Особенности создания логотипов музеев и учреждений музейного типа

Наука без границ - Особенности создания логотипов музеев и учреждений музейного типа

Авторы: Михайлова Серафима Юрьевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 10-15

Объём: 0,43

Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (14), сентябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Михайлова С. Ю. Особенности создания логотипов музеев и учреждений музейного типа // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 10-15.

Аннотация: В статье рассматриваются основные критерии создания фирменного стиля для учреждений музейного типа. Фирменный стиль – лицо современных компаний. Следовательно, необходимо создать такой стиль, чтобы при мимолетном взгляде был узнаваем и отражал деятельность фирмы/учреждения. Также приведены примеры фирменных стилей музеев и их особенности. Неотъемлемой частью восприятия человеком информации является визуализация, следовательно, в статье отражена важная сторона этого.

В современном мире каждый музей, музейный комплекс или учреждение музейного типа[1] стремится к разработке и продвижению своего фирменного стиля. Фирменный стиль позволяет отличить музей, используется на канцелярской и прочей продукции и является неотъемлемой частью имиджа. Наличие фирменного стиля музея говорит о серьезном, уважительном отношении руководителей учреждения и к посетителям, и к себе.

Основой фирменного стиля является логотип; именно с него начинается разработка фирменного стиля в целом, для которого логотип является смыслообразующим ядром. Под понятием логотип традиционно понимается графический знак, составленный с использованием букв, цифр и/или изображения, который используется компанией для идентификации пользователями. Традиционный графический знак может не включать какого-либо элемента (букв или картинки). Чаще всего, логотип музея включает название музея и изображение: музейного здания (как, например, в логотипах Калининградского историко-художественного музея, Третьяковской галереи, Таганрогского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Воронежского областного художественного музея им. И. М. Крамского, Рязанского музея-заповедника С. Есенина, Ярославского художественного музея), монограммы (Государственный Русский музей, ГМЗ «Петергоф», Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж), изображения, указывающего на специфику экспонатов музея (Музей истории русского платка и шали, Вятский палеонтологический музей, Историко-художественный Муромский музей). Однако, актуальной тенденций становится использование только оригинальных шрифтов при создании логотипа музея (такие логотипы предлагают, например, Музей русского импрессионизма, Московский музей современного искусства, Эрарта (музей и галерея современного искусства), Московский музей мультимедиа) [1, 2, 3, 4].

Неотъемлемой частью восприятия человеком графического изображения является визуализация. Визуализация – общее название методов представления числовой информации или физического явления в виде, который удобен для зрительного наблюдения и анализа [5]. Визуализация является частью различных областей человеческой деятельности. В том числе и компьютерной графики. Здесь она определяется понятием рендеринг[2].

С помощью визуализации появляется возможность более точно выразить замысел произведения, выделить визуальные образы, благодаря чему сделать ее понятной для большого количества людей.

Повышенный интерес к изучению визуализации подтверждает актуальность данной области в культуре современного общества. Во многих учебных заведениях всего мира ведутся исследования визуальных процессов. Визуальный образ, по сравнению с вербальным образом более доходчив и понятен обывателю. По многочисленным данным, в среднем 70…90 % информации человек получает с помощью органов зрения. Результатом освоения визуальной культуры[3] можно считать восприятие зрительных образов, способность их анализировать, оценивать и создавать индивидуальные художественные образы. В тот момент, когда человек обращает внимание на произведение искусства, его восприятие строится на эмоциональной реакции, благодаря зрению, через которое произведение включается в систему уже сформировавшихся за жизнь ценностей. В процессе произведение многократно усиливается ассоциативными связями. Следовательно, эффект от изображения не так силен, как впечатление от него. Поэтому, смысл визуальной культуры заключается в обогащении внутреннего мира визуальными образами, а затем, к созданию собственных видимых объектов.

В Современном мире все сводится к тому, что вербальная парадигма сменяется визуальной [6].

Основной задачей данной статьи является изучение особенности создания логотипов музеев, от крупных до небольших, от знаменитых до неизвестных для того, чтобы в дальнейшем было проще их идентифицировать, на основе созданных схем и разработанных методик создавать новые, понятные всем фирменные стили.

При создании лого важно ориентироваться на определенную аудиторию. Чтобы привлечь посетителя, необходимо создать запоминающийся логотип. Для этого надо применить несколько пунктов:

  1. Простота. Почти все гениальные логотипы основаны на простоте. Здесь работает правило «лучше меньше да лучше». Чтобы лого не стало перегруженным надо использовать минимум графических элементов.
  2. Привлекательность. Помимо, возможно, красивого названия фирмы, графически лого должно быть привлекательным и оставаться в памяти, как что-то приятное и вызывающее положительные эмоции.
  3. Читаемость. В современном мире существует огромное количество логотипов, которые не читаемы, а это значит, что название фирмы останется загадкой. Поэтому стоит создавать графическое изображение так, чтобы с дальнего расстояния можно было прочитать название.
  4. Запоминаемость. Созданный знак на основе этого критерия с первого взгляда врезается в память человека. А это говорит о хорошем сочетании визуального ряда с надписью, что в дальнейшем облегчит узнавание и идентификацию логотипа.
  5. Универсальность. Универсальные знаки не меняются на протяжении существования фирмы. В данном случае важно использовать универсальные дизайнерские приемы и инструменты.
  6. Оригинальность. Каждый дизайнер считает своим долгом сделать лого оригинальным. Главное не переборщить с оригинальностью в ущерб простоте.
  7. Ассоциативность. Графическая основа логотипа, его цвет и шрифт должны вызывать только соответствующие ассоциации и создавать точный образ, соответствующий общей тематике лого в целом.
  8. Функциональность. Когда дизайнер создает логотип, он представляет, как лого будет масштабироваться, где и как он будет располагаться и смотреться в одноцветном исполнении.
  9. Уникальность. Обязательным пунктом при создании фирменного стиля считается уникальность. Сюда включают зарегистрированные: шрифт, цвет, линию и другое. Именно это в сочетании образуют неповторимое лого [7].

Логотипы музейных комплексов можно разделить на несколько небольших групп. В логотипе или эмблеме музея нередко отражены те экспонаты или картины, которые выставлены в галерее комплекса. Существуют такие логотипы, на которых изображены здания музеев или их силуэт, для упрощения восприятия. Чаще всего в этой группе находятся крупные музеи. К другой группе относят логотипы в виде шрифта. Иногда буквы могут немного видоизменяться, для того чтобы придать слову динамичности, либо пластичности.

При создании логотипа или эмблемы надо помнить о том, что данные элементы могут быть размещены как на большом баннере на здании музея, так и на шариковой ручке. Поэтому не стоит делать много мелких элементов, чтобы при нанесении рисунка на маленький предмет, он не слился в одно пятно. С другой стороны, крупные элементы не всегда хороши. На баннере они могут смотреться громоздко, а на предмете слишком «тучно». При создании логотипа нельзя шрифт растягивать или суживать, так как текст становится нечитабельным, а из-за этого такой шрифт не заметен на афишах и объявлениях. Следовательно, надо помнить об этих аспектах при создании логотипа или эмблемы.

Важным аспектом, входящим в состав фирменного стиля музея является цвет. Он, как никто другой, в полной мере может передать особенности галерей и содержания музейных комплексов. Например, если в стенах музея выставляются молодые таланты, то возможно, но совсем не обязательно, фирменный стиль будет разработан с использованием ярких, контрастных цветов. Также на рассмотрение можно взять галереи, где выставляют работы известных художников прошлого времени. Тогда, вполне возможно, фирменный стиль будет оформлен с использованием спокойных, пастельных цветов. Не стоит зацикливаться на том, что цвет может зависеть от возраста художников, цвета могут отражать стили выставки и ее особенности.

Состав элементов, входящих в фирменный стиль музея немного отличается от стандартного перечня. Помимо визиток на каждого сотрудника, фирменных бланков, логотипа, фирменных цветов и шрифтов, сюда добавятся и такие понятия как: направляющие, навигация, магнитики, афиши, билеты, флаеры, специально разработанная программа, показывающая план расположения помещений в определенном здании.

Необходимо помнить и об обязательных текстовых элементах, присутствующих на билетах, рекламных буклетах, визитках, бланках и тому подобное. К ним относят: адрес здания, где проходит выставка; телефонный номер музея; почтовый индекс и другие.

При создании логотипа стоит учитывать классификацию по масштабу выставки [8, 9]. Музеи делят на три категории: крупный, средний, малый.

К крупным относят:

  1. Лувр (Франция);
  2. Британский музей (Англия);
  3. Государственный Эрмитаж (Россия);

К средним:

  1. Летний дворец Петра I;
  2. Нью-Йоркский музей транспорта;
  3. Музей библиотеки Моргана;
  4. Музей «Домик Петра I»;

К малым:

  1. Музей русского быта;
  2. Музей Хлеба;
  3. Музей кукол;
  4. Музей музыкальных инструментов;
  5. Музей Русской Драмы.

В книге «Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений культуры. Создание фирменного стиля» Дмитрия Неяглова подробно описаны некоторые фирменные стили, в том числе и логотипы различных музеев. Например, в книге был рассмотрен музей Ван Гога [10].

Про фирменный стиль этого музея Дмитрий пишет, что он самый узнаваемый в мире. На первый взгляд он выглядит чрезвычайно разнообразно, но если всмотреться, то окажется, что для подготовки материалов не потребовалось фотографий. Если стиль построен на фотографиях, то количество труда, вкладываемого в материалы, увеличивается в несколько раз. Необходимо подобрать или создать фотографию, приобрести на нее права и композиционно правильно и красиво расположить на ней текст, что чаще всего бывает не так просто. Почти все материалы, связанные со стилем заимствованы у Ван Гога. Из-за небольшого количества разнообразия изображений много внимания уделяется верстке. Голландская школа верстки – одна из самых известных в мире, соответственно фирменный стиль Амстердамского музея эволюционирует, а это преимущество [6].

Еще один пример необычного логотипа, это лого Музея кино. Сам лого состоит из нескольких элементов, а именно луч, экран и кинохлопушка. Данный фирменный стиль отражает основную природу кинематографа – движение. Именно поэтому, первостепенной задачей было отразить в айдентике фото и кинокадры. И дизайнер выполнил эту задачу. Визуально на первый план выходит источник, который создает необходимый информационный акцент для зрителя. Дизайнер фирменного стиля музея кино Инджила Самад Али: «Для меня важно, чтобы разработанная айдентика оставалась актуальной вне времени и в первую очередь выполняла свою главную функцию – создавала лицо Музея кино» [11].

Даже рассмотрев несколько музеев можно сказать, что важно создавать логотипы, отличающие подобные учреждения друг от друга. В этом и заключается смысл айдентики. Надо создать такой знак, чтобы при мимолётном взгляде на него, сразу становилось понятно какое учреждение или фирма что рекламирует. Также надо сделать заметным логотип, так как в современном мире существует огромное количество фирменных стилей, а вместе с ними и фирменных знаков, поэтому, появляется необходимость выделиться среди этого многообразия.

Список литературы

  1. Романчук А. В. Музейный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/romanchuk.htm (дата обращения: 02.09.2017).
  2. Достопримечательности. Летний дворец Петра I. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spb-rf.ru/letniy_dvorets (дата обращения: 31.07.2017).
  3. Ходьков Ю. Л. Товарный знак вчера и сегодня: предыстория, эволюция, типология, композиция и стилистика. Санкт-Петербург, 2005. 264 с.
  4. Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М. : Астрель, 2006. 298 с.
  5. Визуализация [Электронный ресурс] // Википедия – Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.08.2017).
  6. Серикова Т. Ю. Визуализация современной культуры как искусствоведческая проблема // Вестник ТГГПУ. 2010. № 3 (21).
  7. 10 основных принципов, необходимых для создания эффектного логотипа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.designonstop.com/webdesign/article/10-osnovnyx-principov-neobxodimyx-dlya-sozdaniya-effektnogo-logotipa (дата обращения: 09.03.2017).
  8. Путеводитель. 10 небольших музеев Нью-Йорка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putevodnyj.ru/10-luchshikh-nebolshikh-muzeev-nyu-yorka (дата обращения: 27.05.2017).
  9. Музей русского быта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spb-rf.ru/muzey_russkogo_byta (дата обращения: 05.04.2017).
  10. Неяглов Д. Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений культуры. Создание фирменного стиля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://miscp.ru/assets/docs/id-in-culture.pdf (дата обращения: 21.08.2017).
  11. Истории великих логотипов. Nestle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/istorii-velikih-logotipov (дата обращения: 24.06.2017).

 

Материал поступил в редакцию 03.09.2017
© Михайлова С. Ю., 2017


[1] Под учреждением музейного типа понимаются организации, в названии которых присутствует термин «музей», однако деятельность, в значительной степени, основана не на сохранении и актуализации подлинных предметов, а на использовании макетов. Деятельность подобных учреждений, в первую очередь, является рекреационной. Например, гранд-макет «Вся Россия», «Петровская акватория», музей занимательной науки «Лабиринтум». Немаловажно, что в уставной части большинство этих учреждений имеют форму ООО, а не НКО, как большинство зарегистрированных частных музеев.

[2] Рендеринг – понятие в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.

[3] Визуальная культура – это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологи, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Нужно отметить, что сама по себе визуальная культура постепенно становится доминирующей формой культуры как таковой.