Национальный проект на Кубани и его реализация

Авторы: Мальцева Людмила Валентиновна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 28-33

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (14), сентябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мальцева Л. В. Национальный проект на Кубани и его реализация // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 28-33.

Аннотация. В статье представлено, что в нашем современном обществе, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона.

На Кубани большое значение уделяется развитию национального проекта. Его реализация это, прежде всего: 1) знание истории своего края; 2) знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; 3) знакомство с историческими и социокультурными ценностями родного края; 4) изучение обычаев и традиций казаков.

Изучение истории родного края способствует обогащению у молодежи любви к Отечеству, формирует гражданственные понятия и навыки, помогает уяснить неразрывную связь и единство истории отдельного города, станицы, аула с историей края, жизнью страны в целом. Традиционная культура Кубани помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания. Наряду с этим, проблема интеграции предметов эстетического цикла в художественных образовательных учреждениях является одной из актуальных в развитии личности.

Национальный проект на Кубани – это прежде всего возрождение истории казачества, где имеются уникальные условия для формирования и изучения национального потенциала. Они помогают и продолжают формировать у молодежи нравственно-эстетическое отношение к жизни. Традиционная культура кубанского казачества, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое образование. Это прослеживается и представлено во многих блоках и конкретных текстах кубанской традиции. Народные праздники и обряды являются одним из компонентов традиционной культуры кубанского казачества. Каждому празднику и обряду присущи определенные действия, виды и жанры искусства, произведения народного творчества. Казаки выделяли так называемые календарные праздники и обряды, имеющие закрепленность во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни казаков

Важное событие – строительство нового дома. Строительство начинали со святого угла в жилище казаков. Образ или образа, теплящуюся лампаду обрамляют вышитые белоснежные полотенца или «воздушные» (накрахмаленные) занавески. Это и есть святой угол. Даже в ночное время от него исходит спокойствие, тихое сияние. Новоселье начиналось с того, что в доме накануне вешали икону, а на ночь оставляли кошку и петуха. Входили в новый дом утром или, в крайнем случае, в первой половине дня, дом освещали. Первым входил хозяин, а за ним хозяйка. С собой обязательно брали хлеб. В обязательном порядке в новый дом приглашали «хозяина-домового».

Казачий праздник

Рис. 1. Празднование казаков 

Казаки

Рис. 2. Костюм казака

Казачка

Рис. 3. Костюм казачки

Дальше изучая культуру кубанских казаков нужно знать, какую одежду носили казаки и казачки. Культура оказывает огромное влияние на человека, рождает и углубляет благородные, высокие чувства, активно формирует эстетические отношения к окружающей действительности. Народное и декоративно-прикладное искусство вводит нас в поэтический мир образа, обогащает их художественное восприятие, развивая тем самым фантазию и воображение. Говоря о традиционной культуре Кубани, необходимо одновременно показывать подрастающему поколению это будущее в настоящем. В каждой семье непременно есть свои семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Нужно устраивать праздники с их главными ритуалами, обрядами как способами передачи традиций.

Как прекрасна кубанская свадьба со своими традициями и обычаями. Казаки придавали большое значение этому событию. Основной формой заключения брака для кубанских казаков является развитый комплекс свадебных обрядов с обязательным присутствием православного венчания. Свадьба состояла из трех этапов: подготовительного, собственно свадьбы и послесвадебного периода. Главным условием казачьей свадьбы считалось веселье, что сулило молодым счастливую семейную жизнь.

Важным обрядом в кубанских станицах были проводы казаков на службу.

Перед уходом казака на военную службу в доме собирались родные и близкие. Важным моментом проводов было благословение. Уезжали призывники нести службу – защищать свой народ. Служебная обязанность казаков составляла пять лет, однако призывали их много раз в течение всей жизни. Пока казак мог сидеть в седле, он был военнообязанным.

Все это можно увидеть и принять участие если приехать в этнографическую станицу Атамань, которая расположена на Таманском полуострове. Этнографическая станица Атамань широко раскинулась на берегу залива. На территории в 68 гектаров расположились целые улицы, центральная площадь, рынок, сторожевые вышки, мельница, мост, колодцы, пасека, харчевня, коновязь, церковь, трактир, школа с непременными атрибутами и персонажами. Здесь выстроены хаты кузнеца, шорника, винодела, рыбака, пожарного, дома станичного правления и войскового атамана, казака, оружейника, ткача, писаря и так далее. Каждая хата имеет свою историю и окружена легендами.

Вход в Атамань

Рис. 4. Вход в Атамань

Часовня. Атамань

Рис. 5. Часовня в станице Атамань

Современная модернизация образования предполагает расширение доступности, повышение качества и эффективности образования в области искусства на основе народной культуры своего народа, на Кубани изучается история казачества, введен предмет «Кубановедение», создан: 1) Кубанский казачий корпус им. Бабича; 2) казачьи классы в школах. При этом необходимым условием является использование взаимосвязи методов обучения, что способствует повышению качества образования, появляется интерес изучать свою культуру, тем самым мы начинаем возрождать и прививать любовь молодому поколению к традициям, обычаям своего региона (Краснодарский край).

Интересы жителей Кубани

Рис. 6. Интересы населения

Сторожевая вышка

Рис. 7. Сторожевая вышка

Пасека на Кубани

Рис. 8. Пасека

Станица

Рис. 9. Вид на станицу

Так живет мельник на Кубани

Рис. 10. Подворье мельника

Станичное правление

Рис. 11. Станичное правление

Борщевня на Кубани

Рис. 12. Борщевня

Сегодня нужно мобилизовать все имеющиеся возможности для воспитания всесторонне развитого человека. Обучать художественным навыкам и развивать систему по внедрению нового. Совершенство не возникает сразу: оно требует для своей эволюции времени, и эволюция свершится в результате усилий всего общества, его целенаправленных действий, думать о реальных переменах в области воспитания – это разработка единого плана. В нашем современном обществе, когда имеет место, опережающее развитие научно-технического прогресса, а культурное воспитание отстает, в том числе и нравственное воспитание, очень важно осознать объективную необходимость изучения этнохудожественной культуры своего региона (Краснодарский край, этнографическая станица Атамань).

Таким образом можно сделать вывод, там, где традиции, культура, обычаи, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для воспитания и развития молодежи, для расцвета профессионального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве стремился передать свой опыт в этом и раскрывается самобытность культуры каждого народа.

Список литературы

  1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
  2. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В.Е. Краснодар : Кубанское книжное издательство, 2004.
  3. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015
  4. Мальцева Л. В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар : Традиция, 2010.
  5. Мальцева Л. В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края). Краснодар : Экоинвест, 2009.

  

Материал поступил в редакцию 24.0.2017
© Мальцева Л.В., 2017