Авторы: Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 19-23

Объём: 0,37

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8 (25), август 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8 (25). С. 19-23.

Аннотация: В статье рассмотрена роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве. Увеличение работоспособности машин − необходимое условие для повышения эффективности инженерно-технической системы АПК. 

Наличие на предприятиях технического сервиса прогрессивного оборудования, документации и квалифицированных кадров является основным критерием оценки их потенциальной возможности и практической готовности к оказанию потребителю услуг технического сервиса регламентированными показателями качества и сроками [1].

Инженерно-техническая система АПК (ИТС) представляет собой сегмент агропромышленного комплекса, размещаемый непосредственно в сельском хозяйстве и инфраструктуре, объекты которого функционально обеспечивают формирование технического ресурса отрасли, его эффективное использование и поддержание в работоспособном состоянии с целью удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в работах и услугах по машинному производству сельскохозяйственной продукции, обеспечения их техническими и энергетическими средствами, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту парка машин на основе инновационных технологий. Она содержит широкий спектр функциональной деятельности, в которой можно выделить три основных направления, включающих следующие задачи [2, 3]:

  • технические − обеспечение безотказности машин в целях оптимизации сроков выполнения сельскохозяйственных работ и переработки продукции;
  • технологические − повышение технологической безотказности машин и качества работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и ухода за животными, обеспечению полного сбора и переработки продукции;
  • экономические − минимизация расходования топливно-смазочных материалов, других материалов и трудовых затрат на единицу продукции.

Таким образом, производство конкурентоспособной продукции, увеличение товарных объемов и повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства за счет инженерно-технической деятельности могут достигаться путем наращивания его продуктивности и повышения за счет этого рентабельности.

Установлено, что повышению рентабельности способствуют все научно-производственные факторы этой системы, даже не имеющие, на первый взгляд, к этой проблеме непосредственного отношения. Основными из них являются:

1) оптимальное соотношение энергетических средств и сельскохозяйственных машин, позволяющее существенно повысить производительность труда и снизить его затраты при производстве зерновых культур почти в 3 раза, сахарной свеклы – в 5 раз и картофеля – в 4 раза. Таким образом, проблема комплектования рациональной структуры машинно-тракторного парка (МТП) в хозяйствах требует более пристального внимания;

2) полное оснащение средствами производства ремонтно-обслуживающей базы АПК, обеспечение выполнения планового технического обслуживания (ТО), например, тракторов, позволяющее повысить их среднюю наработку на отказ в 2 раза, снизить затраты на ремонт на 15-25 %, обеспечить повышение коэффициента готовности до 18 %;

3) обеспечение высокого уровня надежности техники позволяет сократить сроки проведения полевых работ и потерю продукции. Так, при увеличении сроков посева озимых на 3 дня снижение урожайности достигает 0,3-0,5 т/га, а задержка с уборкой на 10 дней вызывает потери урожая на 15-20 %;

4) недостаточная слаженность в работе основных и вспомогательных технических средств вызывает возрастание стоимости посевных работ на 15 %, уборки силосных культур – на 37 %, сахарной свеклы – на 29 %, разбрасывания органических удобрений – на 19 %.

Для объективной количественной оценки влияния инженерных воздействий на продуктивность производства можно воспользоваться обобщенным показателем повышения рентабельности производства , выраженным в виде целевой функции [4]:

Обобщенный показатель повышения рентабельности производства

где т − число блоков-факторов; п − число факторов − м блоке;  − значение  -го фактора, повышающего рентабельность.

К числу наиболее важных блок-факторов инженерной деятельности, повышающих рентабельность, относятся:

  • обеспечение оптимального состава МТП и оборудования;
  • уровень использования машин и оборудования по назначению и степень обеспечения их работоспособности;
  • обеспечение ремонтно-обслуживающей базы хозяйств и производственной базой исполнителей технического сервиса;
  • совершенство экономического механизма использования машин;
  • уровень управления механизированным сельскохозяйственным производством.

Эффективность использования техники в сельском хозяйстве во многом зависит от уровня организации инженерно-технической системы АПК [5].

Структура инженерно-технической системы должна формироваться под интересы товаропроизводителя и обеспечивать надежное и качественное удовлетворение его потребностей в материально-технических и биологических ресурсах, в выполнении трудоемких высокотехнологичных процессов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Стратегия модернизации ИТС заключается в решении следующих основных направлений:

  • оптимальное насыщение отрасли МТП для ее комплексной индустриализации;
  • освоение эффективных технологий производства продукции и приемов высокопроизводительного использования машинных агрегатов;
  • реформирование системы поддержания машин в работоспособном состоянии;
  • формирование эффективной системы услуг;
  • модернизация структуры управления инженерно-технической системой.

Увеличение работоспособности машин − необходимое условие для повышения эффективности инженерно-технической системы АПК.

Исследования ученых показали, что в затратах сельхозтоваропроизводителей на содержание основных видов техники за полный их жизненный цикл расходы на приобретение новых машин не превышают 35 %, а издержки на технический сервис составляют 65 % и более от всех совокупных затрат. Доказано, что главная цель модернизации системы технического обслуживания сельского хозяйства состоит в сокращении доли затрат в себестоимости сельхозпродукции [5, 6].

На базе модернизации ИТС вокруг сельхозтоваропроизводителей необходимо сформировать развитый инфраструктурный пояс инженерно-технических и технологических услуг. Для обеспечения агротехнологий материально-техническими ресурсами между их производителями и потребителями в непосредственном примыкании к сельхозтоваропроизводителю должен быть эффективный посредник – дилер [7].

В сервисный пояс сельского хозяйства включается и система производственных услуг по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей технологическими работами (агрохимическими, мелиоративными, по обработке почвы, посеву, уборке урожая, производству (подработке) семян, транспортировке, техническому обслуживанию и др.).

Система обеспечения технологий производства на инновационной основе формируется как инжиниринг.

Для модернизации инженерно-технической системы и ее успешного функционирования в интересах сельхозтоваропроизводителей требуется выстроить агроинжиниринговую инфраструктуру (внешний пояс ИТС), в которую будут входить [8]:

  • дилеры технического сервиса (продажа, техническое обслуживание и ремонт машин);
  • специализированные ремонтные предприятия, центры сбора и восстановления деталей;
  • дилеры агрохимического сервиса (продажа агрохимической продукции и ее внесение, культуртехнические работы);
  • предприятия энергетического сервиса (продажа энергии, топлива);
  • предприятия и системные интеграторы по поставке, ремонту и модернизации для сервисных предприятий всех уровней технологического оборудования;
  • предприятия (включая обслуживающие кооперативы, МТС) производственного сервиса (проведение технологических работ, мониторинга биообъектов и др.);
  • фирмы инновационного развития (услуги по освоению сельскохозяйственными и сервисными предприятиями новых знаний, проектные работы, консалтинг) и др.

Данная инфраструктура функционально может включать в себя и производителей материально-технических ресурсов, и предприятия, выступающие в качестве самостоятельных сервисных структур. Территориально они размещаются на разном удалении от потребителей услуг и могут строить взаимоотношения с различным количеством сельхозтоваропроизводителей. Максимально приближены к потребителю должны быть, прежде всего, производители производственно-технологических услуг, находящиеся в пределах административного района.

Техническая обеспеченность и финансовые возможности сельскохозяйственных предприятий характеризуются различной востребованностью к обновлению машинно-тракторного парка и видам услуг по техническому сервису. В свою очередь крупные фирмы-производители сельскохозяйственной техники, как правило, стараются формировать самостоятельные системы продаж и обслуживания техники. Сейчас зарубежные и отечественные крупные производители техники не выступают на мировом рынке только как изготовители. Они представляют себя и как поставщик машин, и как поставщик услуг по техническому сервису своей продукции [9, 10].

В связи с этим, первоочередные направления модернизации инфраструктуры технического сервиса связаны с обновлением технологической базы ремонта машин на основе освоения ремонтно-обслуживающих воздействий по потребности, определяемых современными средствами диагностики при выполнении жесткого регламента периодического технического обслуживания, применением эффективных технологий ремонта, восстановления и упрочнения деталей на основе инновационных преобразований в этой сфере.

Модернизация инженерно-технической системы позволит:

  • повысить коэффициент технической готовности парка машин до 0,96…0,98;
  • увеличить продолжительность эксплуатационного ресурса использования машин на 20…25 %;
  • увеличить количество универсальных дилерских центров;
  • провести технологическое переоснащение высокоресурсных агрегаторемонтных предприятий;
  • осуществить технологическую модернизация ремонтно-обслуживающих баз сельхозтоваропроизводителей.

 

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада». 2015. 110 с.
  2. Пучин, Е. А., Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Средства технологического оснащения в системе технического сервиса в АПК. М. : ООО «Издательство «Триада». 2004. 99 с.
  3. Кушнарев Л. И., Дидманидзе О. Н. Состояние и направления инновационного развития инженерно-технической службы АПК // Международный технико-экономический журнал. 2014. № 1. С. 31-40.
  4. Ресурсосберегающие технологии ремонта сельскохозяйственной техники : учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Д. И. Петровский, Ю. В. Катаев. М. : ФГБНУ «Росинформагротех». 2018. 184 с.
  5. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016 № 8 С. 2-5.
  6. Малыха Е. Ф. Составляющие технического сервиса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 8-1. С. 65-67.
  7. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.
  8. Семейкин В. А., Корнеев В. М., Дорохов А. С. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2005. № 1. С. 95.
  9. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Современные формы организации технического сервиса // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 3. С. 27-33.
  10. Семейкин В. А., Дорохов А. С., Корнеев В. М. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. 139 с.

 

Материал поступил в редакцию 05.08.2018
© Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф., 2018