Особенности создания логотипов музеев и учреждений музейного типа
Авторы: Михайлова Серафима Юрьевна
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 10-15
Объём: 0,43
Опубликовано в: «Наука без границ» № 9 (14), сентябрь 2017
Библиографическое описание: Михайлова С. Ю. Особенности создания логотипов музеев и учреждений музейного типа // Наука без границ. 2017. № 9 (14). С. 10-15.
Аннотация: В статье рассматриваются основные критерии создания фирменного стиля для учреждений музейного типа. Фирменный стиль – лицо современных компаний. Следовательно, необходимо создать такой стиль, чтобы при мимолетном взгляде был узнаваем и отражал деятельность фирмы/учреждения. Также приведены примеры фирменных стилей музеев и их особенности. Неотъемлемой частью восприятия человеком информации является визуализация, следовательно, в статье отражена важная сторона этого.
В современном мире каждый музей, музейный комплекс или учреждение музейного типа[1] стремится к разработке и продвижению своего фирменного стиля. Фирменный стиль позволяет отличить музей, используется на канцелярской и прочей продукции и является неотъемлемой частью имиджа. Наличие фирменного стиля музея говорит о серьезном, уважительном отношении руководителей учреждения и к посетителям, и к себе.
Основой фирменного стиля является логотип; именно с него начинается разработка фирменного стиля в целом, для которого логотип является смыслообразующим ядром. Под понятием логотип традиционно понимается графический знак, составленный с использованием букв, цифр и/или изображения, который используется компанией для идентификации пользователями. Традиционный графический знак может не включать какого-либо элемента (букв или картинки). Чаще всего, логотип музея включает название музея и изображение: музейного здания (как, например, в логотипах Калининградского историко-художественного музея, Третьяковской галереи, Таганрогского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Воронежского областного художественного музея им. И. М. Крамского, Рязанского музея-заповедника С. Есенина, Ярославского художественного музея), монограммы (Государственный Русский музей, ГМЗ «Петергоф», Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж), изображения, указывающего на специфику экспонатов музея (Музей истории русского платка и шали, Вятский палеонтологический музей, Историко-художественный Муромский музей). Однако, актуальной тенденций становится использование только оригинальных шрифтов при создании логотипа музея (такие логотипы предлагают, например, Музей русского импрессионизма, Московский музей современного искусства, Эрарта (музей и галерея современного искусства), Московский музей мультимедиа) [1, 2, 3, 4].
Неотъемлемой частью восприятия человеком графического изображения является визуализация. Визуализация – общее название методов представления числовой информации или физического явления в виде, который удобен для зрительного наблюдения и анализа [5]. Визуализация является частью различных областей человеческой деятельности. В том числе и компьютерной графики. Здесь она определяется понятием рендеринг[2].
С помощью визуализации появляется возможность более точно выразить замысел произведения, выделить визуальные образы, благодаря чему сделать ее понятной для большого количества людей.
Повышенный интерес к изучению визуализации подтверждает актуальность данной области в культуре современного общества. Во многих учебных заведениях всего мира ведутся исследования визуальных процессов. Визуальный образ, по сравнению с вербальным образом более доходчив и понятен обывателю. По многочисленным данным, в среднем 70…90 % информации человек получает с помощью органов зрения. Результатом освоения визуальной культуры[3] можно считать восприятие зрительных образов, способность их анализировать, оценивать и создавать индивидуальные художественные образы. В тот момент, когда человек обращает внимание на произведение искусства, его восприятие строится на эмоциональной реакции, благодаря зрению, через которое произведение включается в систему уже сформировавшихся за жизнь ценностей. В процессе произведение многократно усиливается ассоциативными связями. Следовательно, эффект от изображения не так силен, как впечатление от него. Поэтому, смысл визуальной культуры заключается в обогащении внутреннего мира визуальными образами, а затем, к созданию собственных видимых объектов.
В Современном мире все сводится к тому, что вербальная парадигма сменяется визуальной [6].
Основной задачей данной статьи является изучение особенности создания логотипов музеев, от крупных до небольших, от знаменитых до неизвестных для того, чтобы в дальнейшем было проще их идентифицировать, на основе созданных схем и разработанных методик создавать новые, понятные всем фирменные стили.
При создании лого важно ориентироваться на определенную аудиторию. Чтобы привлечь посетителя, необходимо создать запоминающийся логотип. Для этого надо применить несколько пунктов:
- Простота. Почти все гениальные логотипы основаны на простоте. Здесь работает правило «лучше меньше да лучше». Чтобы лого не стало перегруженным надо использовать минимум графических элементов.
- Привлекательность. Помимо, возможно, красивого названия фирмы, графически лого должно быть привлекательным и оставаться в памяти, как что-то приятное и вызывающее положительные эмоции.
- Читаемость. В современном мире существует огромное количество логотипов, которые не читаемы, а это значит, что название фирмы останется загадкой. Поэтому стоит создавать графическое изображение так, чтобы с дальнего расстояния можно было прочитать название.
- Запоминаемость. Созданный знак на основе этого критерия с первого взгляда врезается в память человека. А это говорит о хорошем сочетании визуального ряда с надписью, что в дальнейшем облегчит узнавание и идентификацию логотипа.
- Универсальность. Универсальные знаки не меняются на протяжении существования фирмы. В данном случае важно использовать универсальные дизайнерские приемы и инструменты.
- Оригинальность. Каждый дизайнер считает своим долгом сделать лого оригинальным. Главное не переборщить с оригинальностью в ущерб простоте.
- Ассоциативность. Графическая основа логотипа, его цвет и шрифт должны вызывать только соответствующие ассоциации и создавать точный образ, соответствующий общей тематике лого в целом.
- Функциональность. Когда дизайнер создает логотип, он представляет, как лого будет масштабироваться, где и как он будет располагаться и смотреться в одноцветном исполнении.
- Уникальность. Обязательным пунктом при создании фирменного стиля считается уникальность. Сюда включают зарегистрированные: шрифт, цвет, линию и другое. Именно это в сочетании образуют неповторимое лого [7].
Логотипы музейных комплексов можно разделить на несколько небольших групп. В логотипе или эмблеме музея нередко отражены те экспонаты или картины, которые выставлены в галерее комплекса. Существуют такие логотипы, на которых изображены здания музеев или их силуэт, для упрощения восприятия. Чаще всего в этой группе находятся крупные музеи. К другой группе относят логотипы в виде шрифта. Иногда буквы могут немного видоизменяться, для того чтобы придать слову динамичности, либо пластичности.
При создании логотипа или эмблемы надо помнить о том, что данные элементы могут быть размещены как на большом баннере на здании музея, так и на шариковой ручке. Поэтому не стоит делать много мелких элементов, чтобы при нанесении рисунка на маленький предмет, он не слился в одно пятно. С другой стороны, крупные элементы не всегда хороши. На баннере они могут смотреться громоздко, а на предмете слишком «тучно». При создании логотипа нельзя шрифт растягивать или суживать, так как текст становится нечитабельным, а из-за этого такой шрифт не заметен на афишах и объявлениях. Следовательно, надо помнить об этих аспектах при создании логотипа или эмблемы.
Важным аспектом, входящим в состав фирменного стиля музея является цвет. Он, как никто другой, в полной мере может передать особенности галерей и содержания музейных комплексов. Например, если в стенах музея выставляются молодые таланты, то возможно, но совсем не обязательно, фирменный стиль будет разработан с использованием ярких, контрастных цветов. Также на рассмотрение можно взять галереи, где выставляют работы известных художников прошлого времени. Тогда, вполне возможно, фирменный стиль будет оформлен с использованием спокойных, пастельных цветов. Не стоит зацикливаться на том, что цвет может зависеть от возраста художников, цвета могут отражать стили выставки и ее особенности.
Состав элементов, входящих в фирменный стиль музея немного отличается от стандартного перечня. Помимо визиток на каждого сотрудника, фирменных бланков, логотипа, фирменных цветов и шрифтов, сюда добавятся и такие понятия как: направляющие, навигация, магнитики, афиши, билеты, флаеры, специально разработанная программа, показывающая план расположения помещений в определенном здании.
Необходимо помнить и об обязательных текстовых элементах, присутствующих на билетах, рекламных буклетах, визитках, бланках и тому подобное. К ним относят: адрес здания, где проходит выставка; телефонный номер музея; почтовый индекс и другие.
При создании логотипа стоит учитывать классификацию по масштабу выставки [8, 9]. Музеи делят на три категории: крупный, средний, малый.
К крупным относят:
- Лувр (Франция);
- Британский музей (Англия);
- Государственный Эрмитаж (Россия);
К средним:
- Летний дворец Петра I;
- Нью-Йоркский музей транспорта;
- Музей библиотеки Моргана;
- Музей «Домик Петра I»;
К малым:
- Музей русского быта;
- Музей Хлеба;
- Музей кукол;
- Музей музыкальных инструментов;
- Музей Русской Драмы.
В книге «Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений культуры. Создание фирменного стиля» Дмитрия Неяглова подробно описаны некоторые фирменные стили, в том числе и логотипы различных музеев. Например, в книге был рассмотрен музей Ван Гога [10].
Про фирменный стиль этого музея Дмитрий пишет, что он самый узнаваемый в мире. На первый взгляд он выглядит чрезвычайно разнообразно, но если всмотреться, то окажется, что для подготовки материалов не потребовалось фотографий. Если стиль построен на фотографиях, то количество труда, вкладываемого в материалы, увеличивается в несколько раз. Необходимо подобрать или создать фотографию, приобрести на нее права и композиционно правильно и красиво расположить на ней текст, что чаще всего бывает не так просто. Почти все материалы, связанные со стилем заимствованы у Ван Гога. Из-за небольшого количества разнообразия изображений много внимания уделяется верстке. Голландская школа верстки – одна из самых известных в мире, соответственно фирменный стиль Амстердамского музея эволюционирует, а это преимущество [6].
Еще один пример необычного логотипа, это лого Музея кино. Сам лого состоит из нескольких элементов, а именно луч, экран и кинохлопушка. Данный фирменный стиль отражает основную природу кинематографа – движение. Именно поэтому, первостепенной задачей было отразить в айдентике фото и кинокадры. И дизайнер выполнил эту задачу. Визуально на первый план выходит источник, который создает необходимый информационный акцент для зрителя. Дизайнер фирменного стиля музея кино Инджила Самад Али: «Для меня важно, чтобы разработанная айдентика оставалась актуальной вне времени и в первую очередь выполняла свою главную функцию – создавала лицо Музея кино» [11].
Даже рассмотрев несколько музеев можно сказать, что важно создавать логотипы, отличающие подобные учреждения друг от друга. В этом и заключается смысл айдентики. Надо создать такой знак, чтобы при мимолётном взгляде на него, сразу становилось понятно какое учреждение или фирма что рекламирует. Также надо сделать заметным логотип, так как в современном мире существует огромное количество фирменных стилей, а вместе с ними и фирменных знаков, поэтому, появляется необходимость выделиться среди этого многообразия.
Список литературы
- Романчук А. В. Музейный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/romanchuk.htm (дата обращения: 02.09.2017).
- Достопримечательности. Летний дворец Петра I. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spb-rf.ru/letniy_dvorets (дата обращения: 31.07.2017).
- Ходьков Ю. Л. Товарный знак вчера и сегодня: предыстория, эволюция, типология, композиция и стилистика. Санкт-Петербург, 2005. 264 с.
- Туэмлоу Э. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. М. : Астрель, 2006. 298 с.
- Визуализация [Электронный ресурс] // Википедия – Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 20.08.2017).
- Серикова Т. Ю. Визуализация современной культуры как искусствоведческая проблема // Вестник ТГГПУ. 2010. № 3 (21).
- 10 основных принципов, необходимых для создания эффектного логотипа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.designonstop.com/webdesign/article/10-osnovnyx-principov-neobxodimyx-dlya-sozdaniya-effektnogo-logotipa (дата обращения: 09.03.2017).
- Путеводитель. 10 небольших музеев Нью-Йорка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putevodnyj.ru/10-luchshikh-nebolshikh-muzeev-nyu-yorka (дата обращения: 27.05.2017).
- Музей русского быта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spb-rf.ru/muzey_russkogo_byta (дата обращения: 05.04.2017).
- Неяглов Д. Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений культуры. Создание фирменного стиля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://miscp.ru/assets/docs/id-in-culture.pdf (дата обращения: 21.08.2017).
- Истории великих логотипов. Nestle [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/istorii-velikih-logotipov (дата обращения: 24.06.2017).
Материал поступил в редакцию 03.09.2017
© Михайлова С. Ю., 2017
[1] Под учреждением музейного типа понимаются организации, в названии которых присутствует термин «музей», однако деятельность, в значительной степени, основана не на сохранении и актуализации подлинных предметов, а на использовании макетов. Деятельность подобных учреждений, в первую очередь, является рекреационной. Например, гранд-макет «Вся Россия», «Петровская акватория», музей занимательной науки «Лабиринтум». Немаловажно, что в уставной части большинство этих учреждений имеют форму ООО, а не НКО, как большинство зарегистрированных частных музеев.
[2] Рендеринг – понятие в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.
[3] Визуальная культура – это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологи, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Нужно отметить, что сама по себе визуальная культура постепенно становится доминирующей формой культуры как таковой.